Статьи

10 августа 2010, 03:35

Наследники Попова и Ко

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

В понедельник, в первый день плавательного турнира, россияне Евгений Лагунов, Андрей Гречин, Никита Лобинцев и Данила Изотов в эстафете 4х100 м вольным стилем опередили фаворитов - сборную Франции.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Будапешта

Едва пловцы открыли вчера утром программу соревнований, на сборную России свалилась очередная (помимо внезапного заболевания Анастасии Зуевой) напасть: Аркадий Вятчанин и Станислав Донец проплыли стометровку на спине с одинаково девятым результатом - 54,72. Ничего страшного в этом не было бы, участвуй в предварительных заплывах на спине лишь эти два спортсмена. Но в Будапеште, помимо двух признанных лидеров, был и третий участник - Виталий Борисов. Новичок уперся так рьяно, что преодолел дистанцию за 54,53. Это означало, что в полуфинале, куда допускаются лишь два спортсмена от страны, от России, кроме Борисова, поплывет кто-то один. Либо Вятчанин, либо Донец.

По окончании утренней части соревнований для этих двух спортсменов был устроен переплыв, который выиграл Донец, преодолев стометровку со вторым результатом дня - 53,68. Вятчанин же завершил свои выступления в Будапеште окончательно.

Это было предсказуемо (солидную часть нынешнего сезона Вятчанину пришлось потратить на лечение), но крайне обидно. Все-таки именно здесь, в этом же бассейне на острове Маргит, четыре года назад Аркадий пережил грандиозный триумф: завоевал три золотые медали чемпионата Европы-2006, установив по ходу соревнований еще и рекорд континента. После тех соревнований специалисты наперебой предсказывали российскому пловцу феноменальное будущее, но, увы, более ярких моментов в карьере Вятчанина не случилось, несмотря на две вполне достойные олимпийские бронзы в Пекине. На чемпионате мира год назад пловец остался без наград: показал шестой результат на дистанции 100 м на спине и с рекордом Европы остался четвертым на двухсотметровке. Естественно, очень многим болельщикам Аркадия хотелось пережить в Будапеште в некотором роде повторение 2006 года. Увидеть прежнего Вятчанина - счастливого и непобедимого. Но...

Задним числом оставалось признать, что решение включить пловца в состав сборной и привезти в Венгрию изначально было большой и неоправданной авантюрой. То, что у Аркадия серьезные проблемы с глазами, выяснилось прошлой осенью во время углубленного медицинского обследования сборной. Никаких поводов заподозрить, что с глазами что-то не так, по большому счету не было, однако спортсмен стал обращать внимание, что любая некомфортная обстановка, как, например, перелеты либо длительные переезды, оборачивается кратковременным воспалением глаз.

Обследование выявило, что у Вятчанина разрыв сетчатки на обоих глазах сразу.

- Врачи сказали, что Аркадий и не должен был испытывать неприятных ощущений, - рассказала мама и тренер пловца Ирина Вятчанина. - Серьезные симптомы начинают проявляться при разрывах сетчатки, когда болезнь переходит в четвертую стадию. У сына, как выяснилось, состояние одного глаза находилось во второй стадии заболевания, другого - в третьей.

Соответственно, была сделана сначала одна операция, потом вторая, потом потребовалось еще дважды ложиться в клинику для того, чтобы провести корректирующее оперативное лечение. Причем последняя из операций была сделана Аркадию в феврале.

Два с половиной месяца нельзя было делать вообще никакой физической работы. Потом мы потихонечку начали "купаться" - плавали по два километра в день. Соответственно, заведомо не успевали подготовиться к отборочному чемпионату России.

- Не думали ли вы о том, чтобы вообще пропустить чемпионат Европы?

- Думали. С одной стороны, это было бы логичным решением. Но с другой - очень не хотелось выпадать из обоймы в первом после отмены комбинезонов сезоне. Потому что потом было бы гораздо сложнее догонять. Поэтому мы пошли на риск. В Будапеште рассчитывали, что на индивидуальной сотне Аркадий "расплывется" если не на лучший результат, то хотя бы настолько, чтобы помочь команде в комбинированной эстафете - проплыть свой этап в предварительном утреннем заплыве. Кто же знал, что так быстро проплывет Борисов?

