Статьи

Допинг

22 мая 2019, 13:25

Соперница Ефимовой бежала из спорта. Но дисквалификации ей не избежать

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Олимпийская чемпионка в плавании на 100 м брассом литовка Рута Мейлутите объявила о завершении карьеры

– Благодаря плаванию у меня была жизнь, о которой я и не мечтала, – заявила Мейлутите. – Мне посчастливилось посмотреть мир, познакомиться и поработать с прекрасными людьми. Это особый опыт, и теперь я хочу использовать его в другой деятельности.

Мейлутите заявила, что хочет теперь сосредоточиться на образовании. Олимпийский комитет Литвы подтвердил, что Рута написала заявление об уходе из спорта и точно не будет в заявке команды на ближайший чемпионат мира.

Почему Мейлутите решила уйти

Истинная причина ухода из спорта литовки, судя по всему, не имеет прямого отношения к жажде знаний. Чуть ранее национальная федерация подтвердила, что Мейлутите грозит дисквалификация за пропуск трех допинг-тестов. Допинг-офицеры не застали спортсменку по указанным в системе АДАМС адресам 22 апреля и 19 августа 2018 года, и 28 марта 2019-го. За это, при отсутствии уважительных причин, положена дисквалификация сроком до двух лет.

Если она все же будет наложена, Мейлутите точно пропустит Олимпийские игры в Токио. Даже если срок составит всего год, шансы выступить на Играх – с учетом того, что еще нужно выполнить норматив – у нее минимальны. Поэтому вполне логично, что 22-летняя пловчиха, в карьере которой уже были две Олимпиады, решила уйти сама, не дожидаясь наказания.

Тем более что появиться в Токио сразу после выхода из дисквала стало бы для Мейлутите и имиджевым ударом. "Поздравляю FINA. Вы просто потеряли доверие тысяч пловцов и болельщиков", – написала в своем Твиттере Мейлутите, узнав о допуске в Рио-2016 россиянки Юлии Ефимовой. Хотя потом литовка несколько смягчилась. "Я рада допуску Ефимовой, потому что хочу ее победить", – заключила Рута. Но победить Ефимову в Рио она так и не сумела. Литовка не завоевала в Бразилии ни одной медали, в то время как наша Юля получила два серебра. После Рио Рута призналась, что страдает от депрессии, и серьезных результатов не показывала.

Сейчас даже завершение карьеры не спасет Мейлутите от дисквалификации. По правилам, она все равно будет наложена. Единственное: официально став ветераном, Руте больше не придется заполнять АДАМС и указывать свое местонахождение. Никто из допинг-офицеров ее больше не потревожит.

Дальмайер тоже раздражает внесоревновательное тестирование

В последнее время с проблемами с заполнением АДАМС сталкиваются все больше спортсменов. Мы потеряли сначала лучшего прыгуна в высоту Данила Лысенко, а затем биатлонистку основного состава сборной Маргариту Васильеву. Есть еще менее известные биатлонисты Максим Буртасов и Алексей Корнев, которые уже были дисквалифицированы РУСАДА по году каждый.

Не все в порядке по части АДАМС и у иностранцев. Например, в 2017-м получила дисквалификацию член сборной США по барьерному спринту легкоатлетка Брианна Макнил, но срок ее составил всего год.

– Рада, что теперь не должна отчитываться перед допинг-контролем, – заявила олимпийская чемпионка немка Лаура Дальмайер, объясняя собственные причины ухода из биатлона. Это, на самом деле, очень странно: Дальмайер бесят не многочасовые тренировки, не необходимость жертвовать ради них личной жизнью, а всего лишь – заполнение обыкновенной формы в Интернете.

Комиссия спортсменов при Олимпийском комитете России во главе с фехтовальщицей Софьей Великой даже обратилась в РУСАДА с просьбой чуть смягчить "условия игры". Спортсмены просили, чтобы за пять-десять минут до истечения указанного часового интервала приехавший допинг-офицер совершал контрольный звонок. Это позволило бы избежать глупых случайностей, когда, например, спортсмен на месте, а допинг-офицера не пускает к нему охрана, или не работает домофон, или спортсмен не слышал звонка... Вариантов масса, но антидопинговые службы непреклонны. Атлет несет полную ответственность за то, чтобы в указанное время быть доступным для тестирования. И любой пропуск наказывается штрафным "флажком".

Тут, кстати, скорее всего, и кроется ответ на вопрос, почему в последнее время число наказаний именно за неаккуратное заполнение системы АДАМС стало таким большим. После последних допинг-скандалов офицеры стали действовать куда жестче и отказываются идти даже на минимальные уступки. Если раньше они действительно могли набрать номер спортсмена и предупредить, что ждут у двери, сейчас это невозможно. Все строго по правилам и без всяких неформальных отношений. А привыкли к этому еще далеко не все.?