Теннис

4 февраля 2016, 20:30

Анастасия Мыскина: "Если Шарапова будет не готова, на корт она не выйдет"

Владимир РАУШ
Обозреватель

КУБОК ФЕДЕРАЦИИ. РОССИЯ – ГОЛЛАНДИЯ

В преддверии стартового поединка Fed Cup с голландками обозреватель "СЭ" взял интервью у капитана российской сборной

СТИМУЛЫ ДЛЯ КУЗНЕЦОВОЙ ИЩЕМ ПОСТОЯННО

– Из чего складывается обычный день капитана теннисной сборной?

– Все зависит от того, находится ли в Москве кто-то из наших игроков – Светлана Кузнецова или, например, Екатерина Макарова. Если да, с утра я отвожу детей в сад и школу, а потом отправляюсь на тренировку. В основном мы сейчас работаем со Светой. Днем провожу всевозможные встречи, занимаюсь делами. Домой возвращаюсь к вечеру: кормлю семью ужином и укладываю детей спать. Такой день сурка получается... Если девочек в городе нет, график получается более свободным. Можно часть времени выкроить для себя: сходить к косметологу или просто поспать лишние пару часов.

– Ваша должность подразумевает владение огромным объемом информации как о своих теннисистках, так и о потенциальных соперницах. Это доставляет сложности?

– Безусловно, я ведь не могу постоянно ездить по турнирам и просматривать матчи. Внимательно слежу в основном за нашими девчонками. Созваниваюсь и списываюсь с ними постоянно. Соперниц, признаюсь честно, знаю хуже. Тем более, что у тех же голландок на турнирах "Большого шлема" в последнее время играла только Кики Бертенс.

– Вы утверждали, что не хотите работать личным тренером, а сейчас снова помогаете Кузнецовой. Почему изменили свое мнение?

– Я говорила, что не хочу тренировать маленьких детей. Это отдельная работа, требующая от наставника особых качеств. Нужно заложить качественный фундамент, чтобы подготовить ребенка к будущей карьере. Я эту кухню знаю не очень хорошо. Что касается Светы, ее тренировать не нужно. Достаточно взгляда со стороны, который зачастую просто подтверждает ее собственное мнение. И потом, мои советы больше касаются тактики, а не техники.

– Светлана не раз подчеркивала, что ее проблемы лежат в области мотивации и психологии, а не в теннисной сфере. Согласны с этим?

– Моральные стимулы мы ищем постоянно и вроде бы их находим. Хотя когда ты выступаешь из года в год, это непросто. Устаешь физически и морально, тебя окружают одни и те же люди. Приходится каждый день взбадривать себя. И еще, конечно, важна дисциплина, без нее в этом деле некуда.

– Что произошло с вашей подопечной на Australian Open? Она ведь выиграла предшествующий турнир в Сиднее, да и в первом круге в Мельбурне выглядела замечательно.

– Мне кажется, выступление в Сиднее сыграло и свою негативную роль. Турнир у Светы получился очень хороший, но восстановиться до конца она не успела. Не стоит сбрасывать со счетов и игру ее соперницы, украинки Бондаренко. Она в тот день действовала просто великолепно и провела, наверное, один из самых лучших матчей в своей карьере.

– После проигранного финала Кубка федерации в Праге вы сказали, что состав сборной на новый сезон будет не столь звездным. Как удалось собрать столь сильную команду?

– Отчасти нам помогли обстоятельства. Нынешний год – олимпийский, и Шараповой с Кузнецовой нужно сыграть за сборную, чтобы претендовать на поездку на Игры. К тому же матч пройдет в Москве, на своей площадке. Девочки сами выразили готовность приехать. Такое же желание продемонстрировала и Катя Макарова. Она очень хотела сыграть в пражском финале, но помешала травма. Поэтому мы договорились, что она поможет команде на этот раз.

– Вы не раз повторяли, что состав на матч с голландками будет определен в пятницу. Однако это утверждение несколько подрывают слова Шараповой, которая заявила: играть в Москве она не готова.

– Но ведь все равно все решится именно в пятницу. Даже если Маши не будет, выбор из оставшихся игроков я сделаю именно в этот день. Ситуация понятна и очевидна: если Шарапова чувствует себя неготовой, на корт она не выйдет. Но помимо нее в команду входят еще три человека. Речь идет о принципиальном подходе: кто утром пятницы будет выглядеть лучше всего, того мы и заявим на матчи.

– В случае победы над голландками состав на полуфинал Кубка федерации изменится?

– Я никогда не веду разговоры с теннисистками о целом сезоне. Он слишком длинный, предугадать все обстоятельства невозможно. Переговоры идут только о ближайшем матче. Сейчас нам нужно обыграть Голландию, а дальше будет видно.

ОСНОВНОЙ ШКВАЛ КРИТИКИ ИДЕТ В ИНТЕРНЕТЕ

– Знаю, Шамиль Тарпищев очень долго не мог найти подходящего капитана для женской сборной.

– Как только мне сделали такое предложение, я сразу ответила согласием. Другое дело, обстоятельства и время совпали: команде предстояло провести сыграть с австралийками, а Шамиль Анвярович должен был находиться на Олимпиаде в Сочи. Тогда он и предложил попробовать себя в качестве капитана. И хотя в той встрече сборная уступила, мы договорились совершить еще одну попытку. Она оказалась более удачной: следующее поражение мы потерпели только в недавнем финале Кубка федерации в Праге.

