Борьба

1 апреля 2013, 13:16

Алексей Мишин: "Исключение борьбы из Игр станет самой большой ошибкой в истории спорта"

34-летний олимпийский чемпион Афин в весе до 84 кг вновь находится в отличной форме. На недавнем чемпионате Европы в Тбилиси самый опытный спортсмен сборной России катком прошелся по соперникам, что на данный момент автоматически сделало его одним из фаворитов… Олимпийских игр в Рио!

– Возможно, я еще не набрал оптимальные кондиции, – начал Алексей свой рассказ о чемпионате Европы, где за весь турнир уступил лишь один период. – Однако это был четвертый старт за четвертый месяц – и я, в общем-то, всем доволен. Чувствую себя 24-летним парнем. К тому же в нынешнем сезоне немного поменялись правила. И мне они понравились больше, чем предыдущие. Борьба потихоньку находит свое лицо.

– Что именно вы имеете в виду?

– Сейчас уже нет бессмысленной толкотни, присущей схваткам совсем недавно. Прежде мы, будто сумоисты, пытались вытолкнуть соперника за ковер. Теперь за это сразу дают предупреждение, а потому борцы вернулись к приемам и захватам. Думаю, правила пока не приняли своего окончательного вида – вероятно, эксперименты будут продолжаться в течение года. Надеюсь, в итоге борьба вернется к тем правилам, которые были в конце 90-х, когда боролся Карелин. Сегодня для победы в периоде вполне хватает одного балла, а ведь раньше спортсмены набирали по пять-шесть! И какие броски при этом делали – смотреть было интересно! Уверен: когда на место толкотни вновь вернутся броски, никто уже не скажет, что борьба перестала быть зрелищной, и ее надо исключить из олимпийской программы.

– На Олимпийские игры в Лондоне вы не отобрались. Долго ломали голову – стоит ли продолжать карьеру?

– В прошлом году имели место некоторые обстоятельства, повлиявшие на мою подготовку к Играм. Но все обошлось. Поняв, что в Лондон я не попадаю, взял трехмесячную паузу. Потом поговорили с тренером и решили готовиться к турниру Поддубного. В итоге я отобрался на чемпионат Европы и выступил там хорошо. Понял, что на ковре у меня все еще неплохо получается.

– Одной из основных целей продолжения карьеры вы назвали завоевание второго золота ЧМ. А значит, вас ждет настоящая борьба с триумфатором Игр-2012 Аланом Хугаевым за единственное место в составе сборной…

– Я только что стал шестикратным чемпионом Европы, и теперь хотелось бы подтянуть свои показатели на первенствах мира. Вы правы, попасть в основную команду будет непросто – помимо Хугаева есть и совсем молодые ребята, также горящие желанием доказать, что они способны на многое. А вскоре, уверен, греко-римская борьба станет еще интереснее. Не исключено, что уже на ЧМ правила подвергнутся очередной корректировке.

– Раз вы теперь вновь побеждаете, верно ли предполагать, что конечная цель – Рио-2016?

– Пока не готов сказать наверняка. Олимпийский цикл едва стартовал, и на повестке другие турниры. Скажи мне кто лет десять назад, что стану готовиться к Играм в Рио, – не поверил бы. Впереди еще три года – и не известно, будут ли к тому времени желание, форма и здоровье. В моем возрасте глупо заглядывать так далеко.

– А вам вообще известны примеры, когда борец результативно выступал на Олимпиаде в 37 лет?

– Знаменитый тяжеловес Анатолий Рощин дебютировал на Играх в 32, а долгожданное золото завоевал в Мюнхене-1972, когда ему было 40. Это, правда, случилось давным-давно. В целом же совершенно не играет роли, 33 тебе или, допустим, 36. Особенно если находишься в прекрасной физической форме. Главное – не стареть душой. Да и почему я должен уходить, когда молодежь еще не в силах меня остановить?

– Логично. Как считаете, оставят-таки борьбу в олимпийской программе?

– Думаю, да. Иначе случится самая большая ошибка в истории спорта. Представьте, сколько ребятишек и региональных федераций окажутся на улице, утверди МОК такое решение. Эта проблема затронет не только государства бывшего СССР, но и многие другие страны, в частности, Иран и США. Если сегодня пострадает борьба, где гарантии, что через какое-то время не доберутся и до легкой атлетики? Разумеется, наш вид спорта переживает некоторые трудности, не в последнюю очередь связанные с падением зрелищности. Однако все это временно. Уверен, что с изменением правил борьба вернет себе потерянные позиции.

– ЧЕ стал первым крупным турниром после обнародования МОК своей печально-знаменитой рекомендации. Среди приехавших в Тбилиси спортсменов чувствовалась нервозность?

– Все было нормально. Спортсмены почти не затрагивали эту тему.

– Несколько известных в прошлом борцов удивили мир решением сдать свои олимпийские медали в МОК. Не было мысли последовать их примеру?

– Если будет нужно, я готов отдать золотую медаль чемпионата Европы – потому что их у меня шесть (смеется). А, говоря серьезно, если бы мое золото Афин реально могло помочь в решении вопроса, я бы, конечно, пошел на этот шаг. С одной стороны, я завоевал ее в тяжелейшей борьбе, с другой – надо добиться, чтобы такой же шанс имелся и у тысяч мальчишек, только начинающих свой путь в большом спорте.

– Капитаном сборной России в Тбилиси были не вы, а 22-летний Роман Власов. Не ударило по самолюбию?

– Нет – Рома ведь был избран единогласным решением. Капитанство – это огромная ответственность: надо со всеми разговаривать и обсуждать целый ряд вопросов. В свое время я был капитаном, поэтому Рома обращался за советом.