Лучшему другу китайских физкультурников

Telegram Дзен

Сергей БУТОВ из Пекина

      Вчера китаянка Лю Чуньхун стала двукратной олимпийской чемпионкой, выиграв соревнования в весовой категории до 69 кг и установив мировые рекорды во всех упражнениях и в сумме. Оксана Сливенко стала серебряным призером, не сделав даже попытки оказать китаянке сопротивление. Просто потому, что это было невозможно.

ЗА ЯВНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ

      Если вам десять раз повторить одну и ту же мысль, вы начнете в нее верить. Когда это повторится в двадцатый раз, вы начнете в ней сомневаться хотя бы из чувства внутреннего протеста. Накануне Игр мы столько раз услышали, как сильна китайская сборная по тяжелой атлетике и как она соберет практически все золотые медали, что в какой-то момент воспротивились этому. Мы так до конца и не поверили в то, что они окажутся сильны настолько. На голову! На две головы!

      После того, что произошло накануне со Светланой Царукаевой, вчера все взоры оказались обращены на Оксану Сливенко, двукратную чемпионку мира и рекордсменку мира. Повод для оптимизма у нас был, и немалый. Именно Сливенко на протяжении двух лет являлась, по сути, последним форпостом, защищавшим весь тяжелоатлетический мир от китайской угрозы.

      Олимпийскую чемпионку Афин Лю Чуньхун, появление которой на пьедестале почета на мировом первенстве 2003 года, Оксана обыграла на двух последних чемпионатах мира. Шокированные такой дерзкой выходкой россиянки, китайцы даже заговорили ни много ни мало об образовании у символа их тяжелой атлетики "комплекса Сливенко".

      Но вчера Лю Чуньхун просто не имела права на поражение. Знакомая журналистка из агентства "Синьхуа" рассказала мне, что когда в конце июля в расположение команды тяжелоатлетов с визитом прибыл председатель КНР Ху Цзиньтао, именно Лю Чуньхун была выбрана капитаном команды и беседовала с главой государства один на один. И, говорят, дала "лучшему другу китайских физкультурников" клятву, что скорее умрет прямо на помосте, чем еще раз проиграет этой русской.

      На вчерашние соревнования прибыл весь бомонд китайского спорта. Ближе к началу турнира на трибунах появился и президент МОК Жак Рогге, и стало тревожно. Организаторы явно что-то такое Рогге пообещали. Очень не хотелось верить, что этой приманкой стали мировые рекорды Лю Чуньхун.

      На построении китаянка взлетела на помост в шелковом халате, который вероятно должен был что-то символизировать. Внешне он представлял собой нечто среднее между пижамой и накидкой, в которой выходят на ринг боксеры.

      Этот несколько вычурный наряд был составной частью целого плана по устрашению соперниц (читай, Сливенко). Из той же категории оказались и стартовые заявки китаянки: 123 кг в рывке и 153 кг в толчке. Чтобы вам стало понятно, 123 кг - это уровень мирового рекорда, принадлежавшего как раз Сливенко.

      Верилось в это, если честно, с трудом. Вероятность того, что Лю Чуньхун пойдет по мировому рекорду уже в первом же подходе, отвергали даже китайские журналисты, которым порой очень нравится выдавать желаемое за действительное. "Не паникуй, - говорили они мне. - Она обязательно сбавит заявку".

      Первой однако маски сбросила Сливенко, понизив начальный вес со 115 на 110 кг. Выглядело ли это как проявление слабости? Пожалуй, да. Потому что после удачного подхода на 110 кг последовал неудачный - на отметке 115 кг. Этот нечемпионский, прямо скажем, вес был взят лишь в третьем подходе.

      Китаянка хоть и снизила заявку, но ненамного, стартовав со 120 кг. Уже следующий подход, как и ожидалось, стал атакой на рекорд Сливенко. Где-то там, в недрах разминочного зала, Оксана с тоской наблюдала за тем, как китаянка разорвала этот колоссальный вес - 125 кг - в клочья. Вакханалию, творившуюся в тот момент на трибунах, описывать не стану. Скажу только, что автора этих строк чуть не убило не выдержавшим энергетики переполненного зала монитором, который, казалось, намертво был прикреплен к столу.

      После этого Лю Чуньхун вырвала еще и 128 кг, и на этом соревнования вполне можно было прекращать. Как говорят боксеры, за явным преимуществом.

КИТАЙЦЫ И НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ

      Второе упражнение кардинальных изменений в соотношение сил не внесло, да и не могло внести. Осознав бесперспективность борьбы за чемпионство, Сливенко сосредоточилась на обороне серебряной медали от украинки Натальи Давыдовой. Справилась с этим играючи и, толкнув во втором подходе 140 кг, на третью попытку не вышла вовсе. Это была капитуляция.

