ХОККЕЙ
В субботу Ярославль простился с командой, погибшей 7 сентября в катастрофе Як-42
ДОЖДЬ И СЛЕЗЫ
Людской поток не иссякал шесть с лишним часов. Около ста тысяч людей, вымокших до нитки от проливного дождя, стояли часами в ожидании прохода на арену, ставшую для многих ярославцев вторым домом. Молодые и пожилые, дети и женщины, те, кто ходили на каждый матч "Локо" и пока ни разу в ледовом не побывавшие.
Для того чтобы понять, что такое хоккей в Ярославле и что для города значила ЭТА команда, надо было хотя бы раз сходить на "Локомотив"…
* * *
В шесть утра в Успенском соборе прошло отпевание. Храм вместил порядка двух сотен человек, еще около ста остались на улице, возле машин "Скорой помощи". Среди приехавших ранним утром проститься с хоккеистами, тренерами и сотрудниками "Локомотива" было все руководство клуба, бывшие ярославские игроки.
Уже в семь утра во всех цветочных киосках образовались очереди. Трудно представить, какая бы давка могла образоваться, если бы город, сплотившийся вокруг всеобщего горя, не встретил его организованно и с пониманием масштаба произошедшего.
Продавщицы работали по двое-трое, еле успевая отсчитывать розы, гвоздики, хризантемы: по две, четыре, десять, двадцать. Черные ленты к букетам прилагались бесплатно. Две улицы, ведущие к "Арене-2000", из-за наплыва народа пришлось перекрыть.
Из 36 членов погибшей команды в Ярославле предстояло захоронить 14: Баландина, Васюнова, Кирюхина, Снурницына, Ткаченко, Урычева, Ярчука, врача Зимина, администратора Пискунова, тренера-методиста Сидорова, видеооператора Бахвалова, массажистов Беляева, Кунова и Кузнецова. Девять тел к субботе уже успели отправить в другие города и страны. Чехов Вашичека, Марека и Рахунека, белоруса Салея, украинцев Аникеенко и Собченко, омича Вьюхина, тольяттинца Калимулина, челябинца Калянина. Тела Траханова и Дитриха оставались неопознанными.
Еще одиннадцать тел - Демитры, Клюкина, Лива, Остапчука, Скрастыньша, Чурилова, Шувалова, тренеров Карповцева, Королева, Кривоносова и Маккриммона должны были доставить к местам захоронения после субботней церемонии прощания, и к восьми на "Арену-2000" привезли 25 гробов.
* * *
В городе только и разговоров о том, что разбилась команда. И нескончаемые вопросы без ответов. Почему? За что? Можно ли было спасти хоть кого-то?..
Любимец Ярославля Иван Ткаченко, единственный, кто оставался в "Локомотиве" из золотой команды Владимира Вуйтека. Ваня отдал клубу десять сезонов. Его фотографиями обклеены стены дворца. Возле них - горы цветов, почти с человеческий рост.
У Ткаченко осталось две дочки, за два дня до трагедии жена сообщила Ивану радостную весть - врачи сказали, что их третий ребенок, который должен появиться на свет в январе, - мальчик. Ткаченко находился в злополучный день в той части Як-42, что рухнула в воду. Он утонул, не сумев выбраться из салона. Шансов на это в той ситуации не было ни единого. Как и у другого лидера команды чеха Вашичека, находившегося в самолете рядом с Ткаченко.
Таких историй, леденящих душу, сейчас в Ярославле - на каждом шагу.
Двадцатилетние вдовы, сорокалетние родители, потерявшие своих сыновей. Страшное, жуткое зрелице… И слезы, слезы, слезы…
* * *
Команды лиги прибывали проститься с близкими товарищами и друзьями одна за одной. "Атлант", "Ак Барс", "Витязь", "Динамо", "Северсталь", "Спартак", ЦСКА, "Торпедо" - в полном составе. Остальные клубы прислали в Ярославль своих представителей. Почти во всех из 23 команд лиги есть тренеры и игроки, когда-то работавшие и игравшие в "Локомотиве".
Приехало все руководство РЖД, КХЛ и ФХР, ветераны хоккея - Якушев, Мышкин, Крутов и другие. Президент ИИХФ Фазель, министр спорта Мутко, главный тренер сборной России Билялетдинов, экс-губернатор Ярославской области Лисицын. Илья Ковальчук, Максим Афиногенов с Еленой Дементьевой, футболисты ярославского "Шинника". Разделить ярославское горе пришли и прилетели главный тренер золотого "Локомотива" Вуйтек, многие экс-игроки ярославской команды - Антипов, Вишневский, Варламов, Гребешков, Гуськов, Иргл, Красоткин, Михнов, Мозякин, Непряев, Петерек…
Премьер-министра страны Владимира Путина ожидали к концу траурной церемонии - к 12.30. Он и прибыл примерно в это время, однако людское море по-прежнему не иссякало. Председатель правительства, влившись в поток, вместе с президентом погибшей команды Юрием Яковлевым не спеша возложили цветы возле фотографии каждого игрока. Они и шли так в этой толпе, отгородившись лишь шеренгой охранников.
