Лыжи

25 февраля 2019, 17:25

"Кричал Большунову – начинай толкаться! Но услышать он не мог"

Андрей ШИТИХИН
Корреспондент
Никита Крюков прогнозирует еще четыре медали для сборной России

После половины гонок на чемпионате мира в Зефельде на счету сборной России по лыжным гонкам четыре медали – два серебра и две бронзы. Могло ли качество этих наград быть несколько иным, в чем были допущены ошибки и кто прав в ситуации УстюговКлебо? На эти вопросы "СЭ" ответил олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира Никита Крюков.

– Как оцениваете результаты командного спринта у мужчин?

– Я считаю, что любая медаль – успех. Конечно, всегда хочется большего. Я пообщался с Сашей Большуновым. Он хочет золота, а серебром недоволен. И это, на мой взгляд, абсолютно правильная позиция. Нужно всегда стремиться к самым высоким результатам. Так что с какой стороны смотреть. То, что в итоге есть медаль – отлично, что она серебряная – немного не то, на что мы все рассчитывали и хотели.

– А могла быть победа с таким составом и такой расстановкой по этапам?

– Хороший вопрос… Возможно, Саша должен быть на своем этапе "натягивать", попытаться измотать Йоханнеса Клебо. Но что из этого могло выйти? То, что они вдвоем убежали бы от остальных. А в итоге вновь закончилось бы серебром. Но хотя бы попробовали побороться за золото.

И я прекрасно понимаю, почему тренеры выбрали такую расстановку. На втором этапе должен был бежать тот, кто мощнее пройдет финишный отрезок. В классике финиш у Саши сильнее на сегодняшний день. Вот если бы был коньковый спринт, тогда финишировать однозначно должен был Ретивых. Другой разговор, что у Глеба не всегда получалось передавать эстафету, как планировалось – первым или вторым. Большунову приходилось пробираться.

Устюгов был не готов отработать на золото

– Ретивых после финиша пожаловался на работу лыж.

– В классическом командном спринте, да еще на таком круге, как в Зефельде, работа инвентаря должна быть безупречной. На длинных быстрых спусках нужно катить так, чтобы не давать соперникам преимущество. Яркий пример – обидное четвертое место наших девчонок. Видно же, что Белорукова была отлично готова, а медаль они с Непряевой упустили только из-за работы лыж. У парней тоже было с этим не все в порядке, но тот же Большунов за счет своей "физухи" смог протолкать лыжи до серебра. Он и дернул группу вовремя, и побороться. Но Клебо есть Клебо. Даже при безупречно работе лыж результат был бы тем же. Йоханнес недаром выиграл столько золота на Олимпиаде, а теперь и на чемпионате мира собирает.

– На своем этапе Белорукова перед спуском пропустила вперед двоих соперниц. Только из-за работы лыж?

– Именно в том, что она пропустила конкуренток, ничего страшного не было. Села и кати себе за ними. А вот то, что подкатить на спуске ни к кому не удалось, уже критично. Вот тут как раз все от работы лыж зависит. И встать нельзя, поскольку ты сразу будешь ловить встречный поток ветра, и только ждать остается, когда спуск закончится. Может быть, совсем чуть-чуть недоработала и сама Юля, но основной фактор поражения – работа лыж.

– По составам на командный спринт – это был оптимальный выбор?

– У девочек – однозначно. Других вариантов точно не было, Юля и Наташа отлично готовы, это был медальный состав. У парней – видимо, тоже. Тренеры наверняка много думали над окончательным составом.

– Участие Сергея Устюгова в тимспринте могло что-то изменить?

– Только то, что серебро завоевал бы не Глеб Ретивых, а Сергей Устюгов.

– Два года назад в Лахти он выступал против вашей кандидатуры, сейчас выступил против самого себя. Не должно ли последнее слово за тренерами оставаться?

– Я считаю, что тренеры могли либо настоять, либо уговорить Устюгова бежать командник. Но раз он сам отказался, значит, чувствует что-то не то в своем состоянии. Винить его ни в коем случае не стоит, он лишил самого себя медали. Но нужна ли ему серебряная медаль? А отработать на золото, видимо, Устюгов оказался не готов.

Клебо действовал в пределах допустимого

– На физическую форму Устюгова могла повлиять стычка с Клебо в личном спринте?

