Олимпиада

14 февраля 2018, 17:30

Что это было, сборная? Россия проиграла Словакии

Юрий Голышак
Обозреватель

ОЛИМПИАДА-2018. Хоккей

В первом матче на Олимпиаде хоккейная сборная России сенсационно уступила Словакии – 2:3

СЛОВАКИЯ - РОССИЯ - 3:2 (2:2, 0:0, 1:0)
Голы: Гавриков - 1 (Войнов, Широков), 2:54 - 0:1. Капризов - 1 (Гусев), 4:08 - 0:2. Олвецки - 1 (Граняк), 16:05 - 1:2. Бакош - 1, 17:55 - 2:2. Черешняк - 1 (бол., Хашчак, Бакош), 48:30 - 3:2.
Вратари: Конрад - Кошечкин (58:49 - 59:00, 59:06).
Штраф: 12 - 10.
Броски: 3 (1+1+1) - 3 (1+1+1).
Судьи: Айверсон, Рантала.
14 февраля. Каннын. Gangneung Hockey Centre.

Юрий ГОЛЫШАК
из Пхенчана

ЭЛЛИ ИЗ КАНЗАСА

Вы не представляете, что у нас творилось. Могли б вместо хоккейного репортажа читать некролог. В Пхенчхане буря, Армагеддон! Что я вам буду описывать? Пересмотите "Омена", любую часть. Как станет не по себе, так знайте: вот это я пережил.

Вы когда-нибудь ехали в автобусе, который заваливает ветром на ходу – и вот-вот завалит совсем? Вам когда-нибудь казалось, что вы – глупая Элли из Канзаса, которую в задранной юбчонке несет порыв черти куда?

Сегодня этой Элли был я. Весь забор в олимпийской деревне завален – добрые корейцы с выпученными глазами приваривают обратно. А его снова валит. Как и корейцев. Уж унесло куда-то палатку для досмотра. Забегаю в какой-то шатер, который смерчем качает туда сюда, скрипят металлоконструкции под потолком. Вижу, не я один такой отчаянный парень – еще хоронится в уголке великий фотограф Андрей Голованов.

– Я до подъезда дойти не могу…

Я-то ладно, а вот Голованова Родина утратить не имеет права. Ждем полчаса, высовываюсь, прикрывая темя ладошкой. Бочком-бочком выхожу. Рюкзак с фотоаппаратом рвет из рук. Рядом с головой словно пули проносятся какие-то болты – того и гляди вместо глаза проделают в обозревателе технологическое отверстие. Вот будет забава.

Насилу пробрался к подъезду – дверь завалена песком и какими-то камышами. То же самое – в голове и карманах. После такого хочется подать на самого себя наградные документы.

СКАНДАЛ! ГДЕ "СЛОВАН"?!

А до этого встретились в корреспондентском шатре с великим человеком. Много ли их осталось – спортивных комментаторов советского Центрального телевидения?

Двое! Геннадий Орлов в Питере да Владимир Новицкий в Минске.

Умер давным-давно Махарадзе, нет ни Маслаченко, ни Майорова, ни моего друга Перетурина.

Новицкий бодр, сед, при деле. Комментирует все на свете.

– За 18 дней до Олимпиады ушел в отпуск – и начал готовиться. Искал, искал и искал. Все сайты национальный олимпийских комитетов перешерстил. Сотни спортивных газет со всего мира. Старая школа!

– Что ж пришли за 9 часов до матча?

– Всегда так прихожу. Сейчас буду искать словаков – расспрашивать, что к чему. Знаете, что у них скандал?

– Боже. Какой скандал?

– В сборной один человек из "Слована", сильнейшего клуба. Никто понять не может, почему. Вот буду узнавать, что к чему.

Я изучил словацкий состав – да тут полно знакомых имен. Не такая уж чахлая сборная. Нам, конечно, не соперник, тут и разговора нет.

Изучил протокол и коллега Рабинер, человек извилистой судьбы. Не обнаружил из "Слована" вообще никого. Даже у "Автомобилиста" представительство шире.

Вообще, говоря откровенно, сборной России надо выиграть два матча у сильных соперников – полуфинал и финал. Соперники по группе довольно дохлые, в четвертьфинале попадаем на третью команду от соседей. Ну и что это будет за команда? Сами можете представить. Четвертьфинал сборная России может проиграть только самой себе. А вот дальше все пойдет без дураков. Вполне может образоваться какая-нибудь Канада.

