Президент Всероссийской федерации легкой атлетики специально для "СЭ" подвел итоги сверхуспешного сезона, высказался об Исинбаевой, Лебедевой и Шобуховой, а также признал нонсенсом легкоатлетические дорожки в "Лужниках"
ЧТО ДЕЛАТЬ С ПОБЕДАМИ В ТЭГУ
- Мощнейшее выступление российских легкоатлетов на чемпионате мира в Тэгу вполне еще может сослужить команде недобрую службу, когда дело дойдет до Лондона. От сборной на Олимпиаде снова будут ждать девяти золотых медалей, хотя лично я сомневаюсь в том, что команде это по силам.
- Вот вы сомневаетесь, а я не сомневаюсь. Конкуренция на Играх будет намного выше, поэтому планировать такое количество золота в Лондоне было бы с нашей стороны бахвальством и глупостью. Вообще довольно трудно строить долгосрочные планы на Лондон, учитывая то количество факторов, которые сегодня невозможно просчитать. По моему мнению, мы можем рассчитывать на шесть золотых наград. Хотя и их будет очень сложно завоевать. А уж точная оценка способностей команды будет дана где-то за две недели до Игр, едва ли ранее.
- Много раз говорилось о том, что одним из ключевых факторов успеха в Тэгу стал заключительный сбор во Владивостоке, откуда команда группами перелетала в Корею.
- Да, безусловно. Хотя сбор прошел в тяжелых условиях, почти с листа. На то были объективные причины. Стадион во Владивостоке готов к приему сборной по большому счету не был. И ничего поделать с этим было нельзя: стадион этот находится на балансе не Министерства спорта, а другой организации.
- Схема "на восток" командой отработана, благо за последние четыре года в Азии прошло сразу два чемпионата мира и Олимпиада. Но в этот раз придется готовить схему "на запад".
- Направление движения роли не играет. Нам все равно куда ехать, на восток или на север. Просто нужно исходить из того, что адаптация спортсменов - приоритетная задача последнего этапа подготовки. Мы, безусловно, должны будем организовать команде такой же сбор и перед Олимпиадой. Хотя споры на тренерских советах по этому поводу не утихали перед Тэгу, и без них явно не обойдется перед Лондоном.
Есть специалисты, которые считают трехчасовую разницу во времени непринципиальной. Наверное, это так, если брать время обеда. Но если говорить о времени выхода на стадион, то спортсменам, по их биологическим часам, придется делать это не в 9 вечера, а в 12 ночи. А это уже полностью меняет дело.
- Уже понятно, где конкретно будет жить команда перед Играми?
- Мы ведем переговоры с университетом города Бат. Это в двух часах езды от Лондона. Скоро отправим туда наших специалистов, чтобы они на месте посмотрели, как там обстоят дела. Большого стадиона нам не нужно, подойдет и университетский. Преимущество Бата не только в близости к столице, но и в прекрасной инфраструктуре. Помимо стадиона там есть поле для метаний, восстановительный центр, кампус, где можно расселить спортсменов. Организовано питание. Насколько я знаю, как раз в Бате собираются жить перед Играми и наши пловцы.
- Когда вы планируете заехать на сбор?
- Мы хотим отобрать команду как можно ближе к началу Игр, чтобы избежать двухпикового варианта подготовки. Закончить отбор буквально за пару дней до подачи окончательных заявок ОКР в МОК. В этом случае в Бат мы приедем условно за 10 дней до начала легкоатлетической программы Игр, проведем там неделю, после чего заселимся в Олимпийскую деревню. Хотя возможны разные варианты. Скажем, Виктор Чёгин в Тэгу ребят привез прямо из Москвы. Не исключаю того же варианта и перед Лондоном.
- Уже известно, кто из крупных фигур планирует пропустить зимний сезон? Елена Исинбаева собирается выступать?
- Главный тренер команды Валентин Маслаков как раз в эти дни проводит совещания со спортсменами и тренерами на эту тему. Здесь индивидуальное планирование играет решающую роль, мы не хотим никому ничего навязывать. Насколько мне известно, Евгений Трофимов планирует участие Лены Исинбаевой в зимнем чемпионате мира в Стамбуле при условии ее нормальной физической формы. Кстати, Исинбаевой мы рекомендовали, да она и сама выразила желание участвовать в отборе на летнем чемпионате России. У Лены остался только один способ избежать тотальной критики и продолжить свою выдающуюся карьеру - выиграть Олимпийские игры. Все это отчетливо понимают.
