ФУТБОЛ |
ЧМ-2014 |
И ВНОВЬ ФИНАЛ НА "МАРАКАНЕ"!
На этой неделе стало ясно, что чемпионат мира 2014 года, скорее всего, пройдет в Бразилии. Кандидатом №1 от Южной Америки бразильцы стали в первую очередь благодаря выдающимся успехам своей сборной в последнее десятилетие.
Бразилия одержала очередную победу! Правда, на этот раз не на зеленом поле, а в кабинетах, где решаются судьбы мирового футбола. В минувший вторник на заседании Южноамериканской футбольной конфедерации (CONMEBOL) в Асунсьоне представители всех десяти стран, входящих в эту организацию, поддержали кандидатуру Бразилии на проведение чемпионата мира 2014 года (который решением ФИФА должен пройти именно в Южной Америке). Пусть окончательное решение на этот счет международная федерация примет аж через пять лет - в 2008-м, новость, пришедшая из столицы Парагвая, вызвала на родине Пеле невероятный взрыв радости.
СТЕРЕТЬ ИЗ ПАМЯТИ ПОЗОР 1950 ГОДА!
- Мы заслужили это право хотя бы потому, что выигрывали Кубок мира чаще, чем какая-либо другая сборная, - такой была первая реакция в Бразилии на асунсьонские решения. - К тому же это великолепная возможность навсегда вычеркнуть из памяти обиднейшее поражение от Уругвая полувековой давности.
Речь, как вы сами понимаете, о неудаче бразильцев в финале чемпионата мира 1950 года, когда они на родной "Маракане" в присутствии 200 тысяч зрителей уступили уругвайцам - 1:2. Много воды утекло с тех пор в Амазонке, несколько поколений футболистов сменили друг друга, Бразилия ни много ни мало пять раз становилась сильнейшей в мире, а то унизительное поражение до сих пор стоит у нынешних пентакампеонов костью в горле.
Впрочем, для потомков выдающегося трио Зизинью - Адемир Жаир, которое задавало тон игре бразильцев в 1950-м, не столько важно взять реванш у уругвайцев, сколько завоевать Кубок мира на глазах у собственной торсиды.
"Мундиал"-2014 станет пятым чемпионатом мира в Южной Америке. В прошлом веке лучших футболистов планеты принимали четыре страны этого континента Уругвай в 1930 году, Бразилия в 1950-м, Чили в 1962-м и Аргентина в 1978-м. Причем всякий раз чемпионом становилась южноамериканская сборная: дважды Уругвай, а затем Бразилия и Аргентина.
"36 лет спустя столица мирового футбола вновь переедет в Южную Америку, в Бразилию, чтобы вдохнуть новую жизнь в, возможно, самый величественный футбольный храм мира - "Маракану". Ваши аплодисменты, господа!" - этими словами закончил свою яркую речь на заседании Южноамериканской конфедерации футбола ее президент Николае Леос. В ответ действительно последовали аплодисменты. Если у кого-то из присутствовавших и оставались сомнения относительно справедливости выбора страны - хозяйки ЧМ-2014, то их предпочли не афишировать.
По сути, у Бразилии был только один серьезный конкурент - Аргентина. Однако из-за глубокого экономического кризиса, поразившего страну несколько лет назад, ее кандидатура даже не выдвигалась. Зато неожиданно для многих на определенном этапе единым блоком выступили Боливия, Венесуэла, Колумбия и Эквадор, собиравшиеся провести чемпионат в каких-то двух из этих стран. Наподобие того, как это было на ЧЕ-2000 в Бельгии и Голландии и на ЧМ-2002 в Корее и Японии.
Тем не менее в декабре прошлого года и они сдали свои позиции под напором бразильской футбольной дипломатии. Вдобавок ко всему сама ФИФА не в восторге от опыта проведения чемпионата в двух странах, и не исключено, что в дальнейшем она подобные эксперименты запретит.
БРАЗИЛЬСКИЙ КОЛОСКОВ
Основная заслуга в том, что ЧМ-2014 пройдет на родине Пеле, принадлежит помимо традиционно великолепной сборной "бразильскому Колоскову" - Рикарду Тейшейре, который уже полтора десятка лет стоит у руля национальной конфедерации футбола. Нынешнее решение CONMEBOL фактически гарантирует Тейшейре продление мандата вплоть до 2014 года, поскольку именно ему пришлось обивать пороги кабинетов в правительстве, парламенте и международных футбольных организациях, доказывая, что Бразилия справится с поставленной задачей на "отлично".
Собственно, в кулуарах заседания в Асунсьоне о продлении полномочий Тейшейры говорили уже, как о деле решенном. Однако сам руководитель бразильского футбола на прямой вопрос на заключительной пресс-конференции ответил, как и в большинстве других случаев, уклончиво: "Не знаю, не знаю, мы все под богом ходим, а 2014 год еще совсем не скоро".
