Настольный теннис

28 октября 2008, 07:00

Наши разбрелись по всей Европе

Сергей ЦИММЕРМАН
Руководитель бюро в Санкт-Петербурге

Чемпионат Европы по настольному теннису, прошедший в Санкт-Петербурге, принес сборной России всего одну медаль - бронзу Оксаны Фадеевой в парном разряде (в дуэте с белорусской спортсменкой Вероникой Павлович). И это - после шести прошлогодних наград, одна из которых была высшего достоинства. В Северной столице российские игроки оказались в стороне от раздачи призов. Впрочем, наши люди на этом празднике тенниса в числе главных действующих лиц все же были. Елена Тимина и Дмитрий Овчаров принесли своим сборным - женской команде Голландии и мужской Германии - победные очки, позволившие им подняться на высшую ступень пьедестала почета в командном турнире. А "испанка" Галя Дворак, хотя и покинула город на Неве без медали, на сегодняшний день является одним из самых прогрессирующих европейских игроков. По-разному сложились судьбы этих людей с заграничным паспортом и чисто русской внешностью. Каждый из них мог бы защищать честь России на крупнейших международных стартах, но так сложились обстоятельства, что теперь они - герои в других странах.

Галя ДВОРАК: "В РОССИИ ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ИНОСТРАНКОЙ"

Не заметить эту белокурую "испанку" в СКК "Петербургский" было невозможно. "Все проходят мимо, здороваются в лучшем случае по-английски, а она - по-русски!" - восхищались Галей Дворак даже секьюрити стадиона. Дочь Владимира Дворака и Флеры Хасановой называют одним из самых прогрессирующих игроков в Европе: в свои 20 лет она прочно заняла место в сборной Испании, страны, в которую волей судьбы попала в возрасте 18 месяцев.

- В Испании сразу понимают, что я не коренная жительница этого региона, хотя испанским владею в совершенстве. И все же, приезжая в Россию, чувствую себя больше иностранкой, - призналась Галя (в официальных протоколах ее имя пишется именно так), с пулеметной очередью истинной южанки выплескивая слова и предложения. - Многие вещи в России происходят иначе, нежели в Испании и в других странах Европы. И к этому нелегко привыкнуть.

- А к тому, что отличаетесь от большинства сверстников цветом волос, привыкли быстро?

- Я была совсем крошкой, когда стала понимать, что не такая, как все. Дома мы говорили только по-русски, когда же выходила на улицу, дети общались между собой на другом языке. Но я очень быстро выучила испанский, а потом помогла его освоить и своим родителям.

- Наверное, с такими мамой и папой у вас не было выбора, каким видом спорта заниматься?

- Мои родители вовсе не мечтали отдать дочку в настольный теннис. Но я была девочкой активной, а бабушки или дедушки рядом не было. Няню же нанимать не захотели родители. Мне нравилась спортивная гимнастика, но маме эта идея не пришлась по душе. Одно время я серьезно занималась плаванием, но и тут все решили родители - посчитав, что в настольном теннисе смогут дать мне больше, склонили меня в пользу этой игры.

- Говорят, маме приходилось вас подкупать, чтобы вы тренировались...

- Иногда мне было лень заниматься. Особенно когда знаешь, что другие дети в это время валяются дома на диване, смотрят по телевизору мультики, а мне надо идти на тренировку. И если выполняла, например, сто ударов справа направо, получала шоколадку. Это срабатывало, когда я только начинала заниматься, лет в семь-восемь. Потом, когда стала обыгрывать детей на провинциальных турнирах, за победу папа давал мне по пять евро.

- Кстати, многие отмечали, что своей манерой игры вы напоминаете свою маму.

- Мой стиль действительно больше напоминает мамин. Папа предпочитает играть далеко от стола, со смещением. И когда он видит, как я играю, сердится, поскольку не понимает женский настольный теннис.

- Мама по-прежнему вас тренирует?

- Да. Но сюда, в Санкт-Петербург, не приехала. Хотя очень хотела... Знаете, ко мне здесь постоянно подходили какие-то люди, которых я видела впервые, и говорили, что играли с моими мамой или папой, вспоминали московский чемпионат Европы 1984 года, передавали родителям привет...

- Вы первый раз выступали в Петербурге? Удалось посмотреть город?