Пока же Олег Знарок может вживаться в нововведения – например, не будет на этой Олимпиаде официальных пресс-конференций. Но ждет Олега Валерьевича другая голгофа – придется проходить через микст-зону из зарубежных корреспондентов. Отвечая всем и каждому.

Зато с русскими уговорились – дергать поодиночке Знарка не будем. Выйдет сразу ко всем чуть позже.

Может Знарок экспериментировать – уважение к большому хоккеисту Мозякину проявлено не только в приглашении на Олимпиаду. Еще и выставляет его главный тренер в первом звене – с Дацюком и Ковальчуком!

Так они играли на последних тренировках. Так вышли на заключительный период против корейцев в Сеуле. Видимо, убедили. Черт возьми, как интересно, что ж из этого всего выйдет.

Камера выхватывает кадры из раздевалок за пять минут до матча – словаки сидят словно на поминках. Делают необъяснимые движения физиономиями. Разминая для чего-то лицевой нерв. Быть может, планируют акцию запугивания.

Наши переодеваются, будто ничего не происходит. Матч как матч.

Но вот вышли – и понеслось:

– Шайбу, шайбу!

Одна трибуна замолкает – другая подхватывает. А флаги со всех концов страны. Про некоторые и не слышал – вот городок Реж. А вот Тайшет. Господи, где это?!

КОНРАД КАРЛОВИЧ МИХЕЛЬСОН

Какой же красавец Войнов! Игра только началась, а уже одни восклицательные знаки. Двукратный обладатель Кубка Стэнли и бросить успел и накрутить троих словаков, удерживая отскочившую шайбу. Надоело возиться с шайбой – отбросил Гаврикову под синюю. А тот уж пальнул так пальнул. Не зря два дня подряд выходил к корреспондентам после тренировок – взбодрился. Почувствовал себя фигурой. Первая зашла!

Между первой и второй перерывчик небольшой – вот Капризов сделал всем нам красиво. С лета подправил высоковато летящую шайбу так ловко, что Конрад и дернуться не успел. Эх, Конрад, Конрад. Конрад вы Карлович Михельсон…

Капризов смущенно улыбался на скамейке – пока кто-то похлопывал по шлему. Кажется, этот молодой человек станет большим хоккеистом. Есть все – влючая человеческие качества.

Я взглянул на табло – прошло-то пять минут, а сборная России (никакой не ОАР) ужаса навела на всех соперников. Тренер словаков озирался растерянно: что творится-то? Это что за самосвал? Все было не в их пользу – если сталкивались у борта, непременно словак отлетал и падал. Наш катил дальше, будто и не было ничего. Бедный словак же едва докатывался до скамейки, руками помогая ослабевшим ножкам. Как бедный Кристоф, наскочивший на плечо Нестерова. Наш друг Доминик Граняк и вовсе казался освобожденным от физкультуры…

Команда в красной форме действительно выглядела машиной. Новой ли сборки, старой – но на словаков накатывала беспощадной лавиной. Словаки и с пятака наших-то выталкивали неохотно, без искры. С печалью глядел на все это хорошо нам знакомый по "Спартаку" Иван Баранка.

Играли мы как-то в настольный хоккей с Домиником Гашеком, великим Доминатором. Тот выбрал красных, щелкнул пальцем по шлему вратарю:

– Это я!

Ткнул пальцем в защитника:

– Это – Баранка. А команда – "Спартак"

Доминатор давным-давно на покое, живет в своем Градец-Кралове. Или где-то неподалеку. Имеет все возможности сосредоточиться на настольном хоккее. А наш друг Баранка все пылит. Но, кажется, как раз вчера задумался. Как говорил Анатолий Бышовец футболисту Радимову, "из-под колес должны лететь искры, а не пыль"…

Все было очень печально для словаков – человек с устрашающей фамилией Суровы оказывался размазан по борту Телегиным. Знатно Ваня пропульпировал старика, изображение у того пропало надолго. Маленькие победы – тоже победы. Зубарев закинул Мартина Бакоша и вовсе на скамейку сборной России – прямо под ноги Знарку и Капризову. Точно так же ураган швырял вашего корреспондента. Я знаю, что это, меня не провести. А вот Капризов не готов был к таким сюрпризом, смотрел под ноги – а тут вдруг словак. Добрый вечер. Знарок прищурился недобро: "Не в свой район забрел, пацанчик…"

Выковыривали Бакоша всем миром.

2:2?!

Все бы ничего – но словаки за пару минут превратили такие милые нашему глазу 2:0 в 2:2. Вы спросите – бывает ли такое? А бывает!

