ХОККЕЙ |
НХЛ |
Во вторник в Нью-Джерси встреча президента НХЛ Гэри Бэттмена и главы профсоюза игроков Боба Гуденау завершилась провалом.
Теперь велика вероятность того, что 15 сентября лига прекратит свое существование.
КОНЕЦ СВЕТА - 15 СЕНТЯБРЯ?
ПОЗИЦИЯ ДИРЕКТОРАТА |
УТРОМ ДОГОВОР, ВЕЧЕРОМ ДЕНЬГИ
Два дня назад в Нью-Джерси могла состояться суперсенсация. Пять (!) часов шли переговоры между президентом НХЛ Гэри Бэттменом и главой профсоюза игроков Бобом Гуденау. Судя по такой продолжительности встречи, стороны наконец-то нашли общий язык, и основной закон лиги (так называемое коллективное соглашение), срок действия которого истекает 15 сентября, будет продлен. А значит, десятки страховочных контрактов, подписанных звездами НХЛ по всей Европе, и прежде всего в России, лишатся своей силы.
Однако когда двери отеля открылись, а Гуденау с Бэттменом по отдельности покинули место встречи и разошлись как в море корабли, все поняли: сенсации не произошло. И хотя на 25 и 31 августа у представителей враждующих сторон вроде бы намечены еще две встречи, отныне мало кто сомневается в том, что 15 сентября начнется локаут.
ЗАМКИ НАГОТОВЕ
Кто станет инициатором локаута? Тут двух мнений быть не может: 15 сентября замки на двери тренировочных лагерей повесят хозяева 30 клубов лиги и нанятый ими комиссар Бэттмен. Свою позицию они сформулировали еще 10 лет назад во время локаута-1994, когда четко заявили: пока коллективный договор не будет подписан, ни о каких сборах, тренировках и матчах речи нет!
Что же не устраивает Бэттмена и К°? Коротко приведем их основные жалобы:
1. В прошлом сезоне лига в лице 30 команд потерпела убытки на общую сумму 300 миллионов долларов.
2. Около 75 процентов доходов каждый клуб вынужден направлять на зарплаты своих хоккеистов. Для справки: в других североамериканских лигах, которые, кстати, живут даже лучше, чем НХЛ, на оклады уходит лишь половина доходов.
3. При ныне действующем коллективном соглашении доходы клубов в прошедшем сезоне составляют 160 процентов к сезону-93/94, тогда как зарплаты игроков - на 240! В результате если в чемпионате-1994 средний оклад хоккеиста составлял сумму 733 тысячи долларов в год, то в прошедшем сезоне уже один миллион 830 тысяч.
Вывод очевиден: НХЛ живет не по средствам, а значит, настала пора менять основной закон.
ПРОФСОЮЗ СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ
Как же Бэттмен и К° предлагают выходить из кризиса? Главная идея: по примеру других заокеанских лиг установить потолок зарплат. В частности, годовой фонд зарплаты каждого клуба НХЛ не должен превышать сумму 31 миллион долларов (по другим данным - 35 или 40). Богатым командам лига готова идти навстречу: им будет разрешено превысить рубеж, но за каждый дополнительный доллар зарплаты в специальный фонд помощи бедным клубам им в этом случае придется выплачивать штраф.
Надо сказать, что предложение Бэттмена выглядит весьма конструктивным. И, если не касаться высоты потолка и штрафов, вряд ли оно должно вызывать принципиальные возражения. Тем более что по такому пути пошла та же НБА, каждый клуб которой, для примера, от того же телевидения в год получает не 6 миллионов, как все команды НХЛ, а 26!
Однако бэттменовским слезам профсоюз не верит. Его лидер Гуденау ставит под сомнение почти все статистические выкладки, приведенные хозяевами команд. Одновременно он заказывает альтернативное исследование и выносит на суд общественности другие цифры: якобы годовые убытки НХЛ не 300 миллионов, а 100 с лишним. В связи с чем делается вывод о том, что нынешнее коллективное соглашение в целом работает и о потолке зарплат не может быть и речи!
Таким образом, пока ситуация выглядит тупиковой. А значит, Россия, как и вся остальная Европа, может вздохнуть спокойно: звезды НХЛ никуда от Старого Света не денутся.
Игорь ЛАРИН