- Я часто бываю в Москве, где живут дядя, тетя и двоюродный брат. Была в Казани - у меня бабушка жила в одном из сел. А вот в Петербурге до этого ни разу не была. Когда закончу выступления (на момент нашей беседы Галя еще продолжала выступать в одиночном разряде), обязательно схожу в Эрмитаж. Мне говорили, что там очень красиво. Хочу прогуляться по центру города.

- Вас называют самым прогрессирующим молодым игроком в Европе...

- Мне всего 20 лет, и есть время, чтобы улучшить игру. Я уже обыгрываю тех теннисисток, которые сильнее меня. Но сейчас появилось очень много китаянок, здорово играющих. Конечно, и у них можно выигрывать. Просто их очень много. Tы обыгрываешь одну из них, а там еще человек двадцать. Что ж, будем стараться выходить на первые роли в Европе.

Елена ТИМИНА: "МЕЧТАЛА ВЕРНУТЬСЯ В РОССИЙСКУЮ СБОРНУЮ"

В 24 года она стала чемпионкой Европы в составе сборной России. А через год вышла замуж за голландского журналиста, уехала на родину мужа, родила детей... В сборной своей страны Елена оказалась невостребованной - в то время ее посчитали возрастной спортсменкой. А она в Петербурге в свои 39 с хвостиком принесла победное очко сборной Голландии в командном турнире прошедшего чемпионата Европы.

- Играть последние две партии, зная, что именно ты можешь принести своей команде золото, наверняка было непросто?

- Это второй командный финал на чемпионатах Европы в моей жизни. А знаете, когда был первый? 14 лет назад. Вместе с Ирой Палиной, Галей Мельник мы выиграли у немок... Я и не думала, что нечто подобное повторится для меня еще раз. А ведь это такое счастье! У меня просто нет слов... Я очень-очень рада. В том числе и тому, что выиграла этот чемпионат дома, в России. В Питере.

- А каково было выходить на групповом этапе против бывших соотечественниц и обыгрывать их?

- Против сборной России я выходила играть уже в третий раз... А вот в первый - действительно испытывала странные чувства. Но у нас в сборной Нидерландов подобралась очень хорошая команда. Так что к подобным встречам подхожу сугубо с профессиональной точки зрения. Играю за Голландию, за девчонок, которые выступают вместе со мной в одном коллективе.

- Можно по пальцам пересчитать команды, которые в Петербурге выступали без участия китайских спортсменок. Вам сложно конкурировать с представительницами Азии, которых в сборной Нидерландов две?

- Это несложно. Более того, я жду, когда наши молодые девочки подтянутся и станут играть хотя бы на моем уровне. Как только это произойдет, я со спортивной карьерой закончу... Я живу в Голландии уже 14 лет, и большую часть времени сборная этой страны не проявляла ко мне никакого интереса. Но едва в стране появилась китаянка Ли Джао, в национальной федерации подумали: "А что, если пригласить Тимину в команду, вдруг удастся повысить класс сборной?" Так и получилось, что четыре года назад я оказалась в сборной Нидерландов, которая вскоре вошла в элиту европейского настольного тенниса.

- Кстати, не было ли в Голландии негативного отношения к тому, что национальную сборную представляют иностранные игроки, пусть и имеющие гражданство?

- Когда появилась Джао, подобные разговоры имели место. Но они очень быстро сошли на нет, поскольку конкуренции за место в сборной практически нет. Более того, если бы нас не пригласили, голландки выступали бы в низшем дивизионе. У нас в команде очень хорошая атмосфера. Молодые девочки не теряют даром времени - пытаются взять от нас самое лучшее и ждут своего часа.

- Можно ли сказать, что, попав четыре года назад в сборную Голландии, вы воплотили в жизнь свою мечту?

- Ни в коем случае! Я родила ребенка, занималась его воспитанием и вовсе не мечтала защищать цвета голландского флага. Скорее уж я думала о том, не вернуться ли мне в сборную России. Вместе с Ириной Палиной попробовала было попасть на нашу третью Олимпиаду в парном разряде, но из этой идеи ничего не вышло. Больше меня в российскую сборную не приглашали, что в общем-то, на мой взгляд, было верно. Я полностью переключилась на семью и выступления за местный клуб. Так прошло семь лет, после чего обо мне вспомнили в Нидерландах.

