СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
РИКОШЕТ |
КАК ДЕЛА? |
Сергей ПОЛЕВОЙ |
Родился 2 октября 1924 года в Москве. Нападающий, мастер спорта. Выступал за московский "Сталинец" (1940-41), сборную погранвойск СССР (1947), дубль "Динамо" Московской области (1949), "Буревестник" Кишинев (1950-54). Заслуженный тренер Молдавской ССР. Тренировал "Буревестник" (1956-58), "Труд" Глухово (1958-62). В 1962-1987 годы - зав. отделом футбола Всесоюзного совета спортивных обществ профсоюзов СССР. В 1988-1989 годы - председатель Федерации футбола РСФСР. Ныне ответственный секретарь Союза ветеранов футбола России.
- Вы в футбол играли еще до войны - трудно поверить!
- Наша школа находилась в Черкизове рядом со стадионом "Сталинец". Я туда пришел в 14 лет. А в 16 уже играл за первую мужскую левым инсайдом.
- Стадион на месте нынешнего "Локомотива" был?
- Да. Но просто ров и скамейки. В 38-м построили колоннаду, беговую дорожку, забор, трибуны на 15 - 18 тысяч. Каждый год 2 мая на нем открывался сезон.
- Как решали проблемы с экипировкой? Бутсы ведь тогда в магазинах не продавали...
- Проблем не было. Общество "Сталинец" содержали электрозавод и профсоюзы. После тренировки нас бесплатно кормили на рубль 50 копеек. Выдавали красивые майки, трусы "белые, репсовые", бутсы - тяжеленные, с "щечками", шипы кожаные прибивали гвоздями...
- Потом война - не до футбола...
- Какой там футбол! Хотя в годы войны в футбол в Москве играли: проводили чемпионаты столицы, товарищеские встречи. В 44-м Кубок начали проводить, "Зенит" его выиграл. Только Сталинград освободили - летом "Спартак" приехал туда играть с местной командой. Но я от футбола был отлучен на пять лет: призвал Сокольнический военкомат наш 24-й год - и сразу под Сталинград. В 43-м ранило меня. Попала наша минометная рота под обстрел. Пока до канавы бежали, приятелю ногу оторвало, а мне в шею осколок попал...
- Как же после пятилетнего перерыва в футбол вернулись?
- Случайно. В 47-м лежал в госпитале в Средней Азии - на границе, где тогда служил, в бою ранило. Главврач дал мне журналы, там и про футбол было. Я ему говорю: "Борис Иваныч, а я тоже играл когда-то", - и называю команды. Поправился - пригласили сыграть за воинскую часть.
- Ноги, наверное, деревянные были...
- Физически был в форме. У нас же на границе участки - 15 км туда, 15 обратно. Вот ежедневно по 30 км и проходили! Попал в сборную Туркменского округа. Выигрываем зону в Закавказье, едем в Ленинград, занимаем 2-е место - берут в сборную погранвойск СССР. Приезжаем в Москву, выигрываем 1-е место, и восемь игроков оставляют в дубле областного "Динамо".
- Блестящая карьера! Сразу повышение в звании...
- Звание у меня было старший сержант, но зарплату повысили здорово. Рядовым получал 30 рублей, сержантом - 300, в дубле "Динамо" мне только за паек 412 рублей платили плюс 1500 - зарплата. Отец мой, электромонтер на заводе, получал 800. За тот сезон через дубль прошло около сотни человек, а в запас на игры основы брали по пять-шесть. Если команда выигрывала, то даже те, кто сидел на скамейке, получали 50 процентов премиальных. А платили от сбора. В "Динамо" за победу выходило рублей 800. А когда в Ленинграде построили стадион имени Кирова, там при полных трибунах, если выиграешь, получаешь 2200 - 2500! (Все суммы - "старыми", до реформы 1961 года. Прим. Д.Т.)
- Вы руководили профсоюзным футболом. С футболом ведомственным борьба была нешуточная; наверное?
- Борьба была острая. Но в неравных условиях. Профсоюзные команды игроков выбирали, "Динамо" и ЦСКА - отбирали. У профсоюзных.
- Но "Спартак" тем не менее становился чемпионом...
- За "Спартак" болело руководство. В том числе Промыслов и Гришин (председатель Моссовета и 1-й секретарь Московского горкома партии. Прим. Д.Т.).
- Как живется в Союзе ветеранов?
- Денег мало. Если найдем доброго человека, спонсора, соберем человек сорок ветеранов, проведем турнир. И все. А живу на пенсию. Да неправительственный фонд приплачивает 341 рубль...
Дмитрий ТУМАНОВ