Газета Спорт-Экспресс № 29 (3407) от 9 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 февраля 2004 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

БРИГАДА "СЭ" ПЕРЕДАЕТ ИЗ ИСПАНИИ

Юрий БЕЛОУС

БЫТЬ ВЕЧНО ЧЕТЫРНАДЦАТЫМИ В НАШИ ПЛАНЫ НЕ ВХОДИТ

Андрей АНФИНОГЕНТОВ, Максим КВЯТКОВСКИЙ

из Эстепоны

Генеральный менеджер "Торпедо-Металлурга" приехал в расположение своего клуба в Испании ненадолго. Но успел и контрольный матч посмотреть, и оценить положение дел в команде, и дать интервью специальным корреспондентам "СЭ".

МЫ ЕЩЕ НЕ БОГАТЫЕ. НО УЖЕ СОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

- В декабре появилась информация о том, что клуб, администрацию которого вы возглавляете, может сменить имя, став тезкой нашей столицы. Это правда?

- Мне бы не хотелось что-либо говорить по этому поводу.

- Почему?

- Это преждевременно. Если потребуется, сделаем все, как положено: созовем пресс-конференцию, расскажем о планах, целях, задачах.

- Если клуб все-таки поменяет название, это приведет к смене его владельца или изменению состава акционеров?

- Повторяю: разговоры преждевременны.

- "Тор-Мет" можно назвать клубом без финансовых проблем?

- У нас бюджет, который четко выполняется. По возможности даже экономим. Я считаю, что сначала нужно поставить команде игру, организовать ее, занять с ней место повыше, а уж потом приобретать звезд.

- Как бы вы охарактеризовали уровень благосостояния клуба на сегодняшний день?

- Мы не бедствуем, но и не шикуем. У нас нет проблем, связанных с деньгами, а с годами возможности клуба будут расти.

НА "ЗИЛе" ЗА НАС, ПОХОЖЕ, БОЛЬШЕ НЕ БОЛЕЮТ

- Будет ли расти число зрителей на трибунах вашего стадиона?

- Будет. Вспомните: к началу прошлого сезона, когда мы купили клуб, он потерял практически все, что мог потерять. Сначала стадион, потом базу, а заодно - болельщиков. Сейчас на нас ходят самые преданные футболу и команде люди. Если средняя посещаемость равна трем тысячам зрителей, это плохо. Ведь порой у нас на трибунах сидит горстка людей - тысяча или около того. Значит, хуже быть не может. Лучше - да.

- Когда люди, инвестирующие сегодня деньги в "Тор-Мет", покупали клуб, поначалу речь шла о переезде - со временем, после создания должной инфраструктуры, - в Красноярск. Сегодня этот вопрос вроде бы закрыт.

- Причем окончательно.

- Может быть, зря? Проводи "Тор-Мет" домашние матчи в Твери или Туле, Рязани или Красноярске, посещаемость была бы иной, чем сейчас.

- Согласен. Но что касается Твери, то новый губернатор, уверен, сделает все, чтобы клуб из его региона со временем был представлен в премьер-лиге. В Туле и Рязани команды есть, и с традициями. Красноярск - это здорово и даже интересно, но сейчас мы ориентируемся на Москву и ее болельщика.

- На кого именно? Старое доброе "Торпедо", например, в первую очередь рассчитывало на сотрудников завода имени Лихачева. И дух в команде был соответствующий - пролетарский, боевой.

- Кому хранить тот дух, у нас в клубе есть. Валентин Козьмич Иванов, Валерий Петраков, Шустиковы - старший и младший - настоящие торпедовцы. Что касается завода, то в советское время на ЗИЛе трудились 80 тысяч сотрудников. Сейчас, дай бог, наберется восемь. Среди них и солдаты, и те, кто работает не совсем по своей воле... Год назад я опрометчиво настоял на том, чтобы накануне сезона команда отправилась на экскурсию по заводским цехам.

- Почему опрометчиво?

- Потому что, пока мы ходили по цехам, у футболистов и тренеров ни разу - представляете! - не попросили автографа. Не было и желающих сфотографироваться на память с ребятами. Иванова-старшего это равнодушие даже шокировало. На ЗИЛе за нас сегодня если и болеют, то не многие.

