Новости

25 августа 2008, 01:35

Евгения Канаева: "Я вдруг почувствовала, что плачу"

Артем Агапов
редактор отдела интернет

Александр КРУЖКОВ из Пекина

     Она еще робеет на пресс-конференциях. Красивым фразам предпочитает обтекаемые формулировки. Смущается порой самых невинных вопросов.

     Это, конечно, пройдет. И к вниманию публики она скоро привыкнет. А внимание к Евгении Канаевой теперь будет приковано постоянно.

     Ей ведь всего 18 - из тех, кто пробился в Пекине в финал многоборья, моложе Канаевой нет никого. А значит, эта Олимпиада для нее наверняка не последняя. Спустя четыре года Женя получит уникальный шанс стать двукратной олимпийской чемпионкой. Чего из российских гимнасток, кстати, не удавалось пока никому.

     В чем феномен Канаевой, за сезон прошагавшей от юниорской сборной до олимпийского золота? Те, кто знаком с ней получше, отвечают не сговариваясь - в фантастической работоспособности.

     - Чем гимнастки моложе, тем больше они вкалывают, - полагает Алина Кабаева. - Вспоминаю себя, когда мне было лет 15. Никто не думал, что в тот год я стану чемпионкой Европы. Даже Винер. Но я выиграла! А все почему? Из зала уходила иногда в 11 вечера. Работала так, что мама не горюй! Девочки постарше могут покапризничать, тренировку сорвать, если вдруг нет настроения. Им кажется, что они уже великие, и имеют право дать себе слабину. Забывая, что малая рядом пашет. У нее-то всегда есть настроение тренироваться. Потому что ничего другого в жизни нет. И вскоре выясняется, что готова она намного лучше, чем "старики". Именно так случилось в этом сезоне с Канаевой, которая сразу обошла и Сесину, и Капранову. Главное, чтобы Женя как можно дольше сохраняла такой настрой.

     Сама Канаева об этом говорит так:

     - К победам я спокойно отношусь. Нет, приятно, конечно, выигрывать. Но едва сошла с пьедестала - надо все начинать сначала. Для меня это закон.

     - Женя из тех девочек, которые берут, прежде всего, трудолюбием, - говорит ее тренер Вера Ефремовна Штельбаумс и проводит параллели со своей предыдущей ученицей и землячкой Канаевой - Ириной Чащиной. - Если у Иры от природы отличный прыжок, то с Женей мы над ним очень много работали. Из гимнасток, выступавших в Пекине, на мой взгляд, у нее самая сложная программа. И делает она элементы чище всех. Причем с такой легкостью, что зрителю кажется, будто и в самом деле это совсем несложно. У нее даже нет любимых предметов. Чащиной, например, нравились скакалка и обруч, а Женя в этом смысле абсолютно "всеядна".

     Наслушавшись подобных историй, я в лоб спросил Канаеву: "Неужели вы никогда не устаете от гимнастики?"

     - Устаю, конечно, - спокойно ответила она. - Но это быстро проходит. Мне нравится моя жизнь. Знаю, что спорт не вечен, тем более такой, как наш. Вот и отдаю сейчас себя полностью гимнастике. Больше недели отдыхать нельзя. Можно так растерять форму, что уже назад не соберешь.

     Другая особенность ее характера - удивительное хладнокровие в любой ситуации. В 2007-м она дебютировала на чемпионате Европы. Причем узнала об этом лишь за два дня до отъезда на турнир - в последний момент травму получила Кабаева. Женя приехала и выиграла упражнение с лентами. На пьедестале, правда, не удержалась от слез.

     - Вообще-то редко плачу, - объясняла она позже. - Но тогда сказалось огромное напряжение - все ведь настолько неожиданно произошло. Вот и не сдержалась.

     В Пекине Канаева тоже успела всплакнуть, - хоть теперь этого никто кроме тренера не увидел.

     - Я отработала последнее упражнение и вдруг почувствовала, что плачу, - немного смущенно призналась она. - Правда, быстро успокоилась.

     - Вы заплакали, когда поняли, что выиграли? - уточнил я.

     - Нет. Когда поняла, что все сделала как надо. Оценки к тому времени еще не объявили.

     - Обычно Женя эмоции наружу не выплескивает, держит все в себе, - говорит Штельбаумс. - Хотя давление, которое любой спортсмен испытывает на Олимпиаде, и ее чуть не накрыло. Возможно, из-за этого Женя в квалификации потеряла скакалку. К счастью, в дальнейшем ошибок не допускала. Чтобы загасить ее волнение, не уставала повторять: "Забудь об Олимпиаде! Ты выступаешь на первенстве домоуправления. Главное - выйди на ковер и покажи все, что ты умеешь".

     Штельбаумс с улыбкой рассказала, что в омской спортшколе Женю прозвали мать Тереза.

     - Она действительно очень добрая и всегда старается всем помочь. Раньше в нашей школе была тесная раздевалка, - а детишек много, вечно валенки и шапки попутают. Бывает, ищу Женю: "Где Канаева?". В ответ слышу: "Она малышам помогает с валенками разбираться". А если я заболеваю, - никакой врач не нужен. Женя тут же несется в аптеку, тащит кучу лекарств: "Это, Вера Ефремовна, вам от горла, это - от головы…" Я смеюсь: "Женечка, ты моя "скорая помощь".

     …В субботу после церемонии награждения и пресс-конференции гимнасток увели на допинг-контроль. Через два часа, когда Дворец спорта уже опустел, Канаева вышла на улицу. В одной руке сумка, в другой - обручи.

     - Где же ваша медаль, Женя? - выпалил коллега, также дожидавшийся олимпийскую чемпионку.

     - В сумке.

     - А почему сняли? - не унимался корреспондент.

     - Я же допинг-контроль сдавала, - Канаева залилась краской, но не сдержала улыбки. - Зачем мне там с медалью сидеть?