Газета Спорт-Экспресс № 222 (5395) от 1 октября 2010 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 октября 2010 | Художественная гимнастика

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Ирина ЗЕНОВКА: "УПРАЖНЕНИЯ С ДВУМЯ ПРЕДМЕТАМИ - ЭТО НАШЕ БУДУЩЕЕ"

Когда гимнастка выходит на ковер и творит свой шедевр перед публикой, за кулисами остается немало людей, причастных к тому, чтобы публика в полной мере насладилась выступлением спортсменки. Ирина Зеновка - одна из тех, кого не видит зритель, - хореограф-постановщик сборной России по художественной гимнастике.

- Вы придумываете упражнения, которые гимнастки потом выносят на суд зрителей и, естественно, арбитров. Как рождается упражнение?

- Не могу сказать как - это необъяснимо. Иногда что-то придумывается быстро, иногда - мучительно медленно.

- Что конкретно вам приходится придумывать?

- Как в балете: все шаги, перемещения, да еще и работу с предметами.

- Где вы все это берете, в себе?

- И в самой себе, и от гимнасток многое исходит - они со мной сотрудничают. Думаю, их вклад даже больше, чем мой, - процентов девяносто. Я их просто направляю. Последнее слово, естественно, остается за гимнастками.

- Начинаете с чего?

- По-разному. Иногда с музыки, которая понравилась, порой с образа, а иной раз просто от предмета идем, от его, так сказать, характера. Все зависит от стечения обстоятельств. Сегодня идет дождь - и хочется начать с предмета. Завтра светит солнце - начну, пожалуй, с музыки.

- Вы вот поставили упражнение под дождь, а во время выступления засияло солнце, как тогда?

- Это я образно сказала. Процесс постановки, доработки идет не останавливаясь: что-то меняется, добавляется, убирается. Сразу целиком упражнение нельзя создать. Сказать, что будет только так и не иначе, - нереально. В процессе тренировки, обкатки элементов всегда что-то происходит. Чтобы упражнение довести до конца, нужен практически целый сезон.

- Скажем, вам видится что-то одно, а у гимнастки это не получается, как поступаете?

- Ищем консенсус, как сейчас модно говорить. Не мне же выступать, а ей. Я не могу навязать ей какой-то образ, если она его не чувствует - упражнение никогда не получится, рано или поздно будем что-то менять, переделывать.

- Тренер при постановке упражнения присутствует?

- Обязательно, он с ученицей находится практически 24 часа в сутки, глубже знает ее особенности, и работу они делают вместе.

- Отдельные детали как возникают?

- Опять же трудно объяснить. Вот, скажем, появилась идея. Пробуем. Не подходит. Ищем другую. Вдруг, раз - нашли через месяц. Никто никогда не знает, когда это произойдет. Порой все сразу встает на свои места, в другой раз все меняем, меняем...

- Сколько различных компонентов должно быть в упражнении?

- В индивидуальном упражнении должно быть 12 трудностей: гибкость, повороты, равновесие, прыжки. Еще по артистике, по бонусу надо набрать 10 баллов, для этого тоже что-то придумываешь. Еще надо обязательно сделать минимум три риска: бросок, кувырок. У нас достаточно много четко прописанных правил.

- Но если этому следовать, у всех упражнения получатся похожими. Как вы выходите из положения?

- Приходится все время быть в поиске, чтобы придумать что-то новое.

- Сколько движений делает гимнастка за полторы минуты выступления?

- Сколько всего - не подсчитывают, учитываются необходимые элементы и бонусы. Естественно, супергимнастка показывает максимум.

- Количество элементов оговаривается?

- Зависит от стоимости элемента. Классные гимнастки могут сделать не 12, а 10 трудностей, чтобы набрать ту же сумму. Естественно, у них остается больше времени на танцы, артистику.

- У девочек есть свои фирменные элементы, которые никто не делает. Они откуда берутся?

- Иногда придумываем вместе, иногда гимнастка сама выдумывает. А порой что-то случайно сделала - о, супер! Вот так и будем делать.

- А если кто-то увидит и слямзит? Чей элемент тогда считается?

- Такое очень часто бывает. Но обычно специалисты знают, кто первый выполнил элемент или бросок. Естественно, повторов идет много, никуда от них не деться.

- Идет что-то типа промышленного шпионажа?

- Можно сказать и так. На соревнованиях человек сидит с камерой, снимает все упражнения. И зачем ему потом приглашать постановщика, когда все можно отсмотреть и сказать: мне нравится это, это и это. Давайте и мы попробуем так сделать. Но обычно в таком случае общей композиции не получается. Это должен делать профессионал. Украсть можно, но...

- Бывают форс-мажорные обстоятельства, когда приходится что-то менять в уже готовом упражнении?

