Сегодня в Корее стартует чемпионат мира, который многие считают главным спортивным событием 2011 года.
Сергей БУТОВ
из Тэгу
Город не спит с раннего утра. В шесть часов, едва дождавшись рассвета, у здания вокзала хрипят стайки лакированных автомобилей, которыми управляют таксисты в садовых, с пупырышками, перчатках, а пожилые торговки на базаре уже разложили на земле образцы своей нехитрой садоводческой продукции.
Мы раскланиваемся на рецепции гостиницы с молоденькими девчушками, которые тоже на ногах ни свет ни заря. Я только что провел незабываемую ночь в номере одной из официальных гостиниц для журналистов. Обстановка в нем напоминает опиумный притон Гонконга начала XX века, а для закрепления атмосферы домашнего уюта гостям предлагаются приклеившиеся к ковру ядовито-желтые резиновые тапки, повидавшие за свою длинную жизнь множество владельцев. Если это официальная гостиница для журналистов, что тогда творится в неофициальных? За какие грехи нам все это досталось?
Из лифта гурьбой высыпает молодежная бейсбольная команда, составленная из корейских подростков. Ее название крупными буквами написано на рубашках: Cowboys. Четырех таких "ковбоев" поселили в соседней комнате, и до глубокой ночи я, не понимая ни слова по-корейски, заочно принимал участие в разработке тактического плана на вчерашнюю игру. Хочется верить, ребята победили. В ином случае всю следующую ночь придется отдать под анализ причин поражения.
В изданной специально для туристов карте, где не сбивают с толку иероглифы, отчетливо ясно, что Тэгу - это город контрастов. Если от отеля долго идти прямо, а затем повернуть направо, попадешь на улицу Электроники. Еще ниже - улица Мебели, от которой влево уходит улица Культуры. А там уже недалеко до улицы Автозапчастей, которую, в свою очередь, подпирает улица Полотенец. В общем, пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную…
Повсюду бурлит городская жизнь. Корейцы самая трудолюбивая нация на земле. Для тех, кто интересуется, почему мы живем так плохо, а корейцы так хорошо (хотя все, казалось бы, должно быть наоборот), спешу сообщить, что отпуск служащего обычной корейской компании редко превышает 4 - 5 дней в году. В корпорациях отдыхают больше - до 12 дней. В России же в 2012 году, как сообщили нам на днях, только 232 дня из 365 будут рабочими.
Тэгу полностью готов к чемпионату. Небольшой провинциальный корейский город, за какие-то заслуги получивший спортивный турнир планетного масштаба, не может быть готов лучше. Почти все билеты на девятидневные соревнования, в том числе на утренние программы без финалов, раскуплены. Побывав в городе, понимаешь почему. Реклама чемпионата зомбирует людей. При входе на пешеходную улицу прыгает с шестом Елена Исинбаева из папье-маше, смешно растопырив в воздухе ноги. На каждом фонарном столбе чемпионат рекламируется через дуэли в конкретных дисциплинах: Власич против Чичеровой, Лю Сян против Роблеса, Исинбаева против Мурер, Болт против Пауэлла. Последняя дуэль, правда, не состоится: на днях Пауэлл снялся со стометровки из-за травмы паха. И теперь ветер безжалостно треплет растяжку с его изо-бражением, бередит Асафе былую рану.
Чемпионат еще не начался, а Россия штампует победы одну за другой. Страшно представить, что будет дальше. Все началось с выборного конгресса Международной федерации легкой атлетики. Сначала выиграл престижный пост казначея главный легкоатлет нашей страны - глава ВФЛА Валентин Балахничев. Позиция эта важная и нужная, стоящая примерно в одном ряду с вице-президентами. Свою задачу на ближайшие четыре года он обозначил так: не только считать деньги IAAF, но и приумножать их. Второе много труднее первого, но мы в конечном успехе Балахничева не сомневаемся. Какие у нас, собственно, для этого есть основания?
Полным триумфом завершились выборы и для других выборных наших представителей в различные комитеты IAAF. Вся пятерка баллотировавшихся была счастливо избрана: Вадим Зеличенок - в техком, Марис Петерсон - в комитет по ходьбе, Ольга Шибаева - в комитет по кросс-кантри, Вадим Маршев - в комитет ветеранов. Наконец, знаменитая наша выпускница Дипломатической академии Татьяна Лебедева получила больше всего голосов для вхождения в женский комитет, после чего радостно позировала фотографам в своем очаровательно-легкомысленном платье. Женский комитет - это, конечно, не золото Олимпийских игр, но тоже очень серьезно.