- В Петербурге, наверное, выступали с особым чувством?

- Конечно, ведь именно в Питере начался второй этап моей спортивной карьеры. Несколько лет назад меня пригласили сюда на первый турнир Protour, и я вернулась в мировой рейтинг. А после этого были приглашение в сборную, четвертьфинал на чемпионате мира в командном турнире, Олимпиада в Пекине и эта победа на чемпионате Европы.

Дмитрий ОВЧАРОВ: "ХОЧУ ВОЙТИ В ДЕСЯТКУ СИЛЬНЕЙШИХ"

Еще два года назад об этом молодом человеке, говорящем на русском языке с легким немецким акцентом, знали лишь истинные поклонники настольного тенниса и специалисты. Сейчас 20-летний Дмитрий Овчаров - восходящая звезда мирового настольного тенниса. В его активе - серебро Олимпиады-2008 в командном турнире. И это - не предел.

- В Петербурге вы вышли в финальном матче командного турнира, когда счет был 2:2. Волновались, зная, что судьба золотых медалей - в ваших руках?

- Конечно. То, что я занимаю в мировой классификации 14-е место, а мой соперник - Виталий Нехведович из Белоруссии - 160-е, по сути, ничего не значило. Более того, в этой ситуации в более выигрышном положении оказался как раз Нехведович: в случае поражения он ничего не терял. А вот я - терял очень многое. Поэтому здорово боялся этой встречи. Но все-таки выдержал и очень этому рад.

- Сборная Германии приехала в Россию в ранге действующих чемпионов Европы. Сложно было защищать титул?

- Легкой прогулки от нынешнего чемпионата Европы мы не ждали. Четвертьфинал со сборной России, полуфинал - с Австрией, финал - с Белоруссией... В каждой из этих команд были свои лидеры - Алексей Смирнов, Вернер Шлагер, Володя Самсонов. Самсонов, к примеру, не оставил нам ни единого шанса, одержав две победы со счетом 3:0. Но мы были именно командой, в которой к тому же есть сразу несколько сильных игроков, способных выходить и играть при счете 1:1 или 2:2.

- Как вы оказались в Германии?

- Я родился в СССР, в Киеве. Когда мне было два года, родители перебрались сначала в Польшу, а потом в Германию - отец (известнейший советский теннисист Михаил Овчаров. - Прим. авт.) выступал за местные клубы. Никто не удивился, когда в пять лет я стал бить по мячу. Поначалу играл на кухонном столе, отбивая мяч книжками. Но уже через год у меня была настоящая ракетка. Когда я подрос достаточно для того, чтобы играть за большим столом, папа взялся за меня всерьез. Он и сейчас меня тренирует.

- С чем связан ваш стремительный взлет, начавшийся в 2007 году? Еще два года назад вы находились в середине второй сотни, а сегодня - уже 14-я ракетка мира.

- Вы не поверите, но чемпионат Европы в Петербурге - только второй в моей карьере. А дебютировал я полтора года назад в Белграде. Очень благодарен тренеру сборной, который мне доверял, постоянно ставя на матчи вторым номером. Это придавало мне уверенности. За прошедший год на международных соревнованиях удалось обыграть и действующего чемпиона мира Ван Чина и Тима Болла, других ребят из первой рейтинговой десятки. В следующем году очень хочу войти в число десяти лучших теннисистов планеты.

- Помимо тенниса чем-то еще интересуетесь?

- Люблю гулять с друзьями по городу, играть на бильярде или в гольф. Всерьез интересуюсь футболом. В свободное время стараюсь выбраться на стадион и поболеть за дортмундскую "Боруссию", команду города, в котором мы живем. Очень нравится киевское "Динамо".

- Для человека, значительную часть своей жизни проведшего в Германии, вы неплохо говорите по-русски. А в жизни этот навык вам пригодился?

- Дома с родителями мы общаемся только на русском языке. Во время соревнований могу без проблем поговорить и с русскими, и с белорусскими ребятами. Впрочем, в случае чего, без проблем перехожу на немецкий или английский, которыми тоже владею достаточно хорошо. Ну а больше мне знать и не обязательно.