– Знаете, обычно бывает так, что это, наоборот, заводит. И у меня в карьере было много раз, что после неудач хотелось вообще лыжи бросить. Но вечером засыпаешь с одними мыслями, утром совсем с другими. Стресс-то все равно остается в прошлом, а потом выходишь на новые старты с трезвой и холодной головой. Кажется, в скиатлоне он выглядел спортсменом, который готов бороться. Не получилось – другое дело. Думаю, Сергей отказался от тимспринта на фоне итогового результата в скиатлоне.

– В ситуации между Устюговым и Клебо на трассе кто был прав?

Клебо ехал первым и держал бровку. Устюгов полез в наполовину раскрытую калитку, пытался сравняться с Йоханнесом, а тот жестко прижал Сергея. Как обычно в такой ситуации реагируют судьи? Они на стороне того, кто впереди. Всегда отвечают, что сам становись впереди и контролируй ситуацию. Клебо действовал жестко, захлопнул калитку, но действовал в пределах допустимого. Он тоже ехал по внутреннему радиусу и отстаивал свою позицию. Спринт – гонка предельно контактная, если будешь кого-то пропускать, то проиграешь. Норвежцу очень повезло избежать падения, а то она вдвоем с Устюговым были бы без медали. Я не знаю, как сложилась бы ситуация, если бы Клебо был сзади, а Сергей – впереди. Российских лыжников всегда учат тому, чтобы правила не нарушать, а просто уходить в сторону и "засаживать" на всю катушку.

– Кажется, Устюгов слишком заигрался в тактике на спринте.

– Сергей психологически не выдержал тот полуфинальный забег. Если уж выбрал тактику, соблюдай ее до конца.

– В вашей карьере были подобные ситуации?

– Конечно. Всегда было одно и то же: кто едет первым, тот и прав. Жесткая борьба в спринте была, есть и будет. Открыл калитку – проиграл. Белорукова в командном спринте не удержала бровку. Возможно, стоило быть чуть жестче.

Большунов научится вести себя более хитро

– После финиша мужского скиатлона было много разговоров о том, что Большунов выбрал неверную тактику. Вы с этим согласны?

– Прежде всего, я не понимаю, почему Саша намеренно не пустил вперед норвежцев, а тащил их на своих плечах практически всю дистанцию. Конечно, он задавал скорость и разорвал всю группу, в итоге же медалисты определились достаточно далеко от финиша. Большунов действовал несколько прямолинейно в силу возраста и отсутствия опыта, а вот Шюр Рете и Мартин Сундбю – прожженные бойцы, которых все устраивало. И Саша научится вести себя более хитро, ему же только 22 года! Но всех этих разговоров о тактике могло и не быть.

– Если бы Большунов завоевал золото?

– Конечно! И он мог это сделать. Давайте разберем. Последний подъем. Саша мог встать параллельно Сундбю и тогда выходил бы с подъема первым-вторым. А так с ним сравнялся Рете и Большунову пришлось уходить в другую сторону. Плюс Рете шел по дальнему радиусу, но потом в одно мгновение оказался на ближнем радиусе. Потом спуск. Я смотрел трансляцию и кричал, чтобы Саша начинал толкаться, но тот, конечно, не мог этого слышать. После спуска ему нужно было чуть раньше, буквально на секунду раньше начинать толкаться без палок. Может быть, он подумал на мгновение, что уже упустил свой шанс. Ведь когда он начал толкаться, то пролетел мимо Сундбю и почти взял Рете. Понятно, что со стороны виднее, особенно когда ты просто сидишь и смотришь, а в горячке гонки ситуацию оценивать сложнее. Но начни толкаться раньше – и ты чемпион.

– У девушек скиатлон совсем иначе сложился.

– Потому что девушки практически не играют в тактические игры. Йохауг убежала, а трое преследовательниц отбросили остальных, попеременно лидируя. А судьба серебра и бронзу решилась на длинном подъеме. Если бы Наташа Непряева не так сильно отстала от Ингвильд Остберг, то могла бороться с ней за второе место. Но Непряева в любом случае молодец. Она сбросила Якобсен и вырвала эту бронзу. Очень хороший результат.

– У сборной России будет золото на этом чемпионате мира?

– Честно? Конкуренция очень серьезная, как и всегда. Норвежцы своего отдавать не любят. В оставшихся гонках у нас шансы на четыре медали, на мой взгляд. Среди них должна быть и золотая.

?Все о лыжных гонках - здеськалендарь чемпионата мира - здесь