Синхронное плавание

24 июля 2009, 08:18

Счастливая вода

В финале произвольной программы солисток публика стала свидетелем двух совершенно блистательных выступлений: россиянки Натальи Ищенко и испанки Геммы Менгуаль. В этой борьбе победу одержала представительница России. Бронза впервые в истории синхронного плавания досталась итальянке Беатрис Аделицци.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Рима

Если бы в подготовке солисток синхронного плавания существовал рецепт, он вполне мог бы выглядеть следующим образом: "Возьмите пару длинных ног с хорошо выраженной голенью и бедром, долго растягивайте во всех направлениях, чтобы добиться гибкости суставов, как следует промаринуйте в хлорированной воде, подрумяньте на солнце (желательно - средиземноморском), добавьте перчика и изюма, украсьте парой изящных музыкальных ручек и подайте публике".

Но если бы все было так просто! В любом разговоре о синхронном соло можно услышать термины "поющие ноги", "говорящие руки" и еще кучу совершенно невероятных характеристик, которыми должна обладать солистка, чтобы иметь шанс обратить на себя внимание. Другими словами, появление выдающейся солистки - это всегда событие. Но именно те, кто выбрал для себя эту дисциплину, наиболее сильно ущемлены в своих правах. Ибо соло в олимпийскую программу не включено и вряд ли окажется там в ближайшем будущем.

Так было не всегда. История синхронного плавания в олимпийской программе начиналась на Играх-84 в Лос-Анджелесе именно с соло и дуэтов. Первой чемпионкой стала американка Трейси Руис, а после нее повезло еще двум солисткам - канадке Каролин Вальдо и представительнице США Кристи Бабб-Спраг. На этом история кончилась. В 1996-м в Атланте солистки уже не выступали.

Причина исключения заключалась в следующем: выдающихся спортсменок - таких кого с удовольствием бы "покупали" спонсоры и телевидение - в соло всегда было немного. А участниц - более чем достаточно. Считалось, что это делает олимпийский сольный турнир не очень коммерчески привлекательным. К тому же нашлась казуистическая зацепка. Многие из тех, от кого зависела олимпийская судьба этого вида спорта искренне полагали, что слово "синхронное" неприменимо к сольным выступлениям в принципе. И это в итоге стало решающим аргументом. Хотя опять же, если вспомнить совсем давнюю предысторию, синхронное плавание именовалось "художественным". Переименовали его как раз с тем, чтобы придать звучанию дополнительную спортивность и повысить шансы на место под олимпийским солнцем.

Возможно, кто-то со мной не согласится, но считаю, что синхронное плавание держится на солистках, как земной шар на черепахе. Или на трех китах - кому как нравится. Не случайно до сих пор истинными звездами этого вида спорта называют россиянок Ольгу Седакову и Ольгу Брусникину, француженку Виржини Дидье, испанку Гемму (или на каталонский манер - Джемму) Менгуаль. В Риме в их число вошла и Наталья Ищенко.

Выдающиеся солистки, как правило, выступают в составе дуэтов и групп своих стран, но даже когда спортсменок всего две, публика запоминает второе имя далеко не всегда. Поэтому и считается, что солистка всегда определяет лицо вида спорта. Как в своей стране, так и в мире, если она - лучшая.

Феноменальный успех на международной арене российского дуэта Анастасии Давыдовой и Анастасии Ермаковой был, кстати, весьма парадоксален: ни та ни другая спортсменка никогда не были звездами по отдельности. Но в паре предложили соперницам неберущийся козырь: бешеный темп комбинаций. Представительницы многих исторически сильных в синхронном плане стран неоднократно называли то направление тупиковым: мол, нельзя делать ставку только на темп и технику, если за этим нет личностной харизмы. С восхождением Ищенко дуэтный вид программы вполне может выйти на новый уровень класса - вернуть себе несколько утерянную одухотворенность. После выступления российского дуэта в Риме в технической программе я даже спросила Татьяну Данченко, которая много лет работала с Ермаковой и Давыдовой, считает ли она, что другие ее ученицы - Ищенко и Светлана Ромашина - могут добиться большего, нежели четырехкратные олимпийские чемпионки. Тренер ответила уклончиво: "Мы будем к этому стремиться". Но подтвердила, что две Анастасии соперничать в дуэте с Наташей и Светланой не собираются.