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ

- Прошлый сезон стал для "Торпедо-Металлурга" уж очень противоречивым. Вы согласны, что ошибок в ходе сезона было сделано много, даже слишком?

- Не совсем уверен насчет "слишком", но ошибки были. Другой вопрос, почему это случилось и какие выводы мы из этого сделали.

- И какие же, интересно?

- Все-таки лично для меня минувший сезон был первым в большом футболе. Я многое понял, в чем-то разобрался сам, где-то помогли коллеги и приобретенный опыт, пусть даже негативный. Во-вторых, мы пришли в самый, подчеркиваю - самый отсталый клуб премьер-лиги. О стадионе и базе я уже говорил. Транспорт до лета мы арендовали - его у нас попросту не было. В первый месяц работы я развозил по домам засидевшихся допоздна на службе сотрудников на личной машине. Компьютер в офисе был всего один. Клуб состоял из двух комнат... В ближайшие дни переедем в новый офис. В клубе появились новые отделы - спортивный, юридический, международный. Сейчас, считаю, мы почти завершили строительство клубной инфраструктуры, попутно создав боеспособный коллектив.

- Неужели отсталость - главная беда "Тор-Мета"? А как же трансферная политика, которая со стороны казалась занятием, лишенным всякого смысла? Одних иностранцев, толком не игравших за клуб, за сезон через команду прошло больше десятка.

- Поверьте, ни одного футболиста я не купил, не получив для начала просьбу главного тренера. Порой - письменную. Бумаги эти храню. Что касается иностранцев, то тот же Бракамонте, на мой взгляд, пользу команде уже принес - и немалую. И принесет еще. Хотя ошибки с игроками, конечно же, были, не спорю.

- Какие именно?

- Зимой мы взяли умелых и опытных футболистов - Казакова, Рехвиашвили, Хлестова. Это мастера хорошего класса. К ним мы бесплатно, по просьбе Алейникова, приобрели шведа Валлерстедта, воевали за Смирнова. На тот момент, между прочим, лучшего футболиста клуба. Нам казалось, что с таким пополнением команда заиграет иначе. Но первую победу игроки одержали только в мае. Где сейчас Пиюк, где еще один Смирнов, Ковалев, Трипутень, что играли в команде совсем недавно? Что мы имеем на сегодняшний день? Только понимание того факта, что с прежним составом "Тор-Мет" многого бы не добился. Уровень в высшей лиге растет, и очень быстро. Отсюда и наша селекция, в которой еще трудно обходиться без ляпов. Пока занимаемся тем, что догоняем уходящий поезд.

- Догоните?

- И перегоним. Со временем. Думаю, что с ЦСКА и "Локомотивом" в этом сезоне нам тягаться рановато. У этих клубов и структура давно сформирована и здорово работает, и футболисты собраны сильные. Иное дело - три другие московские команды. Очень надеюсь, что в новом сезоне мы сможем опередить и "Торпедо", и "Динамо", и "Спартак".

ПРИГЛАШЕНИЕ АЛЕЙНИКОВА БЫЛО ОШИБКОЙ

- Новый главный тренер клуба Валерий Петраков заявил "СЭ", что за шестое место его и команду похвалят, а за девятое не отругают. Вы с ним согласны?

- Петракова я уже поправил. Нашим акционерам и мне лично хотелось бы, чтобы команда заняла место в пятерке. Думаю, если игроки будут отдаваться игре так, как на финише минувшего сезона, это вполне осуществимая задача.

- Со стороны кажется, что с приходом Петракова изменилась политика клуба, поменялись акценты в комплектовании, в задачах. Это так?

- Не совсем. Это политика клуба, которую новый главный тренер разделяет. Когда мы встречались с ним в Эмиратах, то обсудили все - от взглядов каждого на футбол до путей развития "Торпедо-Металлурга". Точки зрения совпали, и теперь мы работаем вместе.

