Теннис

8 февраля 2016, 21:15

Шамиль Тарпищев: "Была идея сделать Шарапову играющим капитаном сборной"

Владимир РАУШ
Обозреватель

КУБОК ФЕДЕРАЦИИ

Президент Федерации тенниса России в интервью "СЭ" проанализировал причины поражения нашей женской команды от голландок в Кубке федерации

– Как вы восприняли результат поединка?

– Российская сборная была фаворитом этого матча, поэтому я расстроен. Считаю, значительная часть вины ложится на наши собственные плечи. Потенциал нынешнего состава явно был использован не в полной мере.

– Что можно было сделать по-другому?

– Лично я на одиночные матчи в первый день выставил бы Дарью Касаткину и кого-то из опытных игроков. Сделал бы это, прежде всего, исходя из соображений психологии, а не теннисного мастерства. Как я уже сказал, в нынешней ситуации россиянки считались фаворитами. Все полагали, что с таким составом мы должны были проходить соперниц на одной ноге. Подсознательно такое настроение передалось и теннисисткам. Но когда на корте завязалась борьба, наши девушки оказались к ней не готовы. Если бы первый игровой день открывала не Макарова, а Касаткина, это бы заставило команду быть настороже. И в случае ее поражения настрой той же Светланы Кузнецовой, вышедшей на корт следом, был бы совсем иным. Она сражалась бы не только за себя, но за молодую напарницу.

Кроме того, ни для кого не секрет, что Катя Макарова тяжело начинает все турниры – как личные, так и командные. Ее стоило приберечь для второго игрового дня, когда она смотрится гораздо лучше. При таком раскладе хуже, чем 1-1 по итогам субботы не было бы. Да и на руках у нас осталось бы гораздо больше тактических вариантов.

– Опытные игроки могли бы обидеться: их, лидеров, задвигают на скамейку запасных, зато выпускают необстрелянного дебютанта.

– Это уже задача капитана – объяснить, донести до игроков свое видение ситуации. Помните, как в 2002 году мы вырвали в Париже Кубок Дэвиса? Тогда в решающем матче я посадил на скамейку Кафельникова и выпустил Южного. А ведь Женя рвался играть... И сделал я это не потому, что он был так плох. Для француза Матье проиграть Кафельникову было не зазорно, он выходил на корт совершенно раскрепощенным. Когда же его соперником стал Южный, ситуация изменилась. Они были сверстниками и оба стояли на одной линии. К тому же, в том году Миша его обыгрывал. Психологическая ноша для Матье стала гораздо более тяжелой. И когда Южный завязал борьбу, француз не выдержал. Всем казалось, что уж Мишу-то он обыгрывать обязан, вот соперник под этим давлением и сломался.

КАСАТКИНОЙ БЫЛО ПО СИЛАМ ОБЫГРАТЬ БЕРТЕНС

– Вы также заявили, что во второй день баталий имело смысл выпустить Касаткину вместо Кузнецовой. Почему вы думаете, что она сыграла бы лучше?

– Света накануне провела тяжелейший матч, находилась на корте почти четыре часа. Для матчей Кубка федерации это рекорд. Установив его, Кузнецова уже стала героем, настолько беззаветно она билась на корте. Но будем объективные: показать на следующий день после такого марафона свой лучший теннис практически невозможно. Касаткина же сейчас играет на уровне топ-50, это факт. Думаю, ей было вполне по силам обыграть Бертенс. Тем более что Даша любит действовать вторым номером, на контратаках.

– Но ведь речь идет о решающем третьем поединке. Ответственность момента могла задавить молодую теннисистку.

– Не думаю, что Даша бы сломалась. Мы ее обкатали на "Кубке Кремля", она уже играла при большом скоплении домашней публики. Я внимательно следил за ней на тренировках. Было видно, что Касаткина, образно говоря, скалит зубы и рвется в бой.

– Еще одной проблемой стало включение в состав Марии Шараповой, которая не успела залечить травму. Таким образом, команда с самого начала выступала втроем.

– У нас была договоренность с Шараповой, что она сыграет за сборную в первом или втором матче Кубка федерации. Считаю, что лишать ее возможности выступить на Олимпиаде было бы неправильно. Маша очень много сделала для нашей страны... Из нынешней ситуации можно было выйти другим способом. Регламент соревнований позволяет назначить играющего капитана – ту же Шарапову, например. Тогда в состав можно включить еще четырех теннисисток. Таким образом, Маша значилась бы в заявке, но это не лишало бы нас пространства для маневра.

– Честно говоря, первый раз слышу о такой возможности.

– Такой вариант обсуждался, однако мы не нашли еще одного человека для заявки. Можно было дать такую возможность Рите Гаспарян, но она выступает на St. Petersburg Open. В Петербург поехала и Настя Павлюченкова, снимать их с турнира мы не стали. Тренеры сборной сказали, что трех игроков хватит.

ВОПРОС ОБ ОТСТАВКЕ МЫСКИНОЙ НЕ СТОИТ

– В качестве президента федерации вы обсуждаете с капитаном сборной Анастасией Мыскиной состав на матч и на отдельные игры?

– Сначала я старался вообще не принимать участие в обсуждении кадровых вопросов. Считаю, если уж доверил человеку дело, пусть он им целиком и занимается. Сейчас я могу высказать свой взгляд на состав, но эти рекомендации не обязательны для исполнения. Иначе получится, что руководит сборной Тарпищев, а не Мыскина.

Кстати, я бы хотел, чтобы мои предыдущие слова были истолкованы правильно. Я не ругаю Настю, просто обращаю внимание на допущенные ошибки. Она еще очень молодой капитан, работает в своей должности чуть больше года и только набирается опыта. Я, когда начинал, тоже совершал массу ошибок. Важно проанализировать эти промахи и извлечь из них пользу.

– Со многими теннисистками из нынешнего состава сборной Мыскина еще сама встречалась на корте. Сложно ли "убить" в себе игрока, откинуть в сторону все дружеские взаимоотношения и влиться в ряды тренеров?

– Расскажу про собственный опыт. Когда меня назначили капитаном сборной СССР, все игроки национальной команды были старше меня. Но я сразу же постарался окружить себя профессионалами, которые не боялись спорить. Оппозиция очень нужна, она заставляет смотреть на вещи с другой стороны. Даже если все тренеры в команде были против, я давал им высказаться. Собирал все возможные мнения, потом старался абстрагироваться и взглянуть на ситуацию как бы сверху. Часто получалось так: вечером я придерживался одной точки зрения, а следующим утром поступал совершенно по-другому. Анализ, он ведь и во сне происходит.

– Информационные агентства процитировали ваши слова о том, что руководство ФТР рассмотрит работу Мыскиной в качестве капитана. Что за этим стоит?

– Речь идет о заседании тренерского совета, который анализирует выступление всех сборных – и юношеских, и взрослых. Он рассматривает результаты матчей, разбирает ошибки и дает свои рекомендации. Но это ни в коем случае не значит, что Мыскину кто-то собирается снимать. Так вопрос не стоит и поставлен быть не может. Ко всему прочему, капитан сборной ведет большую работу с молодыми игроками – Куличковой, Гаспарян, той же Касаткиной. Это очень важно, ведь именно этим теннисисткам предстоит прийти на смену лидерам.

– То есть Анастасия продолжит работу в своем нынешнем качестве?

– Вне всякого сомнения.