***

Если бы неприятность с Вятчаниным была первой и единственной, можно было бы, наверное, посетовать на судьбу и развести руками: бывает, мол. Но в сочетании с травмами Насти Зуевой и Юлии Ефимовой впору было задуматься о некой глобальной безответственности. Прежде всего - руководства команды.

О том, что у Зуевой существуют большие проблемы со спиной, ее тренер Наталья Козлова говорила еще год назад на чемпионате мира в Риме. Осенью Настю положили в клинику, лечение в которой хотя и обошлось федерации в приличную сумму, но не дало никакого ощутимого эффекта. Получается, лечили для галочки? Тогда не приходится удивляться закономерному финалу: потере совершенно реальных трех медалей в Будапеште, две из которых, на дистанциях 50 и 100 метров на спине, вполне могли быть у Зуевой золотыми.

Помимо этого, без сильнейшей спортсменки осталась женская комбинированная эстафета, а о том, как могут развиваться события дальше, вообще не хочется думать. Понятно, что проблему следует решать кардинально, возможно - оперативным путем. А это значит, искать гарантированно хорошую клинику, договариваться, решать множество организационных вопросов. Причем решать их с опозданием как минимум на год.

***

На утренней дистанции 400 м вольным стилем Никита Лобинцев попал в финал с лучшим результатом, чем сильно озадачил немецких фотографов: вплоть до начала финальных заплывов они решали, на какую из дорожек следует устанавливать автоматические камеры - на ту, где будет стартовать лидер, или на соседнюю, по которой поплывет действующий чемпион мира на этой дистанции Пол Бидерманн.

Российские тренеры ломали голову по иному поводу: в отношении мужской эстафеты 4х100 м вольным стилем было заранее решено, что Данила Изотов и Андрей Гречин, показавшие два первых результата на российском отборе, будут плыть в финале. Еще две вакансии предстояло разыграть в предварительном заплыве. Лобинцев показал утром второе время (48,24), уступив 0,01 Евгению Лагунову, и формально получил право на то, чтобы войти в финальную четверку. Однако у тренеров не было никакой уверенности в том, что это правильно: все-таки битва с Бидерманном в первом индивидуальном финале вечерней программы должна была отнять у пловца немало сил.

С другой стороны, никому не хотелось рисковать: Александр Сухоруков выглядел в предварительном заплыве слабовато. Как и Сергей Фесиков. Поэтому после долгих дискуссий в заявку был вписан все-таки Лобинцев.

Последний раз в рамках чемпионата Европы российские пловцы выигрывали кролевую эстафету 4х100 м в 1997 году в испанской Севилье. Чемпионами тогда стали Александр Попов, Роман Егоров, Денис Пиманков и Владимир Пышненко, причем для Попова тот чемпионат стал первым стартом после тяжелейшего ножевого ранения.

А вот потом пошла череда эстафетных неудач, главная из которых случилась два года назад на чемпионате Европы в Эйндховене. Российская эстафетная четверка победила в финале и тут же была дисквалифицирована за фальстарт: чемпион мира Андрей Капралов ушел на свой этап с нарушением регламента.

С тех самых пор при словах "передача эстафеты" личный тренер Гречина и Лагунова Михаил Горелик, не первый год отвечающий и за подготовку эстафет, болезненно морщится и всячески пытается уйти от каких бы то ни было разговоров на эту тему.

В Будапеште Горелик сказал:

- Ребята в неплохой форме, показывают примерно те же результаты, что и фавориты эстафетного заплыва - французы. То, что Международная федерация плавания отменила скоростные комбинезоны, сыграло в какой-то степени нам на руку. Мы потеряли меньше, чем многие другие страны, поскольку толком не успели к таким комбинезонам привыкнуть. Никогда не имели костюмов в том объеме, чтобы удовлетворить запросы всех пловцов. Нам поставляли их к тому же в последний момент, не всегда присылали правильные размеры, то есть было больше проблем, чем выгоды.

Зато сейчас весь мир стал в какой-то степени возвращаться к тому плаванию, от которого мы не уходили. Техничному, с основным упором на чувство воды. Те же французы, набравшие в свое время вес специально для того, чтобы более комфортно чувствовать себя в комбинезонах, сейчас вынуждены худеть. Наши ребята по сравнению с ними более подтянутые, поджарые. И еще один момент: тот же Лагунов сейчас плывет 200 м практически так же, как плыл в костюме. Да и на "сотне" результаты вот-вот должны сравняться.