– Бывают моменты, когда вы жалеете, что ввязались в это дело?

– Иногда проблескивает мысль: сидела бы дома и не знала бы никаких хлопот. Но это нормально, такие ситуации возникают у всех. Потом остываешь и понимаешь: это препятствие просто нужно преодолеть. Не важно, маленькое оно или большое – надо его перешагнуть, и ты сразу почувствуешь себя сильнее.

– Шквал критики также не может сбить вас с курса?

– Последнее время я стала гораздо спокойнее воспринимать статьи о себе. Речь даже не о газетах или журналах, а об интернете – именно там встречается основной поток негатива. С журналистом можно встретиться, поговорить. А интернет-пользователи зачастую поливают огульно, даже толком не понимая, о чем пишут. Поэтому я сейчас стараюсь не читать таких дискуссий. Главное – делать свое дело и выкладываться на сто процентов. Получается или нет, это другой вопрос. От ошибок ведь никто не застрахован.

– Насколько болезненна для вас оказалась неудача в Праге?

– Не могу сказать, что она меня очень сильно задела. Теннис состоит из побед и поражений, и потому неудачи нужно воспринимать адекватно. Главное – извлекать из них пользу. Раз мы проиграли – значит, что-то было сделано не так. Хотя я и сейчас уверена: теннисистки, которых мы привезли в Чехию, были сильнейшими из тех, кто был готов играть на тот момент.

– Главной причиной поражения россиянок стала травма Екатерины Макаровой, полученная перед самым финалом?

– Не хочу все списывать на это. Хотя то, что случилось за полтора дня до начала поединка, стало для нас большой неприятностью. Очевидно, если бы этого не произошло, решающую парную встречу провела бы именно Макарова вместе с Весниной. Но она упала, повредила ногу – что тут поделаешь? Мы попытались выйти из положения, не получилось.

– Почему вы не заменили Макарову на Кузнецову, которая хоть и не должна была выступать в матче, все равно планировала прилететь в Прагу?

– Катя получила травму в четверг, в семь часов вечера. Заявлять на поединок Свету, которая в тот момент находилась в Москве? Мне кажется, это немного странно... Хотя можно было кого-то вытащить даже из отпуска. Но команда была уже сформирована, и мы решили обойтись своими силами. В конце концов, чешки тоже играли тремя теннисистками: Люси Шафаржова из-за травмы так и не вышла на корт.

НЕ МОГУ БЫТЬ ДОМОСЕДОМ

– Многие спортсмены по окончании карьеры не могут о спорте даже слышать, настолько истощают их постоянные переезды и стресс. У вас был такой период?

– В течение трех лет после ухода из спорта я не имела к теннису практически никого отношения. Только благодаря Анне Дмитриевой комментировала некоторые матчи на "НТВ Плюс" да иногда в качестве эксперта ездила на турниры "Большого шлема". Более активно втягиваться в процесс у меня самой особого желания не было. Но прошло время, и я вдруг обнаружила, что соскучилась по игре. А еще осознала, что теннис я знаю гораздо лучше, чем остальные занятия в жизни. И тогда я вернулась: сначала в качестве одного из тренеров сборной, а потом и в роли капитана.

– Поиск себя после окончания теннисной карьеры оказался сложным?

– У меня практически не было времени, чтобы подготовиться к этому. Ведь закончила карьеру я вынужденно: травмированное плечо просто не давало играть в полную силу. Сделала перерыв, но быстро поняла: сидеть дома без дела скучно. Мне повезло, что друзья помогли быстро сориентироваться в новой жизни. Я попала на "НТВ Плюс", где стала одной из ведущих программы о футболе. Потом перешла на теннисный канал... В общем, большого перерыва у меня не было, все произошло очень быстро и плавно.

– Помимо работы в качестве спортивного комментатора вы были еще и ведущей ток-шоу на телеканале "Домашний". Понравился этот опыт?

– В тот момент мне захотелось немного отойти от спорта. Все стало повторяться, начал заедать стереотип. И тут мне опять повезло: знакомые привели на "Домашний", где я впоследствии отработала четыре года. Вела разные шоу – с семейной тематикой, о здоровом образе жизни, детскую программу. Мне очень нравилось, я получала огромное удовольствие от работы. Плюс был удобный график... Все три свои беременности я провела на канале, дети во время съемок ползли под камерами (смеется). Но чтобы делать эту работу хорошо, ей нужно было посвятить всю жизнь. Совмещать ее с тренерской деятельностью не получалось. И когда пришлось выбирать между телевидением и теннисом, последний выиграл.

– А желания ограничиться ролью жены и матери трех детей у вас никогда не возникало?

– Я не тот человек, кто может постоянно находиться дома. Очень люблю эти дни, когда они выпадают: встречаю и провожаю детей в школу, готовлю обеды. Но заниматься только этим из года в год лично мне было бы скучно. Моя близкая подруга живет так постоянно, и ей очень нравится. Но я с детства переезжала с турнира на турнир, и стать теперь домоседом не могу.

Анастасия МЫСКИНА 
Родилась 8 июля 1981 года в Москве.
Теннисистка и тренер, капитан женской сборной России. Заслуженный мастер спорта.
Победительница Roland Garros в одиночном разряде (2004), полуфиналистка Australian Open в парном разряде (2005), полуфиналистка Roland Garros в миксте (2005).
Бывшая вторая ракетка мира. Двукратная обладательница Кубка федерации в составе российской сборной. Победительница 15 турниров WTA.