Алан Габараев: "В начале турнира хотел бросить все и убежать"

Telegram Дзен

СУМО

     Интервью корреспонденту "СЭ" дал российский сумоист Алан Габараев, дебютировавший в высшем дивизионе профессионального сумо (макуути) с положительным балансом побед и поражений.

     В последние годы борьба сумо стремительно завоевывает популярность в самых разных уголках земного шара. И уже никого не удивляет, что на передний план выходят вовсе не японцы, для которых этот вид спорта с более чем двухтысячелетней историей является национальным, а монголы, европейцы, и даже выходцы с Гавайских островов. Не стала исключением и наша страна: уже почти десятилетие прошло с тех пор, как бурят Анатолий Михаханов "прорубил" окно в Японию, а точнее - в токийский спортивный комплекс "Кокугикан", принимающий в своих стенах четыре из шести классических супертурниров года.

     Эти соревнования являются самыми престижными в большом сумо, и по значимости сравнимы, например, с турнирами  "Большого шлема" в теннисе или с этапами "Гран-при" и Кубка мира. Несмотря на то, что карьера у Михаханова так и не заладилась - первопроходец по-прежнему барахтается в низших эшелонах профессионального сумо - его пример стал отправной точкой для экспансии российских любителей древней японской борьбы. Совсем недавно на слуху были сильные борцы из Северной Осетии братья Борадзовы, которые, однако, не до конца раскрыли свой талант: в сентябре сумоисты оказались в центре крупного скандала по делу о курении марихуаны. Вследствие этих событий Борадзовы, хоть их вина по-прежнему не совсем доказана, получили пожизненную дисквалификацию от руководителей Всеяпонской ассоциации сумо.

     Однако все течет, все меняется - как говаривал древнегреческий мыслитель Гераклит Эфесский. Теперь на устах болельщиков по обе стороны Желтого моря новые герои. И один из них - Алан Габараев, на своем дебютном турнире в макуути победивший в восьми поединках из пятнадцати.

     - Как вы знаете, Кюсю басе начался для меня неудачно, - начал разговор Габараев. -  После пяти схваток я потерпел четыре поражения. Эти поражения плохо действовали на меня, в голове появились мысли, что еще не готов к выступлению в макуути. Потом взял себя в руки и решил бороться так же, как и на предыдущем турнире, когда я выиграл соревнования во втором дивизионе - дзюре.

     - Тем не менее, затем вы набрали неплохой ход и, выдав впечатляющую победную серию, в итоге зафиксировали результат катикоси (преобладание побед над поражениями). Дебютное выступление стоит признать успешным?

     - Да. Поначалу, опять же, чувствовал себя так плохо, что хотел бросить все и убежать куда подальше. Но удалось успокоиться и показать хорошую борьбу. В принципе, я всегда подолгу раскачиваюсь. К сожалению, конец Кюсю басе получился смазанным: не должен был проигрывать две последние схватки, но что-то не получилось. Но все же это был только мой первый турнир в макуути, и в целом дебютом я доволен.

     - Вы впервые боролись против сильнейших сумоистов мира. Какая-то одна схватка вам особенно запомнилась?

     - Могу выделить схватку с Такамисакари. Это был очень зрелищный поединок, в котором присутствовали и скорость, и техника, и эстетская красота.

     - Лучший пока в вашей карьере сезон завершен. Теперь -  с чувством выполненного долга - в отпуск?

     - Отдыхать осталось еще неделю, а первого декабря в Токио начинаются показательные выступления, которые являются подготовкой к январскому Хацу басе.

     - Неужели отпуск у сумоистов такой короткий?

     - После каждого из классических супертурниров на отдых дается одна неделя. Конечно, иногда отдохнуть хочется, ведь устаем мы прилично. Но для того, чтобы постоянно совершенствоваться в мастерстве необходимо очень и очень много тренироваться.

     - О чем вы успеваете подумать за время схватки?

     - Когда я поднимаюсь на дохе, то уже никого, кроме своего соперника, не вижу. Думаю только об одном: как выиграть, какой прием лучше всего провести.

     - А от проигрышей вы долго отходите?

     - С этим, как раз, у меня проблемы. После проигрыша я очень плохо себя чувствую, бывает, нахожусь в состоянии шока. Это состояние проходит только после следующей победы. Я такой человек, что не могу проигрывать. Когда на прошедшем турнире "горел" со счетом 1:4, то даже на улицу не выходил. На душе прескверно было. В это время поддержку мне оказал мой тренер ояката Михогасэки. Он находил нужные слова, которые помогали мне успокоиться. Говорил: "забудь все, надо готовиться к новым поединкам".

