ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
Малую серебряную медаль за исполнение короткой программы у мужчин получил в четверг Сергей Воронов, уступивший только действующему чемпиону Европы испанцу Хавьеру Фернандесу. А чемпион России Максим Ковтун пока только четвертый.
КОВТУН ОСТАВИЛ ОТКРЫТОЙ ДВЕРЬ ДЛЯ ПЛЮЩЕНКО
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Будапешта |
Прокат Воронова открывал выступление заключительной мужской шестерки и получился блестящим. Случилось это, когда стало уже очевидным, что ни чемпион мира-2007 Бриан Жубер, ни чемпион Европы-2011 Флоран Амодио, ни чемпион России-2011 Константин Меньшов со своими задачами в короткой программе не справились.
Меньшов, несмотря на очередную неудачу, пожалуй, заслуживал в этой компании особенных слов: он был единственным из тридцати пяти участников, кто не побоялся пойти ва-банк и заявить в короткой программе два четверных прыжка, как это делает в этом сезоне чемпион России и победитель прошлогоднего финала юниорского "Гран-при" Максим Ковтун.
Другой вопрос, что из намерений не вышло ничего: вместо первого четверного сальхова Константин исполнил тройной, а на приземлении со второго - тулупа - упал, оставшись без каскада.
Воронов же возглавил ход борьбы с результатом 85,51, что на четыре с лишним балла перекрывало его личный рекорд.
Когда мы разговаривали накануне с Этери Тутберидзе, к которой Воронов перешел немногим менее года назад, она вдруг разоткровенничалась, стала вспоминать, как в 2010-м ее попросили присмотреть за Сергеем: спортсмен тогда ушел от Алексея Урманова к Николаю Морозову, но у того еще не было в Москве своего льда. Этери за короткое время удалось восстановить Воронову все прыжки, включая тройной лутц, от исполнения которого фигурист много лет отказывался из-за травмы ноги. Та совместная работа сложилась до такой степени хорошо и настолько захватила тренера, что в глубине души Тутберидзе даже стала надеяться, что Воронов передумает идти к Морозову - останется у нее. Но Сергей все-таки ушел: слухи о тренерском всемогуществе вернувшегося из Америки Николая оказались слишком гипнотизирующими.
На деле же достаточно быстро выяснилось, что проведенное у очередного наставника время было потрачено зря. Так что к Тутберидзе фигурист вернулся отягощенный тремя годами возраста и привычкой не сильно утруждать себя в тренировках.
Как вспоминал в конце декабря Сергей, несколько месяцев подряд он жил с мыслью, что не выдержит требований нового тренера. Но результат оказался налицо.
* * *
Днем ранее малой серебряной медалью в танцах на льду были вынуждены довольствоваться Елена Ильиных и Никита Кацалапов - они отстали от итальянцев Анны Каппеллини и Луки Ланотте всего на 0,04. Разумеется, это тотчас породило волну не то чтобы паники, но определенного беспокойства: не может ли произойти так, что россияне, которых считали фаворитами, вообще проиграют чемпионат? Тем более что первоначально разница между российской и итальянской парами в короткой программе составляла на экране судейских компьютеров вовсе не сотые, а гораздо более солидную величину. Однако после повторного просмотра элементов техническая сумма итальянцев была снижена на 1,59.
Точно таким же образом была нивелирована итоговая разница в женском одиночном катании между Аделиной Сотниковой и Юлией Липницкой. Если бы за второй спортсменкой в короткой программе сохранились первоначально выставленные за технику 39,65, итоговый результат Липницкой был бы первым, а преимущество над Сотниковой составило бы чуть менее балла. Но оценку Юле сбавили: посчитали, что тройной лутц в каскаде был выполнен ею с неправильного ребра.
Чтобы найти ответ на извечные вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?", имеет смысл обратить внимание на достаточно интересный факт. Который заключается в том, что Международный союз конькобежцев (ISU) с некоторых пор всячески поощряет появление в судейских кругах людей, никогда в жизни не стоявших на коньках и выучивших правила фигурного катания исключительно по теории. Возможно, смысл этого в том, что судья, пришедший в фигурное катание со стороны, не станет руководствоваться в своих оценках каким-то прежним опытом, прежними связями и собственными представлениями о прекрасном. А станет жестко следовать регламентированным позициям. На практике же зачастую получается обратный эффект: как только фигурист при исполнении того или иного элемента отклоняется от предписанных правилами канонов, многие арбитры оказываются не в состоянии понять: имела место ошибка, или же это было просто допустимое отклонение от нормы. Но наказывают. На всякий случай.
Именно так, как мне кажется, произошло в короткой программе с Липницкой. Исполнять лутц и флип спортсменка привыкла, заходя на них не по классической траектории, а с так называемой "перетяжкой" - дважды меняя ребро в процессе разбега. Лутц, исполненный Юлей в короткой программе, по мнению большинства "нейтральных" специалистов, с которыми мне довелось обсуждать эту тему после проката, был выполнен абсолютно правильно - с внешнего ребра. Но "перетяжка", видимо, сбила "прицел" у тех, кто сидел за пультами. Они растерялись.
Правильны ли нынешние тенденции, или нет, вопрос уже совершенно второстепенный. Любая попытка привести всех к одному стандарту не может обернуться для высокохудожественного вида спорта ничем хорошим. Именно поэтому, кстати, у новых правил до сих пор так много оппонентов. Но если говорить о спортсменах и тренерах, у них нет никакого иного выхода, кроме как смириться и одновременно делать все возможное, чтобы предоставлять арбитрам как можно меньше поводов для придирок. Именно это, полагаю, имела в виду прекрасный специалист, технарь и психолог Тутберидзе, когда сказала, комментируя выступление Липницкой, что обсуждать решения судей не в ее правилах.
* * *
Решение Максима Ковтуна и его тренера Елены Буяновой включить в короткую программу два четверных прыжка, поставило фигуриста в положение человека, не имеющего права на ошибку. Потому что при таком комплекте прыжковых элементов любая неточность в приземлении с первого прыжка чревата тем, что можно остаться без наиболее ценного элемента - каскада. То есть не суметь "прицепить" к четверному тройной прыжок. Если же ошибка случается, нужно пытаться превращать в каскад второй из четверных. А это уже гораздо более тяжелая задача, чем когда речь идет о прыжках в три оборота. Собственно, именно поэтому программа с двумя четверными прыжками несопоставима по сложности и нервному напряжению ни с какой другой.
Каскад у фигуриста получился прекрасно, а вот второй четверной - нет. Максим выполнил только два оборота, получил за прыжок всего 0,7 и потерял на этом порядка девяти-десяти баллов.
Если бы Ковтун вообще отказался от четверного, поставив вместо него, скажем, достаточно простой для себя тройной лутц, стоимостью в шесть баллов, он сейчас вполне реально мог бы держаться на первых ролях, имея результат того же порядка, что и Фернандес. Но Максим выбрал риск и, даже несмотря на то, что сделал программу фактически без одного из ключевых элементов, сумел стать четвертым.
Чемпионат Европы. Мужчины. Короткая программа. 1. Фернандес (Испания) - 91,56. 2. ВОРОНОВ - 85,51. 3. Вернер (Чехия) - 83,51. 4. КОВТУН - 83,15. 5. Бржезина (Чехия) - 82,80. 6. Майоров (Швеция) - 79,62... 11. МЕНЬШОВ - 72,12.