Бегом марш!

Telegram Дзен

В Израиле прошел традиционный фестиваль бега, на котором побывала корреспондент "СЭ".

День первый. Крепость Масада

В 25-м году до нашей эры на вершине одной из скал Иудейской пустыни царь Ирод I Великий построил крепость, которую намеревался использовать как убежище для собственной семьи и хранилище золотых запасов. Твердыня располагается на высоте 450 метров над уровнем Мертвого моря, со всех сторон ее окружают неприступные скалы, а наверх ведет единственная узкая, извилистая дорога, так называемая змеиная тропа. Именно по ней проходил маршрут первого, трехкилометрового забега фестиваля.

Участие в нем приняли около 50 смельчаков, иначе не скажешь, ведь бежали любители далеко не юного возраста, в том числе и четыре члена парламента. Интерес последних к забегу легко объяснить, ведь Масада - не только историческая достопримечательность, но и по-настоящему культовое место. В 70-м году нашей эры, во время Первой Иудейской войны, крепость стала последним оплотом сикариев, поднявших вместе с зелотами восстание против римлян. Почти три года им удавалось удерживать Масаду, несмотря на то что численность повстанцев была немногим менее тысячи человек. В тот момент, когда взятие крепости оказалось неизбежным, все осажденные приняли решение умереть достойной смертью, но не узнать позора рабства. В иудаизме точно так же, как и в христианстве, самоубийство является тяжким грехом. Поэтому жребием были выбраны десять мужчин, убивших всех своих соратников, чтобы потом принять смерть от руки последнего из сикариев, которому пришлось взять грех на душу, бросившись со скалы.

Вот такая история. А теперь по змеиной дороге бегают отнюдь не только политики. К крепости совершают марш-бросок новобранцы израильской армии и принимают там присягу со словами: "Масада больше никогда не сдастся врагу!"

Интересно, что к Масаде поднималась и женская сборная России по биатлону во время предсезонной подготовки. Видимо, для поднятия боевого духа.

В отличие от участников забега журналистам не пришлось самим взбираться на вершину, для этого построена канатная дорога. Вид оттуда потрясающий: бирюзовая гладь Мертвого моря, желто-коричневая, каменистая пустыня, по которой перемещаются стада диких баранов с огромными рогами.

Когда я сверху смотрела на забег, сразу же вспомнила свое восхождение на Килиманджаро, его последний отрезок - та же крутизна, тот же серпантин, только высота, конечно, другая...

Финишировали участники кто бегом, кто пешком, но судьи дождались всех и вручили каждому по памятной медали. А спустившись - уже в кабине фуникулера, - смельчаки смогли утолить голод и жажду холодной водой и великолепными израильскими фруктами. Замечу, что это было совсем не лишним, поскольку температура воздуха на солнце достигала 30 градусов. Жары, разумеется.

В стране, где "на четверть бывший наш народ", трудно не встретить русскоговорящего. Нашелся такой и среди участников забега. Учитель Леонид Шафран, выходец из Екатеринбурга, занял первое место в возрастной категории 55 лет и старше. Он рассказал, что не первый год участвует в забеге и до вершины добежал очень легко.

День второй. Марафон

Забег на Масаду лишь прелюдия к традиционному зимнему марафону на Мертвом море, который в этом году проходил в 28-й раз. Правда, тут есть две оговорки. Во-первых, трудно назвать зимним марафон на 30-градусной жаре. А, во-вторых, на самом деле это полумарафон, поскольку самая длинная его дистанция - 22 км. Также любителям бега был предложен маршрут короче - 10 км, а юным участникам предложили попробовать свои силы на двух километрах.

Всего в фестивале приняли участие около трех тысяч бегунов, половина из них выбрала полумарафон. Большинство, конечно, представляли Израиль, но были представители Кении, Германии, США, Швеции, Иордании, Эфиопии и, уже по традиции, целый взвод австрийских миротворцев ООН с Синайского полуострова и Голанских высот.

