Паралимпийские игры

Допинг

21 ноября 2016, 22:00

Критерии МПК. Почему от России хотят невозможного

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Целый ряд критериев восстановления членства Паралимпийского комитета России в Международном паралимпийском комитете (МПК) либо невыполнимы, либо заведомо относятся к компетенции других организаций.

Наталья МАРЬЯНЧИК

Опубликованный сегодня документ от МПК, где более чем на десятке страниц рассказано, вследствие каких действий российские паралимпийцы должны вернуться на международную арену – на самом деле, уникальное свидетельство. Еще никогда чиновники из влиятельной международной организации публично не позволяли себе настолько явного негативизма по отношению к нашей стране.

Хотя в самом факте составления и публикации критериев ничего удивительного нет: похожий документ уже был предложен российским легкоатлетам, а в ближайшее время появятся критерии для восстановления членства Российского антидопингового агентства (РУСАДА) в ВАДА. Все эти документы построены по одному принципу: российской стороне предлагается некая последовательность действий, в случае выполнения которой мы должны добиться своей цели, то есть международного признания и возвращения всех прав. Вопрос только в формулировках: чего именно от нас хотят, и выполнимо ли это в принципе.

МПК: движение будет единым? Фото REUTERS
МПК: движение будет единым? Фото REUTERS

ЛУКИН ДОЛЖЕН УЙТИ В ОТСТАВКУ?

Возьмем один из ключевых пунктов – о прозрачности организации и непричастности к каким-либо допинговым историям. "ПКР должен по запросу предоставлять рабочей группе МПК подробную информацию обо всех своих сотрудниках и членах, будь то директор, член исполкома, спортсмен или тренер, – говорится в критериях. – Информация может включать должность и обязанности, а также подтверждение того, что этот человек никогда не был замечен ни в каких нарушениях антидопинговых правил и не был замешан в допинговых схемах, указанных профессором Маклареном".

На первый взгляд, все логично: если в ПКР работают фигуранты былых допинговых схем, то о какой прозрачности мы вообще можем говорить. Но теперь представьте: помимо непосредственно сотрудников организации, нам предлагается прислать в МПК подробнейшее досье вообще на всех спортсменов и их персонал, которые есть в России. Не говоря уж о некорректной формулировке (спортсмены и тренеры не являются членами ПКР и не получают там зарплату), составление таких досье на тысячи людей займет месяцы, если не годы.

Читаем дальше: "ПКР не должен назначать никого из представителей государственной власти в исполком и другие управляющие органы ПКР. Представители государственной власти не могут также избираться в исполком и другие управляющие органы". Действующий президент ПКР Владимир Лукин – член Совета Федерации, и согласно этому критерию он, получается, должен немедленно уйти в отставку. Более того, если распространить этот критерий на все российские общественные спортивные организации, то немедленно покинуть свои посты должны и президент Всероссийской федерации легкой атлетики Дмитрий Шляхтин (министр спорта Самарской области), и даже глава Олимпийского комитета России Александр Жуков – первый заместитель председателя Госдумы. Хотя тот факт, что последний даже является членом Международного олимпийского комитета, прозрачно намекает, что в мире государственная должность вполне совмещается с деятельностью в олимпизме.

Понятно, что вмешательство госорганов в дела общественных организаций недопустимо. Но столь прямое требование отставки действующего президента, на самом деле, беспрецедентно. Даже грозное ВАДА, настаивая на том, что система государственного покрывательства употребления допинга в России имела место, ни разу не потребовало отставки конкретного чиновника.

ПКР: миссия возвращения невыполнима? Фото REUTERS
ПКР: миссия возвращения невыполнима? Фото REUTERS

КАК ПКР ДОЛЖЕН ОТКРЫТЬ "ЗАКРЫТЫЕ" ГОРОДА

Некоторые критерии от МПК вообще иначе, как унизительными не назовешь. Например, встречи Рабочей группы МПК с российскими коллегами должны проходить где угодно, но только не на территории нашей страны – интересно, почему? Например, аналогичная рабочая группа от Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) прошлой зимой побывала в России несколько раз, и вроде бы ни с какими угрозами жизни и безопасности не столкнулась. Более того, все встречи с Рабочей группой МПК где-то заграницей будут финансироваться из нашего бюджета. Права выбора места этих встреч мы, естественно, лишены.

Дальше больше: "ПКР обязан регулярно обеспечивать рабочими визами международных офицеров допинг-контроля, гарантировать свободную транспортировку проб через границу и обеспечить свободный доступ к спортсменам для тестирования, включая доступ в так называемые "закрытые" города". Паралимпийский комитет России, напомним, общественная организация, которая не имеет никакого отношения ни к процедуре выдачи виз, ни к работе таможни, ни, тем более, к получению прав доступа в стратегически важные для страны оборонные объекты.

Все эти претензии уже упоминались в отчетах ВАДА по нашей стране, но там они хотя бы были адресованы по адресу. Но требовать сейчас подобное от ПКР, как минимум, непрофессионально. Не говоря уже о том, что силами данной организации это точно невыполнимо...