ХОККЕЙ
НХЛ. Регулярный чемпионат
ТАРАКАНЬИ БЕГА ДЛЯ ПОЛУНОЧНИКОВ
Игорь ЛАРИН
В пятницу мне позвонил старый приятель, с которым не виделся лет пятнадцать - с тех пор, когда в начале девяностых годов мы вместе фанатели от матчей североамериканской лиги. "Ты слышал, что центральное ТВ, как в старые добрые девяностые, вновь начинает транслировать НХЛ? - прозвучал его восторженный вопрос. - Сегодня показывают "Вашингтон" - "Рейнджерс". Вывеска!"
Автор этих строк сразу попытался собеседника осадить: "Ты же знаешь, что НХЛ, увы, уже не та - как в плане звезд, так и энергетики. Лучше отдохни - и поезжай вечером в Чехов. Там североамериканской классики, похоже, будет больше, чем в столице США".
Слово за слово - и мы, поспорив, договорились еще раз пообщаться в воскресенье. Чтобы сопоставить свои впечатления и понять, кто же ближе к истине.
Сразу скажу, что приятель позвонил уже в субботу. Своего поражения он не признал, но и в восторге от увиденного не остался: "Даже не знаю, что сказать. Новая лига, новые правила, новые игроки. Странный Овечкин, незаметный Семин. Никакого сравнения с Буре и Могильным. Комбинации очень простые, но скорости высочайшие. Все бегают туда-сюда - как в тараканьих бегах. После 0:0 в первом периоде заснул. Надо будет подумать, жертвовать ли следующей ночью…"
Убежден, что многие поклонники НХЛ со стажем в субботу оказались разочарованными. Это лет десять - пятнадцать назад любой матч НХЛ был откровением, глотком североамериканского воздуха. Ведь тогда мир делился на две части - Северную Америку, собравшую все сливки ледовой игры и культивировавшую свой неповторимый хоккей, и Европу, влачившую если не жалкое, то кризисное существование. Сегодня картина совсем другая. Во-первых, возродилась, а также встала на ноги и моментами даже довольно уверенно пошла российская лига. Во-вторых, кардинально изменилась и сама НХЛ - на мой взгляд, не в лучшую сторону.
Главная задача комиссара НХЛ Гэри Бэттмена: заработать максимальное количество денег в единицу отпущенного ему времени. Ради решения этой задачи НХЛ стремительно продвигается на американский ТВ-рынок, который в отличие от российского не приемлет агрессии и насилия. В результате пришлось пожертвовать не только некоторыми канадскими клубами, но и многими североамериканскими традициями - в частности, институтом "полицейских", специализацией звеньев.
Клубы НХЛ девяностых - создания яркие, строго специализированные. Это одна-две тройки звезд, тройка чернорабочих, звено бойцов. "Ванкувер" Буре, Линдена и Оджика, "Баффало" Лафонтэна, Могильного и Рэя, "Детройт" Федорова, Айзермана и Проберта - вот классика настоящего североамериканского хоккея.
Клубы НХЛ двухтысячных - "ни рыба ни мясо", своеобразные гибриды европейского и канадского стилей. Если упрощенно, это одна тройка североамериканских звезд, одна - европейских (которые "ныряют" по поводу и без), молодое (читайте - бюджетное) звено плюс одна-две жертвы реформ Бэттмена, мимикрировавших из "полицейских" в игроков эпизода. Североамериканская аура разрушена - получите странный продукт.
Вот и смотрим мы субботней московской ночью на главном спортивном канале страны матч команд, которые несколько лет назад выдавали шоу наподобие минско-чеховского, с участием тренеров и болельщиков. И которые сегодня урезаны до бизнес-формата - как главные доноры новой НХЛ, представляющие важнейшие для Бэттмена финансовые рынки.
Вот и скучаем мы под сухой бизнес-хоккей, когда чех Хамрлик легонько кладет руку на плечо словака Габорика и тот отчаянно "ныряет". Когда Семин вяло передвигается по площадке, словно делая своему тренеру одолжение. Когда Эйвери боится сделать шаг в сторону - иначе расстрел удалением. Когда едва ли не последний настоящий "канадец" нынешней НХЛ Овечкин вдруг - о "антибэттменовское" чудо! - втыкается во вражеского вратаря. 15 лет назад после такого "втыка" Ови был бы размазан по льду, теперь же он оказывается в дружеских объятиях защитника. И, сражаясь со сном, мы вздыхаем: "О времена, о нравы…"
Ну а российским телевизионщикам в любом случае спасибо. Благодаря им Россия увидит не только минусы, но и плюсы современного хоккея НХЛ - с огромным объемом челночной работы, с продольным развитием игры, с максимальной загрузкой пятачка, с тремя одинаковыми звеньями.
Вот только с моим старым приятелем мы, похоже, теперь встретимся не у экрана ТВ на заокеанской трансляции, а на российском хоккее. В Чехове?