Олимпиада

20 сентября 2012, 00:20

Хасан Бароев: "Не могу согласиться с Карелиным"

ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА

Олимпийский чемпион Афин-2004 и вице-чемпион Пекина-2008 в тяжелом весе рассказал о причинах неудачного выступления в Лондоне-2012

Выступление на третьих в карьере Играх получилось у него сверхскоротечным. Уже в первой схватке 29-летний Бароев уступил своему бывшему партнеру по сборной Юрию Патрикееву, проведшему второй подряд цикл в составе сборной Армении. Надо отдать должное лучшему классику страны, он не уклонился от ответов на не очень приятные вопросы, все объяснил четко и откровенно.

- Чем сейчас занимаетесь?

- Все в порядке, если не считать мелочей. За последнее время набралось немало требующих решения проблем. Одна из них связана со здоровьем: было повреждение шеи, ездил оперироваться в Германию. Слава богу, хирургическое вмешательство прошло нормально. Теперь вот восстанавливаюсь - прыгаю и бегаю. Закачиваю, в общем, травмированную область.

- Насколько серьезным оказалось повреждение?

- Выскочившая грыжа спровоцировала онемение левой руки. Не займись я сейчас своим здоровьем, в будущем вполне могли возникнуть более серьезные проблемы. После операции прошло две недели, и теперь я чувствую себя просто отлично.

- Долго приходили в себя после Игр?

- Не ожидал подобного поворота событий, а потому считаю произошедшее в Лондоне настоящей трагедией. Однако ничего не поделаешь - жизнь продолжается, приходится бороться с собой и переваривать неудачу. Время лечит, так что постепенно отхожу.

- Уже анализировали причины поражения?

- Детально еще нет, честно говоря. Думаю, время для этого придет позже. Нужно обсудить все с тренерами, у них наверняка имеется свое видение ситуации. Как бы ни было обидно, анализ провести необходимо. И не важно, продолжу я бороться или нет.

- По мнению Александра Карелина, на вашем выступлении сказался недостаток должной соревновательной практики.

- Таким великим и уважаемым людям со стороны видно лучше, тем более что опыта Сан Санычу не занимать. Но не могу с ним согласиться. Из крупнейших турниров последнего времени я пропустил только прошлогодний чемпионат мира - восстанавливался после очередной операции. А в нынешнем году я много боролся, с января и до Олимпийских игр раз шесть стартовал. Это даже очень много.

- Травмированное в прошлом году левое запястье доставляло вам дискомфорт?

- В любом случае в поражении от Патрикеева только моя вина. Исход схватки предопределили допущенные мной ошибки. Команда была шикарно готова, да и я себя отлично чувствовал. Главный тренер сборной, мои личные тренеры и ответственные за тяжелую категорию специалисты проделали колоссальную работу, об их недочетах речь не идет. Хоть и не люблю я выражение "Спорт есть спорт", но на самом деле, так оно и есть. Поражения тоже нужно уметь принимать.

- Хасан, всех интересует вопрос вашего будущего. Вы пока не готовы к категорическим заявлениям на этот счет?

- Не имея окончательного решения, заявления делать глупо. Будет смешно, если я сейчас объявлю об окончании карьеры, а через месяц начну готовиться к очередному циклу. Подготовке к Лондону было отдано очень много сил, поэтому пока мне необходима пауза. Определюсь несколько позже.

- Но силы на еще одну четырехлетку у вас имеются?

- Вот сил-то у меня предостаточно. Дайте немного отойти от событий Олимпиады и последствий операции - и вскоре все узнаете. На отдохнувшую голову думается лучше.

- Карелин в свое время передавал ключ от тяжелой категории в очень надежные руки. Ну а вам, кажется, просто некому его передать.

- На моем лондонском выступлении среди прочего действительно сказалось отсутствие должной конкуренции внутри страны. Соперники должны постоянно держать в напряжении, в поединках с сильными и сам развиваешься. Успехи наших ребят, выигравших медали, непосредственно связаны с достойной оппозицией и той системой отбора, которую им пришлось выдержать. Парни на протяжении четырех лет варились в борцовском котле и в итоге стали классными спортсменами. У меня, к сожалению, такого не было.

- Если рассматривать показанные в цикле результаты, лондонские успехи Алана Хугаева и Рустама Тотрова выглядят неожиданно.

- Согласен. Но тот же Хугаев, несмотря на не слишком успешный прошлый сезон и начало нынешнего, не опустил рук. Он конкурировал с Алексеем Мишиным, серьезнейшим соперником. И выдержал эту конкуренцию! Нелегкой была ситуация и у Тотрова: в весе до 96 килограммов многие способны потрепать нервы и проверить на прочность физическую мощь. Один Никита Мельников чего стоит. Оба наших парня крепчали в сверхтяжелых испытаниях. Более чем достойная конкуренция предоставила им возможность завоевать олимпийские медали - золотую и серебряную соответственно. Так что конкуренция - это однозначно залог успеха.