      Лежачих, как известно, не бьют, однако на Олимпийские игры этот негласный закон уличных драк не распространяется. Китаянка продолжила издевательства над психикой российских тренеров и болельщиков, последовательно толкнув 145 кг, 149 кг (благодаря чему установила мировой рекорд в сумме упражнений), и, наконец, разобралась с давним мировым достижением другой россиянки - Заремы Касаевой, равнявшимся до вчерашнего дня 157 кг.

      - Оксана, вы дважды обыгрывали Лю Чуньхун, - обратился я к Сливенко в ходе пресс-конференции. - Причем, не на первенствах водокачки, а на чемпионатах мира. Могли ли ожидать, что ее преимущество над вами сегодня будет настолько подавляющим?

      - Вы задали сложный вопрос, - после небольшой паузы ответила Сливенко. - Я хотела бороться за золотую медаль, но в результате подняла те килограммы, на которые была готова. Мы выступаем на чужой территории, для китайцев это домашняя Олимпиада. Нас часто поднимали в 6 утра, чтобы взять у нас очередной допинг-тест. Не думаю, что с китайскими спортсменами поступают здесь точно так же. Очевидно, что китайцы заранее опробовали соревновательный помост, в то время как мы были лишены такой возможности. В целом я рада серебру, тем более, что это моя дебютная Олимпиада. Передо мной была поставлена задача - достойно выступить и быть в призах. Я ее выполнила.

      После окончания соревнований ваш корреспондент разыскал главного тренера сборной Солтана Каракотова. Кому, если не ему, задавать вопросы, на которые мы хотели получить ответы?

      - Сливенко подняла все, на что была способна, - заявил Каракотов. - Да, могла поднять больше, так как не израсходовала третий подход в толчке. Мы не видели большого смысла убиваться, когда преимущество китаянки только после первого упражнения исчислялось 13 кг.

      - Не совсем вас понял. Это же Олимпиада. Где же еще убиваться, если не здесь?

      - Олимпиада была проиграна, а Сливенко нам нужна на следующий четырехлетний цикл. На сегодняшний день у нас нет другой спортсменки в этом весе, способной обыграть китаянку. И мы должны относиться к Оксане максимально бережно.

      - Вы ожидали от китайской команды такого выступления?

      - Не только ожидал, но и активно призывал всех снять розовые очки. Не сомневался и в том, что хозяева пройдутся по многим мировым рекордам. Китайцев обязали прошагать по всем весам победным маршем, вот они и шагают.

      - Как преодолеть гегемонию китайцев в штанге?

      - Нам надо пересматривать отношение к целому ряду вещей. Я вам авторитетно заявляю, что в методике мы китайцам не уступаем. И в нагрузках не уступаем, а то и превосходим. Но мы очень сильно отстаем в медико-восстановительных вопросах. В современной тяжелой атлетике они имеют едва ли не решающее значение.

      - Еще несколько лет назад казалось, что мы наступаем китайцам на пятки…

      - Не казалось, а так оно и было на самом деле. Как показала жизнь, им это очень не нравилась. Стоило оказать им серьезную конкуренцию, начать соревноваться с ними на равных, как они явно занервничали. Они ведь тоже люди. Но сейчас у нас, тренеров, есть ощущение бессилия. Мне больно было наблюдать за тем, как китайцы сегодня издевались над Сливенко. Только вдумайтесь: она выиграла у Оксаны не два килограмма, и не три. Тридцать один! Такое впечатление, что они тяжелоатлеты, а все остальные неандертальцы какие-то!

РЕКОРД ПЕРЕПЕЧЕНОВА УСТОЯЛ

      Вчера же в олимпийский бой, наконец, вступили российские штангисты. Олег Перепеченов рассматривался как один из претендентов на медаль турнира в весовой категории до 77 кг.

      - Предсказать выступление Олега? Нет уж, увольте, - рассмеялся олимпийский чемпион Афин Дмитрий Берестов, к которому я обратился за прогнозом. - Когда говорят, что Олег сто процентов выиграет, он обычно проигрывает. И наоборот. Я попытался однажды пошутить с ним на эту тему. Мы посмеялись, но он четко дал понять, что больше шутить на эту не стоит. Видимо, на него эта ситуация немного давит психологически. Пожалуй, Олегу на руку то, что в этой категории нет явного лидера. Все примерно одинаковы по силе. Если у него получится без срывов отработать первые подходы, он вполне может претендовать даже на победу.

      Увы, ни о какой победе Перепеченова вчера не могло быть и речи. Максимум на, что Олег мог рассчитывать - завоевать бронзовую медаль. Для этого ему, действующему рекордсмену мира (210 кг) нужно было толкнуть штангу весом 200 кг. Россиянин дважды штурмовал давным-давно покоренную им вершину, однако оба раза не смог взять штангу даже на грудь.

      Все закончилось тем, что Перепеченов едва не лишился собственного рекорда, атаку на который предпринял новоиспеченный олимпийский чемпион Са Дже-Юк из Кореи, взявший вверх в напряженном противостоянии с китайцем Ли Хунли.

      В итоге Перепеченов сохранил-таки за собой статуса рекордсмена мира. И это, пожалуй, лучшая новость вчерашнего дня.