* * *
Часом ранее Яковлев, глава ОАО РЖД Владимир Якунин и губернатор Ярославской области Сергей Вахруков давали пресс-конференцию в холле арены.
- Все наши слова скорби не идут ни в какое сравнение с теми чувствами, которые сегодня испытывают жены, дети, родственники хоккеистов, - первым слово взял Якунин. - Важно, что прошла консолидация спортивной общественности, которая поддерживает клуб, поддерживает родственников. Я хочу сказать слова благодарности всем ярославцам за эту поддержку. Хочу вас проинформировать, что РЖД, как учредитель, вместе со своим правлением находится в городе, вместе с командой. Мы приехали отдать дань нашим молодым игрокам, которых считаем железнодорожниками. Считаю, что во время воссоздания клуб должен проявить деликатность. Потому что команда - это не только клюшки, это - дух и культура, которые возникли в Ярославле и в нашей стране в целом. Мы будем выполнять свои обязательства, будем поддерживать клуб. Надеюсь, что в сезоне-2012/13 мы свое веское слово скажем.
- Хотел бы принести свои соболезнования всем родным и близким хоккеистов, да и всем ярославцам, - сказал Вахруков. - Потому что для каждого из нас "Локомотив" был родной командой, мы любили этих ребят, восторгались ими. Для нас очень важно сохранить дух клуба, ведь именно это и объединяло. Этот самый дух формировался годами, многие сезоны ярославский хоккей был на вершине. И это делалось силами огромного количества людей. Мы обязаны восстановить наш клуб и отдать дань уважения погибшим. Но мы должны это делать очень внимательно, соблюдая все те традиции, которые всегда отличали наш "Локомотив". Мы уверены, что ярославцы и в эти трудные времена нас поддержат. Вместе мы сможем возродить нашу любимую команду. Я в это верю, и мы для этого сделаем все, что необходимо.
Слова президента клуба, выступавшего последним и объявившего о том, что сезон-2011/12 "Локомотив" пропустит, стали для многих неожиданными:
- Это была настоящая команда, большая семья. Мы работали, планировали, верили. К сожалению, планам не суждено сбыться. Считаю, что главная задача для нас сейчас - заботиться о семьях погибших. Чтобы они не остались один на один с этим горем. Проводить в последний путь ребят - хоккеистов и работников клуба. Нужно набраться сил, чтобы пережить это страшное горе. Еще одна задача - восстановить коллектив, планка которому - погибшая команда. Для этого нужно время, для этого нужны люди. Поэтому выступления в КХЛ мы возобновим со следующего года. Это наша общая твердая позиция.
* * *
Еще до субботы казалось, что первоначальное решение - в быстрые сроки восстановить команду для участия в чемпионате-2011/12, пусть и с небольшой временной отсрочкой для старта в турнире, - абсолютно правильный шаг. Но это только казалось. Тот, кто побывал в субботу на "Арене-2000", в одночасье превратившейся из любимого места развлечений ярославцев в дворец скорби и плача, мог на себе прочувствовать всю тяжесть утраты. И понять - тем людям, кому предстоит возрождать клуб, сейчас, по крайней мере в ближайшие недели и месяцы, не до зрелищ.
- Впервые в жизни я не смог переступить порог хоккейного дворца. Ноги не шли. - Вячеслав Фетисов, председатель совета директоров КХЛ и президент ЦСКА, на траурном митинге говорил с трудом. - Невозможно найти слова утешения для родных и близких. Погибших ребят мы любили. Я вырос в этом виде спорта и знаю, насколько порядочными являются все ребята, которые занимаются хоккеем. Это была международная команда, хоккеисты и тренеры приехали со всех стран, потому что они обожали хоккей. Теперь эта команда - часть истории этого старинного замечательного русского города. Необъяснимая трагедия…
Хочу поблагодарить всех тех людей, которые пришли отдать дань уважения людям, которые погибли, - продолжил Фетисов. - Вся хоккейная семья собралась здесь, в Ярославле. Хочу заверить, что мы никогда, никогда не забудем этих ребят и этот день. Постараемся сделать все возможное, чтобы светлая память жила вечно. Нужно восстановить "Локомотив", чтобы город в память об этой команде по-прежнему жил игрой.
* * *
Около двух часов дня объявили, что гражданскую панихиду необходимо завершать. Затянувшаяся церемония отняла много сил у родственников погибших. Многим ярославцам так и не удалось проститься с командой на арене - и люди понесли букеты цветов к импровизированной мемориальной стене, расположенной прямо у дворца.
Под паровозный гудок гробы с телами погибших выносили из "Арены-2000" - "Локомотив"-2011 отправился в свой последний путь. Под крики: "Локо"! "Локо"!". Под овации и аплодисменты. Под дождь и слезы…
Отдел хоккея
Ярославль - Москва