- Вы как-то отрабатываете на тренировках эстафетные взаимодействия?

- Конечно. У нас есть специальная тумба, позволяющая фиксировать время касаний и отталкиваний, которую мы постоянно возим с собой. Даже на заключительный сбор в Словению ее брали. Можно, конечно, отрабатывать передачу эстафеты на глаз, но электроника надежнее.

- Какое время считается у пловцов эталонным?

- Минимальное. Но чтобы при этом спортсмена не дисквалифицировали. Официально пловцу разрешается уйти при передаче эстафеты в "минус", но не более чем на 0,03. Однако это экстрим. Мы стараемся отрабатывать передачу так, чтобы укладываться в 0,15 - 0,2. У спортсменов должно крепко сидеть в голове, что старт надо выполнять надежно. Тем более что в соревнованиях все воспринимается несколько иначе, чем на тренировках. Там и к бортику подплывают чуть медленнее, и у тех, кто ждет старта, мандраж сильнее. На самом деле не хочу об этом говорить. Больная тема.

***

С Бидерманном и Лобинцевым немецкие операторы все-таки просчитались: поставили камеры и на ту, и на другую дорожки, чтобы было наверняка, а чемпионом стал 18-летний француз Янник Аньель. Лобинцев, к великому сожалению, вообще остался без медали.

Опасения, что отмена комбинезонов обернется резкой потерей скоростей, начали развеиваться уже во втором виде вечерней программы - 50 м баттерфляем: чемпионка и рекордсменка мира в этом виде программы Тереза Альсхаммар установила первый рекорд чемпионата - 25,50. Следом еще один аналогичный рекорд пал в полуфинале стометровки на спине. Его автором стал француз Камиль Лакур (52,58). Борисов и Донец отобрались в финал соответственно с третьим и седьмым результатами.

Третьей рекордсменкой чемпионата (и чемпионкой Европы) стала англичанка Ханна Майли в комплексном плавании. Серебряный призер чемпионата мира-2007 на этой дистанции Яна Мартынова финишировала пятой, а следом российская сборная понесла еще одну чувствительную потерю: на стометровке брассом в финал не попал экс-чемпион мира Роман Слуднов. Его результат - 1.01,25 - оказался девятым.

***

Праздник на российскую улицу вчера все-таки пришел. Первый этап эстафеты, на котором стартовал Лагунов, был закончен Евгением с третьим результатом, но уже к середине второго отрезка Гречин вывел команду в лидеры. Ненамного - всего на 0,09 впереди французской команды. Третий этап благодаря совершенно нечеловеческим усилиям Лобинцева две сборные преодолели с одинаковым результатом, и в тот момент, когда французские журналисты уже метнулись с трибуны в микст-зону, уверенные в победе своей четверки, Изотов играючи - как Колобок в одноименной сказке - ушел от олимпийского чемпиона Алена Бернара. Браво!

Чемпионат Европы по водным видам спорта. Будапешт. Плавание

Мужчины. 400 м в/с. 1. Аньель (Франция) - 3.46,17. 2. Бидерманн (Германия) - 3.46,30. 3. Киш (Венгрия) - 3.48,14. 4. ЛОБИНЦЕВ - 3.48,46. 5. Руо (Франция) - 3.48,84. 6. Ренуик (Велико-британия) - 3.49,13.

Женщины. 400 м комплекс. 1. Майли (Великобритания) - 4.33,09. 2. Хоссу (Венгрия) - 4.36,43. 3. Якабос (Венгрия) - 4.37,92. 4. Клинар (Словения) - 4.38,13. 5. МАРТЫНОВА - 4.42,50. 6. Норденстам (Норвегия) - - 4.43,00. Эстафета 4х100 м в/с. 1. Германия - 3.37,72. 2. Великобритания - 3.38,57. 3. Швеция - 3.38,81. 4. Венгрия - 3.38,98. 5. РОССИЯ (Попова, Нестерова, Федулова, Белякина) - 3.39,06. 6. Голландия - 3.39,47.