Тейшейра, кстати, очень доволен тем, что ФИФА объявила о готовности предоставить Бразилии право провести мировое первенство за 11 с лишним лет до его начала, хотя обычно это делают не более чем за шесть лет. По его твердому убеждению, руководители международного футбола приняли такое решение, поскольку хотели выразить уважение к бразильской сборной, которая в последнее десятилетие дважды выигрывала титул чемпиона мира.
- Оргкомитет будущего чемпионата начнет работу уже в ближайшее время, чтобы страна имела четкую программу подготовки к турниру, - заверил Тейшейра представителей CONMEBOL. - Если ФИФА, как и планировалось ранее, решит увеличить число участников финальной стадии с 32 до 36, это не создаст нам дополнительных проблем, поскольку в Бразилии уже сейчас есть 27 стадионов, готовых принять матчи чемпионата, хорошие аэропорты, современная связь и другая необходимая инфраструктура. По нашим предварительным расчетам, турнир пройдет как минимум в 12 городах.
Между прочим, с предложением расширить число финалистов мировых первенств в прошлом году выступила как раз Южноамериканская конфедерация. Цель проста: добиться от ФИФА, чтобы сразу пять сборных от этого континента (сейчас четыре. - Прим. В.К.) напрямую попадали в финальную пульку. Йозеф Блаттер и его подчиненные пока скептически относятся к этой идее, хотя и пообещали подробно рассмотреть интересующий CONMEBOL вопрос на заседании исполкома ФИФА 3 мая.
ПЕРЕГНАТЬ АФРИКУ!
Впрочем, кое-кто из помощников Тейшейры по Бразильской конфедерации футбола вынашивает еще более коварные планы. А именно - привезти чемпионат мира в страну на четыре года раньше, в 2010-м, в том случае если представитель Африки в конце концов не справится с его организацией. Разумеется, из политических и этических соображений никто не собирается об этом официально заявлять, однако такая вероятность существует, и, значит, Бразилия должна быть готова к такому повороту событий.
Кстати, подобное в истории мирового футбола уже случалось: готовясь к чемпионату 1986 года, Колумбия столкнулась с серьезными проблемами и выбилась из графика, в результате чего ФИФА передала право проведения турнира Мексике.
- При всем уважении к Африке, она могла бы подождать, - так считает главный тренер сборной Бразилии Карлос Алберто Паррейра, один из самых горячих сторонников переноса чемпионата мира в Бразилии на более ранний срок. Последние два мировых первенства, в 1998 году во Франции и в 2002-м в Корее и Японии, были организованы на самом высоком уровне. Не сомневаюсь, что следующий турнир в Германии, учитывая обязательность и педантичность немцев, тоже пройдет без сучка и задоринки. А вот в том, что мировой футбольный форум готова принять Африка, я, уж простите, далеко не уверен. Хотя, быть может, говорю это под властью эмоций: не терпится увидеть чемпионат в родной Бразилии.
Тейшейра - человек более рассудительный, а потому он вовсе не хотел бы форсировать события. И не столько потому, что лояльнее относится к африканцам, сколько потому, что острее осознает ответственность, встающую перед страной в связи с проведением чемпионата. Перестройка старых стадионов и строительство новых, модернизация гостиничного хозяйства, усовершенствование футбольной инфраструктуры, усиление борьбы с преступностью - это только некоторые из проблем, для решения которых лишние четыре года совсем не помешают.
ПОМОГУТ ЛИ ВЛАСТИ?
Требования ФИФА к организаторам чемпионатов мира действительно очень жесткие. Ведомство Блаттера настаивает не только на существенных инвестициях в строительство стадионов и гостиниц, развитие транспортной системы и средств связи, укрепление общественной безопасности, но и требует от органов законодательной и исполнительной власти гарантий осуществления таких мер. Причем не столько на бумаге, сколько на деле!
В применении к Бразилии это означает, что страна к 2014 году должна иметь как минимум восемь современных стадионов не менее чем на 40 тысяч сидячих мест каждый. При том что полуфинальные и финальный матчи могут проводиться на аренах с минимальной вместимостью в 60 тысяч. Для того чтобы разместить 32 команды, футбольных функционеров и арбитров, понадобится по меньшей мере 2 тысячи гостиничных номеров хорошего класса - и это не считая многочисленного отряда туристов и журналистов со всего мира. А ведь нельзя забывать и про организацию антидопингового контроля, обустройство пресс-центров, предоставление отдельного самолета каждой команде, поскольку расстояния между штатами в Бразилии немалые, и массу других "мелочей".
Основная нагрузка в организации чемпионата ляжет, естественно, на Бразильскую конфедерацию футбола, однако и правительство никак не может остаться от этого в стороне. ФИФА требует от него официального обязательства "всемерно способствовать успешному проведению турнира". Под этим подразумевается предоставление виз всем участникам чемпионата, обеспечение безопасности во время игр и за пределами стадионов, развитие общественного транспорта для перевозки сотен тысяч болельщиков и многое другое.