- Один из ваших личных тренеров Алексей Ким сказал, что победа Хугаева - это еще и ваша заслуга.

- Как бы то ни было, я не бегал за Хугаева и гири вместо него не таскал. Парень все сделал сам, своими руками. Он полностью отдавался на тренировках, а я лишь в какие-то моменты что-то подсказывал. Естественно, я не вмешивался в тренировочный процесс: для этого есть квалифицированные специалисты. Просто помогал ему советом вне стен борцовского зала, объяснял, что такое Олимпийские игры, как там не перегореть, как держаться и как правильно себя вести. Важно было не позволить Алану потеряться. Может быть, одна из рекомендаций ему и помогла.

- Вы давно тренируетесь вместе с Хугаевым?

- Он ворвался во взрослую сборную года два назад. С тех пор и работаем.

- Есть ли у вас желание в перспективе попробовать себя на тренерской или управленческой работе?

- До сих пор даже не задумывался. Тренерско-педагогическая деятельность, считаю, вообще не для меня. Труд тренера не менее сложен, чем труд спортсмена. А возможно, еще сложнее. Я видел, в каком опустошении они зачастую находятся. Взвешивая это, прихожу к мнению, что вряд ли когда-либо стану испытывать желание перейти на тренерскую работу.

- Деятельность руководителя вам ближе?

- Сегодня у нашей федерации замечательный руководитель - Михаил Геразиевич Мамиашвили.

- Но помимо президентской в федерации существуют и другие должности.

- Если допустить, что однажды мне предложат должность, - сразу бы не кинулся, какой бы высокой она ни казалась. Столь важный шаг нужно обдумать, все тщательно взвесить и только затем его сделать. Хочется, конечно, и в дальнейшем приносить пользу борьбе. Но деятельность подобного рода, кажется, - не мое.

- Международная федерация обещает едва ли не радикальные перемены в регламенте. Вроде бы многое может произойти в начале будущего года. Увеличение времени периода, например, лично вам было бы на руку?

- Так сказать не могу, потому что грядут далеко не первые перемены на моем веку. Случалось, правила меняли по нескольку раз за год, и некоторые новинки оказывались просто ужасными. Спортсмены из развивающихся в борцовском отношении стран ничего не теряют. Страдаем только мы, сильнейшие атлеты. Что ж, посмотрим, что там чиновники FILA надумают. Скорее всего, это станет известно уже в конце текущего года, ведь соревнования следующего должны начаться по новым правилам, а к ним еще нужно привыкнуть. С другой стороны, все борются в одинаковых условиях, никаких преимуществ ни у кого нет. Пока же не могу даже предположить, что нам в итоге предложат.

- Со спортсменами такие вопросы обсуждают?

- Конечно, нет. Мы узнаем о переменах на сборах или, что еще хуже, на соревнованиях. Приезжаем порой, а нам говорят: "Готовьтесь бороться по новым правилам".

- То есть просто ставят перед фактом?

- Ну да. А что делать, не скажешь же: "Нет, я так не хочу". Также планируют изменить и рамки весовых категорий. Тоже интересно посмотреть, что из этого выйдет. Многим ребятам придется из своих привычных весов идти выше или спускаться. Как они это перенесут - вопрос.

- Двукратный олимпийский чемпион Михайн Лопес хоть и выиграл в Лондоне, но смотрелся не так ярко, как прежде. Кубинец сейчас на самом деле является сильнейшим тяжеловесом мира?

- Безусловно. Просто с возрастом он набрал приличную массу, и ему уже тяжело гонять. Если не ошибаюсь, Лопес сгоняет примерно двадцать килограммов. Однако кубинец по-прежнему на ходу. Не случайно же он в очередной раз показал, что является безоговорочно лучшим на планете. Это даже не обсуждается. Лопес - достойный соперник и, наверное, уже можно сказать, великий спортсмен.

- Не могу не затронуть печальную тему. Неделю назад ушел из жизни ваш многолетний партнер по сборной Сергей Артюхин…

- Все пребывали в глубочайшем шоке. Серега скончался так неожиданно, всего в тридцать пять… Бок о бок мы провели веселую и чрезвычайно насыщенную спортивную жизнь. Своей олимпийской победы восемь лет назад я добился благодаря Сереге. Он составлял мне мощнейшую конкуренцию. Это один из тех людей, кто сделал меня сильным. Было приятно увидеть, что попрощаться с Сергеем прилетели ребята со всей страны.

- Каким он останется в вашей памяти?

- Очень веселым и компанейским парнем, абсолютно без комплексов. А как восхитительно он пел... Был в высшей степени надежным человеком. Очень жаль, что Всевышний так рано забирает таких людей.

Дмитрий ОКУНЕВ