     - Несколько дней назад известный специалист Зоригто Саханов сказал мне, что через три года вам будет по силам побороться за самый престижный трофей в профессиональном сумо - Кубок императора. Есть такие намерения?

     - Конечно, такие планы существуют. Считаю, что спортсмен в любом виде спорта должен ставить перед собой только высшую цель. А как может быть иначе? Если чем-нибудь занимаешься, то надо делать это конкретно и основательно, на пределе возможностей. Сейчас я не могу с уверенностью заявить, что у меня непременно хватит сил и мастерства для того, чтобы бороться за Кубок императора. Но буду стремиться к этой цели во что бы то ни стало.

     - И ояката Михогасэки характеризует вас как исключительно трудолюбивого и старательного борца. Как вам работается с этим специалистом?

     - Ояката Михогасэки, кроме того, что работает профессионально, просто очень хороший и добрый человек. Где надо - подскажет, когда это необходимо - поможет. Кроме того, ко мне он относится очень хорошо.

     - В последнее время на ведущих ролях в профессиональном сумо иностранцы: оба действующих йокодзуны - Асашорю и Хакухо - монголы, как и свежеиспеченный озэки Ама. Неплохо выглядит и первый в истории европейский обладатель второго по рангу звания в иерархии сумо болгарин Калоян Стефанов-Махлянов. С некоторых пор в макуути появились россияне, грузины, эстонец. Как японцы относятся к засилью легионеров в их национальной борьбе?

     - Они определенно не рады такой тенденции. Несомненно, болельщики Страны восходящего солнца хотят видеть на вершине своего соотечественника, а ведь последний йокодзуна-японец - Таканохана - закончил выступления в январе 2003 года. Сейчас в макуути местных и приезжих примерно поровну. С другой стороны, с появлением иностранцев сумо стало интереснее, а может, и вовсе вышло на качественно новый уровень, усилилась конкуренция.

     - А, кстати, почему японцы находятся в тени легионеров? Можно ли говорить о кризисе японского сумо?

     - Дело в том, что приезжающие сюда иностранцы занимаются только борьбой, любые развлечения для них недоступны. Так было и со мной. Местные борцы, в отличие от нас, живут у себя дома. Они подвержены посторонним соблазнам, которые, может быть, и не дают им возможности полностью концентрироваться на борьбе.

     - Не могу не спросить про пионера российского сумо Анатолия Михаханова, который потерпел шесть поражений в семи схватках в третьем дивизионе (макуусита) и по итогам турнира вылетел в четвертый дивизион (сандаммэ).

     - Естественно, я слежу за выступлениями соотечественников. Буквально вчера (во вторник - Прим. Д.О.) мы с Михахановым и Николаем Ивановым сидели в русском ресторане. Михаханов сильно переживает свои неудачи, ведь как и все, он хочет добиться многого. Даже не знаю, почему у Толи до сих пор не складывается карьера в сумо. Единственное объяснение - очень большой вес, который мешает ему нормально бороться.

     - По некоторым слухам 22-кратный обладатель Кубка императора йокодзуна Асашорю может в ближайшем будущем завершить карьеру из-за хронической травмы левого локтя.

     - Слухи подобного рода ходят, но конкретно по этому поводу сказать ничего не могу. Травма, правда, у него серьезная: из-за нее он пропустил два последних турнира.

     - С Борадзовыми по-прежнему общаетесь?

     - Недавно видел ребят. Набирают обороты судебные разбирательства, инициированные ими. Все это может растянуться на год, а то и больше.

     - Со скандальными заявлениями Сослана Гаглоева (некоторое время назад сумоист выступил с критикой в адрес Всеяпонской ассоциации сумо, а также заявил, что его принуждали сдавать схватки за деньги) знакомы?

     - За ходом этих событий я не следил. На Гаглоева наложена пожизненная дисквалификация, он уже не сумоист, а простой человек. Так что к его словам если и прислушиваются, то не особо-то верят. А на мир профессионального сумо скандальные события точно не повлияли. Все работает так же, как и прежде.

     - Последний вопрос будет таким: есть ли в макуути борец, чей стиль вам особенно симпатичен?

     - Не секрет, что мне импонирует самый легкий сумоист высшего дивизиона Ама. Несмотря на свой маленький вес, это очень сильный и быстрый борец.

     Дмитрий ОКУНЕВ