Хет-трик у Бранденбургских ворот

Telegram Дзен

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Вчера сборная России завоевала третью медаль в ходьбе: гонку на 50 км в драматичной борьбе выиграл Сергей Кирдяпкин

НЕОЖИДАННЫЙ ПИТ-СТОП

Ходьба, конечно, российский вид, но все же не настолько, чтобы выигрывать все, в чем участвуешь, как, к примеру, в синхронном плавании. Если бы мы ходили так, как синхронно плаваем, то завоевывали бы на всех крупнейших турнирах по три золотые медали - две у мужчин и женскую. Я, естественно, говорю о мировом уровне.

Только ведь - больше двух ну никак не удавалось: соперники очень сильны. Особенно на "полтиннике" - на сегодняшний день наиболее непредсказуемой дистанции. Это раньше здесь было все более или менее ясно: был великий поляк Роберт Корженевский - и все остальные. Сейчас же явного фаворита нет. То есть формально он присутствует - это мировой рекордсмен Денис Нижегородов. Только вот выиграть россиянину все время что-то мешает. К примеру, на Олимпиаде в Афинах он, если помните, получил тепловой удар на самом финише...

Но Берлин над ходоками смилостивился. Вчера за два часа до старта - в семь утра - грянул гром, и на столицу Германии пролился благодатный дождь. Был он не таким уж и сильным, но все равно в городе мгновенно посвежело, а для ходоков это - дар божий. Самое удивительное, что прекратился он ровно со стартовым выстрелом.

Через час после начала гонки организовалась небольшая лидирующая группа, в которую входили Нижегородов и чемпион мира-2005 Сергей Кирдяпкин. Были в ней и два австралийца - Люк Адамс и Джаред Таллент, а также японец Юки Ямазаки и француз Йохан Диниз. Через некоторое время к ним подтянулся и олимпийский чемпион-2008 из Италии Алекс Швацер, получавший особую поддержку берлинцев, видимо, из-за матери-немки.

Надо сказать, что организаторы не стали утруждать себя прокладкой длинной дистанции и перекрытием многочисленных улиц. Они отправили марафонцев по тому же маршруту, что использовали и ходоки-"спринтеры", - двухкилометровому кругу по Унтер ден Линден, со стартом и финишем, конечно же, у Бранденбургских ворот. 25 кругов - это испытание не для слабонервных! Впрочем, среди лидеров таких и не наблюдалось.

Просуществовав около получаса, группа лидеров начала понемногу разваливаться.

Первым не выдержал темпа Швацер, который впоследствии сошел.

И их осталось шестеро.

Затем был дисквалифицирован японец, который еще добрый километр шагал вне конкурса.

И их осталось пятеро.

В конце второго часа потихоньку стал отставать Диниз.

И их осталось четверо.

Попив водички, слегка сдал Кирдяпкин.

И их осталось трое.

На 30-м километре вперед рванулся Таллент, бросив и своего товарища Адамса, и Нижегородова. Но спустя 15 минут отрыв был ликвидирован.

И их вновь стало трое.

И тут произошло почти невероятное! Нижегородов вдруг свернул с дистанции... в туалет. И выскочил из кабинки, когда мимо уже проходил Кирдяпкин. Вот, наверное, тот удивился... Прошагав рядом с ним несколько десятков метров, Нижегородов бросился в погоню.

Да, много в спорте бывает необычного, но такого я что-то не припомню.

НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ РАЗВЯЗКА

До финиша было еще более часа, россиянин отставал от австралийцев на 23 секунды. Теоретически случиться еще могло все что угодно. И ведь случилось!

После 35 километров отставание Нижегородова составляло уже на секунду больше. И погоню с Кирдяпкиным они решили продолжать вместе. Но отрыв продолжал медленно расти.

Однако за 13 километров до финиша российская и австралийская пары разорвались. У нас вперед рванулся Кирдяпкин, у соперников - Таллент. А через два с половиной километра Сергей обошел первого из представителей Зеленого континента - Адамса. Причем отставание Кирдяпкина от лидера составляло уже всего около 10 секунд.

И вот у пункта питания, там, где он начал отставать час назад, Кирдяпкин вышел в лидеры! А Нижегородов в этот момент сошел с дистанции...

Теперь впереди шагал Кирдяпкин, а сзади его пытался догнать еще один "очнувшийся" - норвежец Тронд Нюмарк. Однако он пока был в 25 секундах.

И уж точно было - "пока". Потому что отрыв россиянина продолжал неотвратимо расти, и на финише составил уже невероятные 2 минуты и 41 секунду!

Но такой подвиг, естественно, не дается даром. После финиша Кирдяпкин смог передвигаться только с помощью двух волонтеров. Чемпиона увели в раздевалку, но через полчаса он уже был в состоянии принимать поздравления на цветочной церемонии.

Есть первый хет-трик в истории мировой ходьбы! Никогда еще ходоки одной страны не выигрывали три золотые медали на чемпионатах мира.