Если говорить о вчерашних событиях, то стоит заметить, что победа вовсе не была гарантирована россиянке. Предварительный турнир Наталья выиграла, опередив Менгуаль на 0,5. В синхронном плавании это немного. Другое дело, что этих двух спортсменок было тяжело сравнивать между собой.

- Наталья - потрясающая солистка, - говорила мне на трибуне известная синхронистка еще советских времен Ольга Пилипчук. - Она очень технична, здорово смотрится в воде и вообще являет собой редкий пример, когда ноги "поют" гораздо сильнее, чем руки. А Гемма... Знаете, мне всегда казались идиотами те люди, которые рыдают на концертах. Но когда я смотрела, как испанка выступала в предварительных соревнованиях, вдруг поймала себя на том, что плачу от восторга. А ведь меня не так просто чем-то удивить.

Менгуаль тоже плакала - на пьедестале. Ее композиция Yesterday была удивительна. В ней было слияние с водой, музыкой, какими-то глубинными душевными порывами, выплеснутыми на публику, и все это оставляло совершенно невероятное впечатление, которое невозможно оценивать баллами. Потому что вряд ли такие баллы вообще существуют в природе.

После таких программ даже аплодисменты, как правило, раздаются не сразу. Так было и в этот раз. Над бассейном повисла осязаемо восторженная тишина, потом трибуны встали в овации, а еще чуть позже, когда на табло появились оценки, - зашлись возмущенным свистом.

Оставим это на совести судей. Они и так должны были чувствовать себя, как на раскаленной сковородке: необходимость расставить по ранжиру два совершенства - не самая простая вещь. Ведь Ищенко тоже была хороша, как никогда.

- Я понимала, что финал получится для Наташи непростым, - рассказывала Татьяна Данченко - тренер российской солистки. - Когда Гемма выступает с партнершей или в группе, это как бы снижает ее уровень. А вот в соло она, на мой взгляд, наиболее опасна. Поэтому я постоянно поддерживала свою спортсменку. Чтобы она ни в коем случае не потеряла уверенности в своих силах. Естественно, Ищенко волновалась. Да и я тоже. Больше всего мне понравилось, что Наташа не сделала ни одной технической ошибки. По крайней мере со своего ракурса я их не заметила. Даже помарок не было. Я всегда придаю этому очень большое значение, в тренировках постоянно просматриваю программы с разных точек, чтобы предупреждать возможные проблемы, и даже прошу, чтобы то же самое делали мои помощники. Это очень важно контролировать. Каждый элемент должен быть изначально идеален со всех сторон. Иначе в самый неподходящий момент может случиться завал.

Артистически Ищенко тоже была в финале выше всяких похвал. Мы приложили много сил, чтобы добиться от Наташи выразительности, но на тренировках не очень просто отработать сильные эмоции. Они возникают сами - от публики, от атмосферы борьбы, от собственного настроя. Я не устаю удивляться, насколько Наташу меняют выступления. Насколько мощно она способна раскрыть музыку, саму себя. Это по-настоящему порадовало. Хотя сейчас я с ужасом думаю уже о том, что надо где-то найти силы еще на четыре старта - два предварительных и два финальных. Знаю, что Наташа держится из последних сил, хотя и не говорит об этом.

- В вашем виде спорта есть понятие "легкая" или "тяжелая" вода?

- Конечно. Это становится ясным уже на первых тренировках. Особенно в так называемой "вертикальной" разминке. Сразу чувствуешь: позволяет вода "стоять" и долго удерживать себя на определенной высоте или нет. Но в этом отношении нам в Риме повезло. Хорошая здесь вода. Счастливая.