Но выборы без скандала, как свадьба без драки. Больше всего голосов в выборах в Совет IAAF, растянувшихся на два дня из-за сбоя в электронной системе подсчета голосов, получил не известный никому президент федерации легкой атлетики ОАЭ, имеющей, как мы с вами знаем, богатейшую легкоатлетическую историю. Безоговорочного фаворита выборов зовут Ахмад Аль-Камаль, и его вклад в мировую легкую атлетику члены IAAF оценили в 137 голосов, при том что вхождение в Совет IAAF легендарного кубинца Альберто Хуанторены посчитали целесообразным только 119 человек. Араба Аль-Камаля в пресс-центре Тэгу-2011 уже сравнивают с несостоявшимся президентом ФИФА катарцем Мохаммедом Бин-Хамамом, который за здравие начал, выиграв для Катара чемпионат мира-2022, но плохо закончил, получив пожизненное отлучение от футбола.
Еще одной маленькой победой российских легкоатлетов стала достигнутая на флажке договоренность о том, что корейский чемпионат мира все-таки будет показан в прямом эфире на канале "Россия 2", который поначалу этого хотел не особо. Вопросом лично занимался Виталий Мутко и своего, как это часто бывает, добился. Почему впервые в истории федеральный спортивный телеканал не собирался показывать чемпионат мира по легкой атлетике и почему для решения проблемы требуется вмешательство министра спорта - вопрос другой, здесь важен сам факт. Нет показа - нет интереса. Нет интереса - нет показа. Из этого замкнутого круга нашей легкой атлетике в будущем нужно как-то выбираться. Причем по возможности без посредничества Виталия Мутко.
В четверг примерно половина сборной России прилетела в Тэгу из Владивостока, где сидела на сборах и проходила акклиматизацию. Другая половина будет прибывать в Корею группами начиная с сегодняшнего дня. Нельзя сказать, чтобы приезд наших спортсменов вызвал в Тэгу какой-то повышенный интерес. Все внимание доверчивых аборигенов приковано к одному человеку - Усэйну Болту. В аэропорту его встречало, наверное, полгорода. Свидетели утверждают: корейские женщины в национальных костюмах при виде спринтера ненадолго теряли сознание.
Ямаец тусуется в Тэгу не первую неделю и уже успел сфотографироваться с остальной половиной города, в аэропорт встречать его не приезжавшую. Настроение у Болта хорошее. Судя по темпу, с которым снимаются со стометровки его главные соперники, Усэйну в воскресенье останется просто добежать до финиша.
Давно и безнадежно травмирован Тайсон Гэй, недавно попались на нехороших препаратах американец Майкл Роджерс и ямаец Стив Маллингс. Теперь вот выбыл Пауэлл. "Сказать, что Асафа расстроен, значит, ничего не сказать", - образно выразился его менеджер Пол Дойл. Конец цитаты. Понять менеджера (а заодно и Асафу) нетрудно. Проблемы с пахом - крайне неприятная штука даже для офисного работника. Что уж говорить про Пауэлла, имевшего реальный шанс наконец-то обыграть разобранного в этом сезоне Болта.
В "список неудачников" можно смело добавить и олимпийского чемпиона Афин Джастина Гэтлина из США, который умудрился в начале августа обморозить себе ноги. Как видите, талантливый человек талантлив во всем. Гэтлин тренировался в Орландо и прямо с тренировки зашел в криогенную камеру, которую использует для восстановления мышц. Правда, забыл при этом снять с себя мокрые от пота носки и через минуту получил обморожения средней тяжести. "Четыре или пять дней кожа на ногах пузырилась и вся была покрыта волдырями", - нагонял на репортеров жути Гэтлин, но пообещал, что сегодня вечером все-таки выйдет на старт четвертьфинала.
В общем, крайне недальновидным теперь видится решение не привозить в Тэгу чемпиона страны в спринте Александра Бреднева. На фоне повальных отказов он со своими 10,4 запросто мог бы потрепать Болту нервы.