- Петраков - пятый главный тренер "Торпедо-Металлурга" за то время, что вы работаете генеральным менеджером клуба. Не многовато ли? Вам не кажется, что, скажем, увольнение Никонова было ошибкой?

- Не кажется. Я Вадима Станиславовича ценю и уважаю. Хотя бы за то, что он ни разу не позволил себе публично сказать что-то плохое в адрес клуба. А мог, наверное. Я, между прочим, оставил Никонова в клубе старшим тренером, сохранив ему зарплату главного. Но позже выяснилось, что новый и бывший и новый главный тренеры общего языка между собой не нашли. После третьего тура Алейников подошел ко мне и поставил вопрос ребром - или он, или Никонов. Согласен, здесь есть и моя вина. Это я на совете директоров, когда шла речь о кандидатуре тренеров для клуба, предложил, чтобы Никонов и Алейников составили дуэт.

- Зачем?

- Один - старший тренер - опытный и мудрый. Он должен был поступиться своими амбициями, отойти в тень. И помогать молодому коллеге, в которого я тогда верил.

- Ошиблись?

- Да.

- Какова схема комплектования команды?

- Схема такая: тренер называет мне проблемные позиции, порой конкретные имена, иногда я предлагаю ему футболистов на выбор. Сейчас заработала служба селекции спортивного отдела, которая подыскивает футболистов на конкретные позиции, но надо иметь в виду, что в конечном итоге за игру команды отвечает главный тренер. Мы это всегда учитываем и навязывать ему кого-то из футболистов считаем неправильным, да и невозможным.

- Как вы нашли Алейникова в его итальянской глуши?

- Рой Ходжсон порекомендовал. Алейников у него учился на тренерских курсах. Идея с молодыми специалистами, которые поиграли на хорошем уровне и могли бы привнести в наш футбол что-то с Запада, что-то из Лобановского и Бескова, тогда буквально витала в воздухе. Мы, и не только мы, решили ее реализовать.

- Чем же вас не устроил Алейников? Тем, что, по меткому выражению Валентина Иванова-старшего, не мог зажечь российского футболиста неформальным словом, задев в его душе нужные струнки?

- Валентин Козьмич как знаток русского слова выразился тогда образно. Но по сути верно. Тренер должен заряжать футболистов энергетикой. У Алейникова именно это и не получалось.

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

- С какими чувствами вы жили на финише минувшего сезона - до чудесного преображения, благодаря которому команда осталась в премьер-лиге?

- Вообще-то я жизнелюб. Но утром настроение порой было препоганое. Как у человека, который проснулся, а в комнате по соседству лежит смертельно больной. Причем родной тебе. И никто не знает, как ему помочь.

- А потом вы узнали, как именно?

- Я постоянно твердил всем сотрудникам в офисе, себе самому, тренерам, футболистам, что мы обязаны сражаться, пока есть хотя бы мизерный шанс на спасение. На собраниях призывал цепляться, биться, пластаться...

- И чудо случилось. Соперники легли, команда заиграла.

- Команда действительно заиграла, и нашими победами я лично и футболисты могут по праву гордиться. А соперники не легли. Мы их обыграли.

- Интересно, как вы реагировали на разговоры о том, что "Тор-Мет" играет странные матчи, что все уже давно решено, а хеппи-энд запланирован?

- Сначала очень переживал.

- А потом?

- Понял, что никому ничего не докажу. И успокоился. Наш футбол обречен на разговоры подобного рода. Хотя действительно все, что случилось с командой на финише минувшего сезона, иначе как чудом не назовешь. Это потому, что люди пока не привыкли к хорошему футболу от "Тор-Мета". Когда мы выиграли в прошлом году дважды подряд, оказалось, что ничего подобного в высшей лиге с командой прежде не случалось. А когда и третий раз кряду победили, все опешили. Не привыкли, ну что поделать?!

- Три года подряд клуб, в котором вы теперь работаете, занимает 14-е место. Это - диагноз?

- Очень надеюсь, что нет.

- А если предположить худшее? Если команда повторит прошлогодний путь? Что ждет вас и тренеров?

- Нет-нет! О чем вы?! Еще одного такого сезона, как прошлогодний, я точно не вынесу.