Сначала Шипачев потерял игрока – удрал тот самый словак Бакош. По состоянию здоровья Бакош после памятного выхода в открытый космос ближе к интеллигенции, но в скорости не растерял. Швырнул просто и хорошо – между ног Кошечкину. Который мог спасти. Но вот как-то не спаслось. Тут же словак еще проворнее того, первого, убежал с центра площадки – пока Нестеров пыхтел где-то за спиной. Бросил над плечом Васи – не понять, где отыскал щелочку. Вынимай, Вася! Но вот 2:2 и, кажется, со Словенией сыграет другой вратарь.

АЛЬЦГЕЙМЕР И ДЕНЬ ВЛЮБЛЕННЫХ

Вот так словаки! В день влюбленных были с нами нежны – но до поры. Они ж как Гассиев – заманивали, нахватали легких оплеух и ужалили. Пригорюнились на трибуне хоккейные мамы, приложили платочек к глазам девушки, насупились детишки.

Если уж напасти, то все – в безобидной ситуации схватился за спину Андронов. Охая на все лады, добрался до скамейки. Морщился в руках хорошо нам знакомого доктора Козлова.

Словаки оставляли на льду краги, перебитые клюшки и Прохоркина. Словаки были готовы на все, цепляясь за волшебные 2:2.

Кто-то усмехающийся, морщинистый склонился надо мной. Я вздрогнул – вдруг это Альцгеймер?

Но нет, просто дряблый словак:

– Как хоккей?

Я оттопырил большой палец. Подумав – если проиграем, сложу ему из пальцев другую комбинацию.

ДАЙТЕ В ДЕТСТВО ОБРАТНЫЙ БИЛЕТ!

Наши могли забивать, и не раз. Как Григоренко перед пустыми воротами – шайба скакала у него на крюке, как горячая картофелина в руках пионерки. Да и друг Конрад так некстати проснулся, отнесся к нам бессердечно. Иссушивал нашу душу ловкими сейвами. Слава Богу, и Большой Вася обрел себя после худшего в судьбе периода.

Россия давила, вы не подумайте дурного. Просто от былой игровой величавости мало что осталось. В комбинациях сквозила истерическая нотка. На канадцев с таким душевным состоянием лучше не попадать. Олег Знарок смотрел на лед, не моргая. Как-то нехорошо молчал. Витолиньш глядел под ноги, словно искал лунку на этом льду. Алексей Жамнов заснул руку во внутренний карман пиджака и долго-долго не вынимал. Будто вслепую пересчитывал командировочные. Игорь Никитин ушел в себя, как в звуки Глюка.

Словацкий же тренер, воодушевившись, говорил как радиоточка. Его команда с какого-то момента стали играть просто лучше – если б не видел своими глазами, не поверил бы, что такое возможно. Наседали на ворота России, стреляли то так, то эдак. Забить могли не раз – но все мазали да мазали. От избытка чувств-с.

Наши не успевали. В штрафном загоне оказывался сначала Барабанов, потом Калинин. А словаки снова стреляли в никуда. Играем втроем против четверых. Снова момент у наших ворот. И снова! Что творится? Дайте в детство обратный билет!

О ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ

Нет ничего интереснее, чем пересчитывать чужие деньги и ждать третьего периода в таком вот матче. Где все с ног на голову.

Словаки с прибаутками и ухмылками переваливались через борт. Им казалось – все по делу. Что им Ковальчук, что Дацюк? Вот Баранка – это голова. Не смотрите на фамилию.

Войнов едва выскочив со скамейки штрафников, почувствовал заряд свежести. Выход один на один! Гол! Нет, не гол? Ну и ну. Это ж чудеса, братцы.

Новое удаление за все то же – нелепый, пустой выброс шайбы черт знает куда. Петер Чересняк, которого мы и знать не знали, оказывается не только веселым, но и находчивым. Запустил шайбу как из пращи. 2:3. Эх, Вася…

Словаки ложились под шайбу, не морщась. Швыряли от синей – почувствовав, где тонко. Наши же словно проснулись, пластались на льду. Зубами грызли этот лед. Словаки смотрели на табло – там оставалось семь с небольшим… пять… три…

Словаки умудрялись создавать что-то даже в меньшинстве. Спасал Кошечкин – выход один на один, еще! Как пишут нетребовательные корреспонденты, "оставляя нас в игре". Но что нам с той игры? Забыть ее поскорее. Как страшный сон.

Трансляция матча Словакия - Россия //
Расписание олимпийского хоккейного турнира - здесь