Тот же Паррейра убежден, что первым шагом бразильского правительства в этом направлении должно стать усиление борьбы с преступностью, которая в таких мегаполисах, как Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, приняла угрожающие масштабы. "Если наши силовые структуры срочно не начнут войну против всех этих бандитов и воров, Бразилия вообще может остаться без чемпионата мира", - предупреждает наставник национальной сборной.
ПАУТИНА НА "МОРУМБИ"
Для миллионов людей во всем мире бразильский футбол ассоциируется прежде всего с феерической игрой сборной этой страны, а также со звездами - Роналдо, Ривалдо, Роналдинью и Роберто Карлосом. Но это - всего лишь глянец, красивая обертка того, что находится внутри. В самом же хозяйстве сеньора Тейшейры далеко не все благополучно.
Морально устаревший "парк" стадионов, слабый уровень организации соревнований - вплоть до чемпионата Бразилии, где отдельные положения регламента меняются чуть ли не ежегодно (например, квоты команд, попадающих в плей-офф и выбывающих во второй дивизион), крупные финансовые махинации, массовый отъезд футболистов за рубеж - вот лишь некоторые из проблем, мешающие футбольной цивилизации в стране.
Король футбола Пеле, в свое время призванный олицетворять Бразилию в кампании по ее выдвижению на организацию чемпионата мира 2006 года, был настолько разочарован творящимся в футбольном хозяйстве хаосом, что за несколько дней до голосования был вынужден снять бразильскую кандидатуру. Сейчас, правда, он настроен более оптимистично, хотя каких-то разительных перемен в лучшую сторону в последнее время не произошло. "Наш главный союзник - время, - признался на днях Пеле в интервью бразильской газете Estado de Sao Paulo. - В ближайшее десятилетие можно не только усовершенствовать, но и создать абсолютно новую футбольную инфраструктуру, включая стадионы".
И действительно, большинство футбольных арен Бразилии требуют даже не косметического ремонта, а коренной перестройки. Если, конечно, за эталон брать лучшие стадионы - например, те, что были воздвигнуты в Японии к первенству мира 2002 года. В этом мне довелось убедиться самому, когда в минувшем декабре я присутствовал на решающих матчах чемпионата Бразилии.
Приведу один только пример. "Сантос", который в итоге и стал чемпионом страны, до сих пор проводит домашние поединки на стареньком, обветшалом "Вила Белмиро", где в конце 50-х начинал свой блистательный путь Пеле. Так вот будущему победителю пришлось оба финальных матча играть на поле соперника по той простой причине, что его домашняя арена вмещает всего около 25 тысяч зрителей и вообще не готова для приема важнейших встреч даже национального уровня, не говоря уже о международном. Да и принявший финал 80-тысячный "Морумби", образно говоря, зарос паутиной: и поле, и трибуны, и подтрибунные помещения, и территория вокруг стадиона нуждаются в генеральной уборке.
Впрочем, подобные опасения были у ФИФА и перед чемпионатом мира 1950 года - до тех пор, пока в центре Рио-де-Жанейро не появилась красавица "Маракана", сразившая всех своим великолепием. Вслед за ней были построены и еще несколько арен - понятное дело, меньших размеров, - которые и позволили Бразилии успешно провести турнир. Если не считать, конечно, отнюдь не доброй памяти матч с уругвайцами...
ПОСЛЕДНИЙ ШАНС НЕМЦЕВ
Зато уж что бразильцы точно могут гарантировать на чемпионате мира, будь то в 2010 или 2014 году, так это неподдельный интерес к турниру, аншлаги на стадионах. В стране, где футбол возведен в ранг религии, в этом сомневаться не приходится. Причем независимо от того, кто встречается на магическом зеленом прямоугольнике, Бразилия с Аргентиной или, скажем, Коста-Рика с Саудовской Аравией. Если в 1994 году в Штатах и в 2002-м в Японии тысячи людей шли на футбол как на экзотическое зрелище или нечто модное, то в Бразилии пойдут на стадион из-за искренней любви к игре, которую тамошние дети, похоже, впитывают с молоком матери.
Известному в недалеком прошлом английскому футболисту Гари Линекеру приписывают любопытное философское наблюдение: "В футбол играют одиннадцать мужчин, а побеждают всегда немцы!" На мой взгляд, оно несколько устарело. Хотя бы потому, что в последнее десятилетие Бразилия вытеснила Германию с трона, очередным свидетельством чего стала победа желто-зеленых над черно-белыми в финале ЧМ-2002.
Самый хороший шанс у немцев переломить неблагоприятную тенденцию - одолеть пентакампеонов у себя дома в 2006 году, потому что затем, в 2010-м или 2014-м, самим придется ехать в Бразилию.
Владимир КОНСТАНТИНОВ