Забеги традиционно стартуют в Эйн-Геди, в память об основателях соревнования братьях Гиоре и Томе Рон, живших в этом древнем городе. Место поистине фантастическое! Настоящий зеленый рай среди пустыни. Не зря Эйн-Геди считается одним из лучших курортов Мертвого моря.

Старт полумарафона давался возле SPA-комплекса Эйн-Геди в 7 утра. За час до этого шоссе, по которому проходил забег, было перекрыто, но машину с журналистами пропустили к самому месту старта. При этом у нас не было никаких аккредитаций. И это в Израиле, где всех и вся проверяют досконально!

Первыми стартовали дети, затем бегуны на 10 км. Когда очередь дошла до главного старта, шоссе представляло собой улицу с двусторонним движением: одни уже заканчивали бег, другие только начинали.

Удивила демократичность происходящего. Кто был не в силах бежать, шел. Некоторые папаши преодолевали дистанцию с детьми на плечах, а одна мамочка отмахала 10 км с малышом в коляске - видимо, самым юным участником. При этом было много болельщиков на маунтинбайках, которые поддерживали бегунов по всей дистанции, чему судьи не чинили никаких препятствий.

Запомнился один 85-летний дедок, вышедший на 10-километровую дистанцию. Ну и что из того, что прибежал он после победителя в полумарафоне? Зато на протяжении всего забега здоровался чуть ли не со всеми болельщиками, стоявшими вдоль трассы.

А в полумарафоне победил эфиоп Нэйл Адмасу. Причем уже третий раз подряд. Вот этот 23-летний бегун действительно полностью выложился на дистанции. Но сражаться было за что: победитель получал 5500 шекелей (примерно 1800 долларов). Кстати, Нэйл еще ни разу не бегал полный марафон и собирается это сделать нынешним летом в Голландии. У женщин победила его соотечественница Яара Зенги, получившая такой же гонорар.

Полумарафон по пустыне и в 30-градусную жару - самый настоящий экстрим! Чтобы как-то смягчить его последствия, после финиша, получив причитающуюся памятную медаль, большинство бегунов устремилось в то самое SPA, от которого и стартовали рано утром. Я решила не отставать от них. После всех процедур - целебных грязей, термальных ванн, купания в Мертвом море - абсолютно преобразилась. После такой релаксации, мне кажется, спортсмены не отказались бы снова выйти на старт уже на следующий день.

День третий. Красоты Израиля

Поскольку в Израиле я была по приглашению министерства туризма страны, гостеприимные хозяева устроили мне экскурсию в пустыню Негев. Наш джип то карабкался по кручам, преодолевая каменные выступы, то его колеса зависали над пропастью. Если вы видели соревнования по джип-триалу, то сразу поймете, о чем я рассказываю. Утешало, что мы не перевернулись, но мне было по-настоящему страшно. Правда, все это компенсировалось окружавшими пейзажами - то какие-то лунные ландшафты, то пересохшее русло ручья, а то и сам неведомо откуда и куда бегущий ручей. Растительность преимущественно колючая, но красивая.

Потом мы проехали по Пути благовоний: все та же пустыня, горные хребты, разрушенные караван-сараи. По дороге находится Национальный парк "Авдат" с развалинами христианских храмов. Конечно, от них и так мало что осталось, но не согласные с чем-то бедуины недавно порушили и оставшиеся реликвии. Сейчас идет их восстановление.

В конце путешествия нас ждал вечно молодой красавец Иерусалим. Когда попадаешь в Гефсиманский сад и видишь оливы в несколько обхватов (!), невольно проникаешься мыслью - а ведь здесь ходил Христос. Может, я как раз по его шагам и ступаю...

Нет, Иерусалим и вправду святой град. Он до сих пор где-то внутри меня не отпускает. А вообще, как говорится, лучше один раз увидеть, чем семь раз прочесть. До этого я думала, что Израиль - маленькая страна. Теперь знаю - она очень большая, и там есть, на что посмотреть.

Елена РЕРИХ