ФУТБОЛ
Пока Зепп Блаттер и Мишель Платини то ли размышляют, то ли темнят относительно своих намерений баллотироваться на пост президента ФИФА в июне 2015 года, о планах возглавить мировой футбол объявил 55-летний француз Жером Шампань .
ШАМПАНЬ ДЛЯ ФИФА
Александр ПРОСВЕТОВ
Так, кто же вы, месье? Французский Алишер Аминов, пришедший, по сути, со стороны, чтобы разоблачать "футбольную мафию", или чья-то креатура? Однозначного ответа нет.
Шампань толкует про "кризис управления", ратует за открытость и, в частности, выступает за привлечение в исполком ФИФА представителей национальных ассоциаций и лиг, а также клубов и деятелей международного профсоюза футболистов. Но при этом он - отнюдь не человек из ниоткуда. В высоких футбольных кругах француз с фамилией, которая на его родном языке пишется и звучит так же, как название исторической области и игристого вина, изготовлением которого эта область знаменита, прекрасно известен. Пусть его имя и не раскручено на публике.
В прошлом дипломат, он работал в посольствах Франции в Омане и на Кубе, был вице-консулом в Лос-Анджелесе и, наконец, первым секретарем в Бразилии, где познакомился с Пеле. Более того, из рук Короля футбола, который в то время занимал пост министра спорта своей страны, Шампань получил бразильский орден Южного Креста. Пресс-конференцию, устроенную им на этой неделе в лондонском отеле Grand Connaught Rooms , сопровождал видеоролик, в котором Пеле лично заявил о поддержке самопровозглашенного кандидата.
Перед ЧМ-1998 дипломат, в юности писавший статьи в международную рубрику France Football как внештатный автор, перебрался из МИД в оргкомитет турнира - на должность руководителя службы протокола. В то время Шампань и познакомился с Блаттером, который был избран в июне 98-го президентом ФИФА, а затем сделал Шампаня своим советником наряду с Платини.
В течение 11 лет Шампань занимался в ФИФА международными вопросами, в том числе - в должности заместителя генерального секретаря (с 2002 по 2005 год). Его считают одним из конструкторов победы Блаттера на выборах-2002, когда швейцарцу противостоял камерунец Исса Айяту. Француз выстраивал отношения с МОК и ЕС, а также провел ряд жеребьевок, в том числе - отборочного турнира ЧМ-2006.
Однако в 2010 году Шампаню пришлось покинуть ФИФА. Его влиятельность вызывала ревность некоторых членов исполкома и руководителей континентальных конфедераций, прежде всего - катарца Мохаммеда Бин Хаммама, который претендовал на избрание президентом ФИФА в 2011-м, но был уличен в коррупции и пожизненно отлучен от футбола. По информации газеты Le Figaro , к выходу Шампаня подталкивал и другой француз по имени Жером - генсек Вальке. Он, кстати, тоже подозревается в президентских амбициях, однако своими резкими высказываниями нажил немало врагов.
К слову, если верить сайту французского журнала L ' Express , Шампань считает, что Вальке не знает свой шесток. В частности, генсек поспешил объявить, что ЧМ-2022 в Катаре точно пройдет зимой, хотя консультации по этому вопросу продолжаются.
Расставшись с ФИФА, Шампань работал консультантом в футбольных федерациях Палестины и Косово, а также способствовал сближению позиций футбольных федераций двух частей Кипра с целью их последующего объединения.
Есть ли у новичка шансы на избрание? Знатоки ситуации в футбольных верхах считают, что никаких, даже несмотря на поддержку Пеле. Во всяком случае, если в борьбу вступят Блаттер или Платини, или они оба.
Еще весной в прошлом правая рука Блаттера говорил, что не будет участвовать в избирательной гонке с действующим президентом. Однако швейцарец пока то ли не определился, то ли путает следы. До сих пор он лишь сказал, что объявит о своих планах до конгресса ФИФА, который состоится 10-11 июня в Сан-Паулу. А на прошлой неделе Блаттер изрек в эфире телеканала L ' Equipe 21 хитрую формулировку: "Я еще недостаточно устал, чтобы принять решение об уходе".
Вместе с тем на конгрессе должен обсуждаться вопрос о введении для президента возрастного ценза. Платини - "за".
Возможно, 77-летний Блаттер решит, стоит ли ему лезть в драку, только тогда, когда разберется, куда дует ветер. Что касается Платини, то он собирался огласить свое решение по поводу выборов в ходе ЧМ-2014 или сразу после него.
С Шампанем у него, кстати, после совместной работы в ФИФА мужской дружбы нет. Хотя уроженец Парижа с детства болел за "Сент-Этьен", в составе которого на стыке 70-х и 80-х годов блистал Платини.
Если прежде Блаттер называл президента УЕФА своим "естественным преемником", то теперь у них накопилось немало разногласий. Одно из них касается внедрения в помощь судьям видеотехники. В то время как Платини настойчиво выступает против ее применения в футболе, ФИФА санкционировал технологический эксперимент с использованием немецкой системы контроля за взятием ворот во время прошлогоднего Кубка конфедераций. Она будет использоваться и в ходе ЧМ-2014.
Шампань - сторонник Блаттера. Но он идет еще дальше. В своем программном документе, разосланном в федерации стран - членов ФИФА, француз предлагает не ограничиваться нацеливанием камер на линию ворот. Он полагает, что видеоповторы могли бы помочь судьям и при определении офсайдов, и при оценке спорных эпизодов - стоит ли назначать пенальти или заслуживает ли игрок удаления. Дебаты по вопросу о привлечении современных технологий необходимы, и их следует вести, "не прибегая к страусиной тактике или догмам", убежден бывший дипломат. "Сегодня те, кто смотрит матч из VIP -ложи, осведомлены о происходящем на поле лучше, чем рефери, - говорит он.
Шампань предлагает и ряд новшеств в правилах - смелых, но спорных: "Надо сделать так, чтобы с арбитром имел право общаться только капитан команды. Если же он будет агрессивно протестовать, то пусть, как в регби, судья передвигает мяч на девять метров вперед. Думаю, стоит также ввести оранжевые карточки за фолы, которые не дотягивают до удаления. Это будет последнее предупреждение игроку".
Так может, на Платини напустили человека, который превосходит президента УЕФА в реформаторстве и таким образом сможет сыграть "на его поле"? До выборов еще полтора года. Если за это время как следует раскрутить дискуссию по всяким инициативам, завоевать симпатии обещаниями демократии-гласности и при этом заручиться поддержкой традиционных союзников Блаттера - тогда Шампань может получиться совсем не кислым.