Елена Дементьева: "Три платья со словом Russia заказала специально к Пекину"

Telegram Дзен

Игорь РАБИНЕР

из Пекина

     Золото в женском теннисе Россия получила бы в любом случае. Но если бы Елена Дементьева вчера проиграла, это, без сомнения, стало бы для нее личной трагедией. Не секрет, что интеллигентную и обаятельную москвичку многие считали вечно второй: она играла и в финале Олимпиады в Сиднее, и в решающих матчах Roland Garros и US Open, но всякий раз уступала. К тому же известно трепетное отношение 26-летней спортсменки к Олимпийским играм. На Пекин она сделала свою главную ставку. И сорвала банк.

     В ТЕННИСЕ ВСЕГДА ХОТЕЛА ПОБЕЖДАТЬ, А НЕ ЗАРАБАТЫВАТЬ

     Когда право задавать вопросы чемпионке предоставили российским журналистам, я поздравил Дементьеву и спросил ее:

     - Мне кажется, что вы - очень нетипичная теннисистка. Ни от кого другого не слышал слов, что Олимпиада важнее турниров "Большого шлема"...

     - Не секрет, что теннис - коммерческий вид спорта. Многие игроки ориентированы не только на победы, но и на большие призовые, которые эти победы сулят. А для меня теннис с самого начала означал только любовь к спорту, которая шла от моих родителей. Никогда не мечтала много заработать в теннисе, деньги для меня не были чем-то определяющим. Я мечтала побеждать.

     Поэтому даже не могу сравнить Олимпиаду с турнирами "Большого шлема". Победить на Играх - предел мечтаний. Хотя бы на эмоциональном уровне невозможно сопоставлять турнир, который проходит раз в четыре года, с теми соревнованиями, что бывают у нас каждую неделю. И особое ощущение в том, что ты играешь для страны. Тем более что на этот раз золотые медали нам особенно нужны.

     - На вашем платье было написано Russia. Вы его специально к этой Олимпиаде заказали?

     - Да. Были заказаны три разных платья под цвета российского флага. Фирма Yonex знает мое отношение к Играм и заранее выслала мне все экземпляры. Мы долго с ними сидели и выбирали, чтобы они соответствовали цветам нашего флага.

     - Вы разве в разных платьях здесь играли?

     - В одном. Как же можно было сменить платье после победы в первом круге? (Смеется). Но с собой все носила.

     - Порой складывается впечатление, что за страну вы играете лучше и собраннее, чем за себя.

     - Мне тоже так кажется. В Кубке Федерации, на Олимпиадах я играю сильнее, чем обычно, причем намного. Для себя выступать, конечно, тоже интересно. Но когда играешь за страну, не позволяешь себе задуматься о том, что устала. Здесь, на Играх, тебя переполняют эмоции. Ты каждый день смотришь, как наши выступают, как поднимаются на пьедестал. Это пробирает и дает силы.

     - В деревне видели многих спортсменов из числа тех, с кем познакомились на двух предыдущих Олимпиадах?

     - Многие из них уже не выступают. Немов, Кабаева, Хоркина, Попов...

     - Евгений Кафельников в Сиднее, а теперь и вы в Пекине установили новый алгоритм для теннисистов-чемпионов - жить в отеле, но почти все время проводить в деревне.

     - Сделала это, исходя из опыта проживания в деревнях Сиднея и особенно Афин. Честно говоря, просто не ожидала, что в Китае все будет организовано настолько хорошо. Условия в деревне шикарные! В Афинах жили в очень маленьких комнатках без кондиционеров и телевизоров. В Пекине же - просторные квартиры, каждый живет в отдельной комнате, даже интернет в номере есть.

     - Если бы заранее знали, что условия будут именно такими, может, и не стали бы в гостинице жить?

     - Наверное, не стала бы.

     - Ничто в Китае не раздражало?

     - Естественно, китайцам с трудом дается английский язык. Из-за этого тяжело было понять, куда и когда отходит автобус. Начинала имитировать теннисную игру, показывая, что мне - на корты... Но все это сущая мелочь по сравнению с тем, как люди стараются и как доброжелательно к нам относятся. Однажды поговорила в автобусе с украинскими борцами. Так они рассказали, что им достался волонтер, говоривший даже не на украинском языке, а на его западном диалекте! Некоторые его вообще не понимали. А когда этот волонтер их первый раз встретил репликой: "Здоровенькi були, хлопцi!", они просто не поверили своим ушам. Сказали: "Это что, "Камеди клаб" в Китае?!"

     - В Сиднее вы жили в комнате, в которой многие наши олимпийцы в деревне отмечали свои победы.

     - Да, с батутисткой Ирочкой Караваевой! Вчера вот пошла ужинать, сижу и думаю: как хорошо было бы сейчас Ирочку увидеть. И, представляете, прямо на меня Ира идет! Первый раз за две недели в Пекине ее встретила. Сразу подумала: отличная примета.