- Что же в этом удивительного, если Россия - самая сильная страна в ходьбе, - сказал великий Роберт Корженевский, когда я попросил его прокомментировать достижение наших ходоков. - Ваши ребята умеют стремиться к цели и решать задачи - это главное. Хотя я думал, что фаворитом сегодня будет Денис Нижегородов. Но и за Сергея очень рад. На Олимпиаде у него не получилось, но здесь он подтвердил, что у него отличный потенциал.

- А вообще я сегодня держал пальцы за россиян, - продолжил поляк. - И когда австралийцы захватили лидерство, был почти уверен, что это еще не победа. У них, как правило, очень большие проблемы с тактикой, да и с психологией. Конечно, жаль, что плохо почувствовал себя Нижегородов, а то бы у России была еще одна медаль. А еще я счастлив, что четвертое место занял поляк Гжегош Сюдол, ведь после того, как я ушел из спорта, у наших ходоков не было серьезных успехов. И вот в один день Россия поднимается на самую вершину, а Польша возвращается в элиту ходьбы! И это не просто так. Сюдол стал четвертым благодаря своему тренеру Илье Маркову. Сначала я помог вашему знаменитому ходоку стать тренером в Польше, а затем уже он помог подготовить Гжегоша. Это замечательно!

- Вам понравилась техника чемпиона мира?

- Очень! Я вообще считаю технику российских ходоков эталонной. И если нет никаких проблем с психологией, они обязательно побеждают.

ОТОМСТИЛ ЗА ЖЕНУ

- Сюжет этой гонки был лихо закручен. Стала ли в этой ситуации победа для вас неожиданностью?- спросили Кирдяпкина.

- Ну на старте мы все настраиваемся только на выигрыш. А по ходу гонки стараемся сделать для этого все возможное. Хотя, конечно, сегодня был у меня тяжелый момент. Два австралийца и Денис уходили вперед, а я мог лишь надеяться, что гонка длинная и еще не все потеряно. Понимал, что силы у лидеров могут закончиться даже за пять километров до финиша, - и у меня такое бывало. Так что шел, боролся, старался не расслабляться и не сходить. Но надо честно сказать: в этот момент было очень тяжело. И получилось - перетерпел.

- А когда вдруг рядом с вами возник Нижегородов, очень удивились?

- Еще бы! Он внезапно появляется, встает рядом со мной и предлагает идти с ним - догонять австралийцев. Но я-то к рывку еще не был готов. Старался идти более ровно. Так что Денис рванул вперед один. А я еще только через некоторое время "разошелся".

- Ходьба - специфический вид, могут и дисквалифицировать...

- В какой-то момент, когда я уже шел впереди, мой тренер Виктор Михайлович Чегин начал меня "тормозить". Я сначала не понял зачем, но потом увидел, что у меня уже есть одно предупреждение. Слушать тренера нужно всегда.

- Подходила ли сегодняшняя погода для ходьбы на 50 километров?

- Вполне. Не то, что на прошлом чемпионате в Осаке, где была дикая жара и сумасшедшая влажность. Хуже погоды не бывает. Сегодня дождь тоже немного повысил влажность, но в целом не сильно повлиял на погоду. 20 градусов - температура очень комфортная.

- Вам сегодня пришлось десятки раз проходить через Бранденбургские ворота. Не надоело такое однообразие?

- Поначалу не обращал внимания, а под конец даже начал считать, сколько еще раз мне осталось здесь пройти.

- А что вообще для вас лучше - длинная трасса или, как в Берлине, множество коротких кругов?

- Тренируемся мы обычно на круге. Так удобнее - можно контролировать работу, засекать время. Получается, здешняя трасса в каком-то смысле привычная. Хотя побольше поворотов действительно не повредило бы - для разнообразия.

- После финиша вам было очень непросто...

- Победа четыре года назад на чемпинате мира в Хельсинки далась мне гораздо легче, чем нынешняя, хотя тогда я прошел несколько быстрее. А здесь после финиша даже ноги свело. Но ничего, сейчас я уже, можно сказать, восстановился.

- В Хельсинки вы стали чемпионом, будучи фактически дебютантом столь крупного турнира. Сильно ли вы изменились с тех пор?

- Наверное. За минувшие годы у меня было много неудач. Причины их были во мне самом. Рад, что наконец удалось решить все проблемы. Во многом благодаря помощи нашего тренера Виктора Чегина. Он верил в меня, дал еще один шанс в жизни, которым я воспользовался.

- Ваша жена Анися не смогла завоевать медаль в ходьбе на 20 километров, заняла только четвертое место. Это сильно осложняло вам подготовку?

- После соревнований она позвонила мне вся в слезах. Я ее успокоил, ведь, думаю, для дебютантки такое высокое место - хорошее достижение. И на следующий день, когда мы созвонились, она уже была абсолютно спокойна. А сегодня утром прислала мне эсэмэску: "Отомсти за меня!" Конечно, я должен был это сделать!

Берлин