Сочи-2014. Статьи

Сочи-2014

24 января 2013, 18:01

Еще бы МОК всерьез просил нас перевести время!

Обозреватель "СЭ" - о шумихе вокруг идеи вернуть зимнее время для удобства телевизионных трансляций Игр-2014 в Сочи. 

Сергей БУТОВ 

Бурная дискуссия, возникшая в России по поводу предложения Международного олимпийского комитета вернуть нам зимнее время, никакого отношения к идеалам олимпизма, к тому, чтобы стать "быстрее, выше, сильнее", разумеется, не имеет. Бытовой это в общем-то вопрос - близкий каждому, которому надоело всю зиму ложиться и вставать в потемках, а весь световой день перекладывать в офисах бумаги.

Хорошо известное всем нововведение в России не приняли, а над аргументами, что гражданам, дескать, неудобно два раза в год елозить туда-сюда часовыми стрелками, откровенно смеялись - и тогда, и сейчас. К часовой разнице подавляющее большинство граждан приспособилось ровно за сутки (как, в частности, нам об этом и говорила наука), а вот световой день куда-то пропал.

Быстро выяснилось, что и сама история с МОК, который якобы выступил за возвращение к привычной двухчасовой разнице во времени между Россией и западноевропейскими странами ради "интересов европейских телезрителей", была высосана из пальца. Мелким кеглем где-то просочилось опровержение: ни о чем таком МОК никого не просил, а лишь поддержал бы инициативу, коль скоро таковая бы возникла.

Еще бы он всерьез просил об этом! С точки зрения дипломатии такую вот просьбу МОК – ради двухнедельных Олимпийских игр внести изменение в жизнь гигантского государства, живущего в девяти часовых поясах, - следовало бы рассматривать, как грубое вмешательство во внутренние дела страны. А единственно верным в этой ситуации решением было бы отправить МОК по известному многим адресу - мысль, как вы сами видите, пронзительная, хотя, возможно, и не стопроцентно политкорректная.

Итак, МОК просто "поддержал бы инициативу". Это далеко не первая его попытка влиять на события, имеющие хоть какое-либо отношение к сочинским Играм, хотя отношения России с этой организацией претерпели серьезную эволюцию с момента, когда в 2007-м Сочи получил зимние Игры.

Еще несколько лет назад любая вопросительно поднятая бровь члена Координационной комиссии МОК, что ездила в Сочи, словно к теще на блины, была способна вызывать прорехи в государственном бюджете и даже структурные изменения государственных корпораций вроде "Олимпстроя". Со временем, когда стало понятно, что Россия в целом справляется с циклопической олимпийской стройкой стоимостью в миллиарды долларов, общение с МОК вместо монолога стало, наконец, напоминать диалог. Когда МОК условно предлагал добавить (исключительно в интересах Олимпиады) какой-нибудь автомобильной дороге в Сочи по одной полосе в каждую сторону, Россия начинала считать, во что это встанет государственному бюджету вместо того, чтобы принимать пожелание в качестве руководства к действию.

За последние 18 лет Олимпиада отдавалась всем без исключения континентам, кроме Африки, и никто не предлагал ни Японии в 1998-м, ни Австралии в 2000-м, ни Америке в 2002-м, ни Китаю в 2008-м, ни Канаде в 2010-м, ни Лондону в 2012-м переводить стрелки часов так, чтобы стало "удобно европейскому болельщику". Не предложат этого и Бразилии, куда в 2016-м приедут следующие летние Игры. Когда дело касалось олимпийских телетрансляций, удобство для зрителей одного континента всегда оборачивалось бессоницей жителей других стран.

Другое дело, что в 2011 году, когда нашими руководителями принималось волевое решение отменить переход, наверняка существовали вполне конкретные договоренности о времени начала будущих олимпийских турниров между организаторами Игр и ведущими телевизионными компаниями, купившими права на трансляции. Изучив предварительное расписание Игр на сайте Сочи-2014, нетрудно заметить, что большинство самых смотрибельных в Европе видов спорта – фигурное катание, биатлон, прыжки с трамплина – вынесены на вечер.

Если церемонию открытия Игр, назначенную на 20.00 по московскому времени, в Западной Европе собирались смотреть 7 февраля, начиная с 18.00, то в 2011-м вдруг выяснилось, что начинать смотреть – в рабочую, между прочим, пятницу – придется с 17.00.

Чем дальше от прайм-тайма – тем меньше телевизионной рекламы, доходы от которой будут исчисляться миллионами. Проблема? Проблема. Хорошо ли менять коней на переправе? Нехорошо. Есть ли нам дело до доходов европейских телевизионных компаний? Нет нам никакого дела, если говорить по существу.

На самом деле, можно только порадоваться за то, что история с МОК оказалось пшиком. Легенда отечественной журналистики Всеволод Овчинников, много лет проработавший в Японии и Великобритании, а затем написавший монументальную книгу "Сакура и дуб", очень точно подметил схожую черту между нашими не самыми похожими нациями. И мы, и британцы можем сколько угодно и как угодно обидно критиковать самих себя, но категорически не переносим, когда за нас это делают другие.

Не будет к нам претензий, глядишь и вспомнят наши руководители об единственно верном во всей этой истории решении. А, может, не вспомнят, и все останется как есть.

В конце концов, пусть делают, как хотят. Мы им не указ. Мы-то что? Есть же инстанции повыше нас с ними.

*** 

Комментируя сложившуюся ситуацию, научный руководитель факультета Спортивного менеджмента Университета "Синергия" Владимир Леднев отметил, что с точки зрения организации вещания спортивных состязаний разница в 1-2 часа не является принципиальной (особенно для истинных спортивных болельщиков) и не будет решающей для желающих смотреть Олимпийские игры по телевизору.  

"Я считаю, что об определенных неудобствах можно говорить тогда, когда разница между временем начала трансляции и временным поясом основной аудитории телезрителей составляет,  как минимум, 4-5 часов. Кстати, сейчас идет открытый чемпионат Австралии по теннису  - вот это проблема. Как его смотреть в Москве, если это - 9 часов разницы во времени. Когда мы смотрели Олимпийские игры из Ванкувера, было 8 часов разницы - это тоже было очень проблематично и неудобно. Но если в Англии футбольный матч стартует в 19.00, а у нас он начинается  в 23 часа, то это абсолютно нормально и болельщики, как правило смотрят его с интересом, - сказал Леднев. 

 Вместе с тем он согласился, что переход России на зимнее время, безусловно, сделал бы более удобной и комфортной сетку телевизионных трансляций соревнований Олимпийских игр в Сочи для жителей европейского континента.  

"Я понимаю экономические интересы телевещателей Олимпийских игр и самого МОК: им надо привлечь к экранам телевизоров как можно больше зрителей. Но, по большому счету, вопрос возврата к зимнему времени в России - это и наша собственная актуальная тема, даже без привязки к Олимпиаде", - резюмировал Леднев. 

По данным опроса ВЦИОМ, сегодня среди россиян в равной степени встречаются как те, кому удобно жить по летнему (30%), так и те, кто предпочел бы перейти на зимнее время (29%). Жители, поддерживающие идею перехода на зимнее время, чаще всего объясняют свою точку зрения убеждением, что жить по подобной системе полезно для здоровья, так как это биологически правильное время (34%). Противники же этой инициативы уверены в благоприятном влиянии летнего времени на здоровье (37%).