     - Покажете сейчас своим менее опытным коллегам, как надо отмечать по-настоящему?

     - У нас в доме 8 лет назад Алексей Немов победу праздновал... Я, наверное, буду отмечать скромнее (смех в зале).

     ДЕЛАТЬ ЛИ СЕБЕ ТАТУИРОВКУ?

     - После проигранного первого сета в финале на вас не обрушились воспоминания о том, что вы оставались второй на Roland Garros, US Open, той же Олимпиаде?

     - Мне все время говорят: вы вечно вторая. А я смотрю на это иначе. У меня были финалы на Roland Garros, на US Open, на Олимпийских играх. Я просто долго копила этот опыт. У каждого человека - свой возраст, когда он приходит к тому, чтобы эмоционально справляться с такой ответственностью. У меня сложилось здесь и сейчас.

     - В Сиднее после серебра вас спросили, что сделаете с ракеткой, которой играли в финале, и вы в расстроенных чувствах ответили: сломаю. А что сделаете с победной ракеткой Пекина?

     - О ракетке пока не думала. Меня мучает другая мысль. Смотрю, что все олимпийские чемпионы делают себе татуировки в виде пяти олимпийских колец. А я очень негативно отношусь к татуировкам и не знаю, как мне теперь поступить. С одной стороны, отпечаток в сердце на всю жизнь остался. И вот не знаю, переносить ли этот отпечаток на кожу. Ракетки же я, кстати, вообще не ломаю. Конечно же, сохраню.

     - Вы говорили, что весь нынешний сезон верстали под Олимпиаду, о победе в которой мечтали всю жизнь...

     - Так и было. Думала в этом году только об Играх. Поэтому весь сезон не играла в парах, копя энергию для Олимпиады. Не участвовала в серии турниров в США, которые очень люблю. Вместо этого тренировалась во Флориде, привыкая к жаре и влажности.

     - Что теперь? Новая мечта или опустошение?

     - Понимаю, как трудно приходилось Хингис или Федереру. Не могу сказать, что у меня так много головокружительных побед, чтобы не о чем было мечтать. Конечно, по сравнению с Олимпиадой все остальное меркнет. И на US Open играть мне будет очень тяжело, поскольку не отметить такое как следует, не порадоваться со своими родными и близкими не смогу. Полечу в Москву на день. Я не одна готовилась, мне помогали очень многие - и в Москве, и в Америке. Это не только моя медаль, и я должна поделиться своей радостью.

     В СИДНЕЕ ПОСЛЕ ПОЛУФИНАЛА ИГРЫ ДЛЯ МЕНЯ ЗАКОНЧИЛИСЬ

     - Поможет ли эта победа вашей дальнейшей карьере?

     - Надеюсь на это. Осанка выправится, подача пойдет (смеется)... Безусловно, теперь есть чем гордиться. Не зря прошли все эти годы тяжелых тренировок - с переменным успехом, слезами. Сейчас хочется играть с удовольствием, наслаждаться процессом.

     - Говорят, что многое в финале у спортсмена зависит от того, как он провел последнюю ночь. Можете сравнить Сидней и Пекин?

     - Я тогда и сейчас - это два совсем разных человека. В Австралии мне было 18 лет, и я даже не задумывалась, что со мной происходит. Делала все на одном дыхании, не планировала и не ожидала быть в финале Игр. В Сиднее после победы в полуфинале над Еленой Докич для меня Олимпиада закончилась. Упала на колени после матча - и уже была готова уезжать оттуда. Не было ощущения, что могу обыграть Винус Уильямс. Сейчас же относилась и готовилась к Играм совсем по-другому. И верила в себя.

     - На чем базировалась эта вера, если в этом году вы проиграли Сафиной все три матча?

     - Сегодня даже не вспоминала об этом. В Берлине я была в хорошей форме, победила Янкович и Иванович, но Динара сыграла здорово. В Париже на Roland Garros, считаю, проиграла сама. А вот в третьем случае, на траве, она не оставила мне никаких шансов. Желание сыграть с соперницей, которую не могла обыграть ни на каком покрытии, только подогревало азарт.

     - На все турниры с вами ездит мама. В Пекин же из-за сложностей с аккредитацией она не полетела. Будете ли в дальнейшем брать ее на финалы?

     - (Запальчиво) Я всегда с мамой играю! И то, что она смотрела пекинский финал по телевизору, не значит вообще ничего. Чувствовала ее поддержку так же, как если бы она сидела на трибуне. Кстати, на Олимпиады или турниры Кубка Федерации мама никогда со мной не ездила. В сборной у нас хорошая команда - тренеры, врачи, массажисты. В ней я не чувствую себя одинокой.