ОЛИМПИЗМ |
TORINO-2006 |
ДО НАЧАЛА XX ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР ОСТАЛОСЬ 6 ДНЕЙ |
НА ЧЕМОДАНАХ |
ПОБОЛЕЕМ!
Сергей БУТОВ
"Для спортсмена выступление на Олимпиаде - венец карьеры. А как дело обстоит с журналистами? Нет ли ощущения, что на Играх вам предстоит делать свои главные репортажи и интервью четырехлетия?", - спросил один из читателей во время чата с членами олимпийской бригады "СЭ".
Удивительно, но именно этот вопрос я задаю себе постоянно. Нет такого журналиста, который не мечтал бы хоть раз побывать на Играх. Даже для самых опытных членов нашей бригады, каких только соревнований за свою карьеру не освещавших, каждая новая Олимпиада - это своеобразный вызов. Что уж тут говорить о новичках (к которым, честно признаюсь, относится и автор этих строк)?
Олимпийские игры - это магнит, который притягивает всех и вся. Наверное, только оказавшись там, действительно понимаешь, ради чего, собственно, ты занимаешься спортивной журналистикой. Конечно, в Турине действительность вряд ли окажется такой уж поэтичной. Будет жуткая нервотрепка, работа (вот уж действительно!) до первых петухов, бесконечная беготня, погоня за эксклюзивом, перепалки с решившими проявить власть секьюрити. И пусть. Всему этому не заслонить главного - причастности к чему-то историческому.
Над феноменом сумасшедшей популярности Олимпийских игр, во время которых даже домохозяйки, разбуди их среди ночи, с ходу назовут состав первой тройки нападения хоккейной сборной, размышляют уже чуть ли не столетие. Болельщиками вдруг становятся все - от мала до велика. В спорте как-то не принято переживать за спортсменов, забывая об их национальной принадлежности, - болеть на любом турнире за дядю "не из нашего спортзала", за редчайшим исключением, считается моветоном. На Олимпиадах боление по принципу "свой - чужой" вообще приобретает гипертрофированные формы. Но при этом - вот парадокс, - пожалуй, лишь во время Игр можно яростно, фанатично желать победы только своим, не боясь обвинений в национализме и даже шовинизме.
Категорически не согласен с теми, кто любит говорить о "пацифистском" характере современных Олимпийских игр. Они уже давным-давно не имеют ничего общего с заезженным лозунгом: мол, главное - победа, а не участие. Возможно, для горячих парней с Ямайки, готовящихся со свистом проехать по трассе в бобе-четверке, действительно важнее приехать на финиш живыми-здоровыми. Но если рассуждать глобально, то для любой спортивной супердержавы (к коим себя причисляет и Россия) Олимпиада - это сражение за передел влияния в мировом спорте.
В 1914 году Российская империя вступала в Первую мировую войну под лозунгом борьбы за "честь, достоинство, целостность России и ее положение среди великих держав". Только вдумайтесь: а ведь сейчас от отечественных олимпийцев ни много ни мало ждут того же самого! Недаром же любая неудача на Играх (судейская ошибка не в пользу россиян или допинговый скандал с их участием) воспринимается как внушительный удар по престижу государства!
Выступление нашей сборной России на зимних Играх-2002 оставило странное ощущение. В то время как малая часть делегации отправилась в Солт-Лейк-Сити в качестве фаворитов, подавляющему большинству была уготована роль статистов. Информационный вакуум в перерывах турниров хоккеистов, фигуристов, биатлонистов и лыжников поневоле заполнялся бесконечным обсуждением скандалов. Больше обсуждать нам, увы, было просто нечего.
Прошло всего четыре года, но теперь ситуация изменилась, и хочется верить, что на этот раз никакие околоспортивные дрязги не заслонят для России сам спорт. География российских побед после Солт-Лейк-Сити расширилась, и прежнего чувства ущербности нет и в помине. Зато есть другое ощущение - что наша олимпийская сборная едет в Турин с высоко поднятой головой. И добьется там успеха.
Сами подумайте - мы уже требуем побед от наших бобслеистов и саночников, верим, что будет золото в коньках, в глубине души надеемся на медали во фристайле, керлинге и даже (чем черт не шутит) в прыжках с трамплина и двоеборье. Когда такое было?
Поболеем за наших! Все вместе, от души. И они там, в Турине, это обязательно почувствуют.