- Если такое случается, как правило, меняем музыку, образ. А элементы остаются - они у гимнастки наработаны.

- Насколько велико значение образа?

- Сейчас образ очень много значит и высоко ценится.

- А как зрителю понять, какой образ выражает гимнастка? Мне лично Канаева, когда выступала на московском чемпионате мира с обручем, казалась укротительницей тигров.

- Образ исходит от музыки. С обручем Женя танцует под "Весну священную" Стравинского.

- А когда она вышла с мячом, казалось, что она с котенком…

- У всех разное восприятие образа. В судейской карточке мы образ не называем, только музыку указываем.

- Но ведь не все зрители настолько подкованы, чтобы узнать музыкальное произведение. Почему у фигуристов музыку объявляют, а у вас - нет?

- Думаю, что скоро будут это делать и у нас.

- А бывает так: гимнастка делала, делала упражнение, и вдруг - стоп, что-то заело и не получается?

- Конечно, бывает. Начинаем что-то менять или убирать, придумывать новое.

- Когда работаете над упражнением, сразу видно, что получается?

- Когда супер - видно сразу. Когда не очень, тоже видно. Тогда пытаемся доделывать.

- Какие у вас функции на тренировке, когда гимнастка работает со своим личным тренером?

- Я присутствую в основном тогда, когда нужна. Но, конечно, если что-то не ладится, начинаем искать, пробовать новое все вместе.

- Когда вы начинаете готовить упражнение, тренер присутствует?

- Не всегда, но я люблю, чтобы он был. Если гимнастка взрослая, можно иметь дело с ней одной. Но в основном тренер все же нужен.

- Во время соревнований вы можете чем-то помочь?

- Я стараюсь в это дело не окунаться, считаю, что когда вокруг спортсменки много людей, это ее только отвлекает.

- Костюм, цвет снаряда - вторичны?

- Нет, над костюмами у нас работают дизайнеры, мы им присылаем музыку, беседуем, подбираем образ. Стараемся сделать так, чтобы все в целом нравилось большинству, а не узкому кругу.

- Может случиться, что девочке идет костюм, все хорошо, а под музыку он не подходит?

- Может, тогда будем менять или музыку, или костюм. Надо, чтобы все совпадало, только в том случае получится супер-композиция.

- Вы помогали Ольге Капрановой ставить упражнение с двумя обручами?

- Ну, может, чуть-чуть. Она сама почти все делала, у нее есть помощница Юля Голубенко.

- Насколько трудно работать с двумя предметами?

- Очень трудно, но и очень интересно. Это будущее художественной гимнастики, новая струя.

- В каких сочетаниях вы видите эти предметы?

- Они интересны в любых сочетаниях, просто надо их искать. Даша Кондакова, например, в показательных делает ленту плюс скакалку. У всех чисто индивидуальное отношение к предметам.

- Будущее у этого направления есть?

- Ирине Александровне Винер оно нравится, она будет пытаться по возможности показывать упражнения с двумя предметами. Может, техком Международной федерации гимнастики увидит, заинтересуется и обсудит их перспективу.

- Кто уже просил вас поставить упражнение с двумя предметами?

- В московском гала-концерте Катя Донич выполняла упражнение "мяч плюс лента". Динара Гиматова - "обруч плюс мяч". Эти программы им ставила я.

- Отличие от того, что вы ставите с одним предметом, есть?

- Это новая, более интересная работа.

- Есть несочетающиеся элементы при работе с двумя предметами?

- Думаю, такого быть не может. Просто надо много работать, и все получится, и всем будет интересно.

- Гала-концерт по окончании чемпионата мира показывали на сто стран мира. Вы приложили руку к его постановке.

- Инициатором этого грандиозного зрелища была Ирина Александрова, а мы - постановщики (Анна Быстрова, Татьяна Сергаева, Амина Зарипова и Зеновка. - Прим. "СЭ") - ей только помогали. Постановка театрализованного действия в моей практике случилась впервые. Это хороший опыт для моей дальнейшей работы, новое направление в творчестве.

- Вы открывали представление, выходя на площадку в роли Айседоры Дункан. Волновались?

- Очень. Я для этого выступления просмотрела множество видеозаписей с танцами Айседоры.

- А шикарное красное платье, что было на вас, историческое?

- Это платье дала Ирина Александровна. Сама Айседора, я думаю, в таких туалетах ходила на светские рауты. Но танцевать в нем было удобно. Буду рада, если наше шоу покажут где-нибудь еще - уверена, зрителям понравится.

- Творческие люди говорят, что идеи порой приходят им во сне. А вам элементы снятся?

- Муки творчества и во сне не оставляют - нет-нет, что-нибудь путное да приснится.

Елена РЕРИХ