- Формула отбора 2+1 изменится?
- Нет. В Лондон поедут двое сильнейших на чемпионате страны плюс один спортсмен по решению тренерского совета. Эта формула позволяет выделить группу лидеров, которые станут готовиться непосредственно к Олимпиаде. Могу заранее сказать, что освобожденные от отбора будут. Причем это вызвано не просто желанием дать возможность лидерам провести очень важный методически однопиковый вариант подготовки, но и тем, что в 2012 году - впервые в олимпийский год - состоится полномасштабный чемпионат Европы. Он будет проходить примерно в те же сроки, что и наш чемпионат, который в данном случае куда приоритетнее. У нас есть задумка отправить некоторых спортсменов высокого уровня в Хельсинки, освободив их от отбора, добавить к ним тех, кто в Лондон точно поехать не сможет, а также молодежь, которой просто необходим соревновательный опыт на таком уровне.
МЕЦЕНАТСТВО РАДИ БОЛТА
- Вы верите в успешное возвращение Татьяны Лебедевой?
- Во-первых, мы его очень ждем. Хотя бы потому, что Татьяна - вице-президент федерации, и это иллюстрация нашего к ней отношения. Во-вторых, тяжело давать какой-то прогноз. Лебедева много пропустила. Обнадеживать себя на ровном месте, сами понимаете, глупо. Многое будет зависеть от того, как далеко шагнули вперед ее соперницы. Мы не хотим планировать Татьяне какие-то медали в Лондоне, сначала надо понаблюдать за процессом возвращения - как она пройдет подготовку, выдержат ли ноги, вернется ли прежняя мотивация.
- Есть ли уверенность, что в женском олимпийском марафоне мы соберем действительно сильнейших - тех, что регулярно побеждают на коммерческих марафонах?
- Есть. У Игр есть мощнейшая, пусть и косвенная, финансовая составляющая. Дело в том, что победители Игр резко повышают свой рейтинг, и потом на коммерческих марафонах только за участие им могут предложить суммы в 200, 300 тысяч долларов. Более чем серьезный стимул.
- Трасса олимпийского марафона, насколько мне известно, будет несколько отличаться от трассы традиционного Лондонского марафона. Это проблема для Лилии Шобуховой, стабильно сильно выступающей в Лондоне?
- Эти изменения роли не сыграют. А вот погода может. Если будет +15, это окажется на руку нам и вообще белокожим бегуньям. Будет +30, наши шансы по сравнению с африканками существенно снизятся.
- Как вы отнеслись к громкому решению CAS? С позиций здравого смысла, разумеется, а не с точки зрения юриспруденции.
- Положительно. Рад, что спортсмены избежали двойного наказания, которое отмененные ныне поправки к правилу о допуске на Игры так или иначе накладывали. Причем говорю в данном случае об иностранцах, так как легкоатлетов из России отмена поправок, можно сказать, не коснулась.
Вообще же в своем ответе хотел бы уйти немного в сторону и сказать, что нам пора искать новые подходы в борьбе с допингом. Жизнь не стоит на месте, и те антидопинговые методы, которые успешно применялись пять, десять лет назад, сегодня уже не кажутся такими эффективными, как прежде. Международные федерации активно переходят на систему биологических паспортов, но в России она развивается значительно медленнее. Мы вообще отстаем в плане антидопинга. Отстаем не потому, что хотим что-то скрыть, а просто не предпринимаем правильных превентивных мер, чтобы ограничить распространение допинга.
Убежден, что давно пора уйти с допинг-контролем в детские спортивные школы, где начинаются все эти дела. Убежден и в том, что если система "преступление - наказание" у нас отлажена, то профилактики категорически не хватает. Под профилактикой понимаю не обучение и пропаганду антидопинга, а конкретную работу на опережение в спорте высших достижений, которая позволит нам давать атлету знать: по его поводу возникли серьезные сомнения, и он попал под подозрение. Пока же у нас антидопинговая система напоминает футбольный матч, в котором отменены желтые карточки, а есть только красные.
- Весь мир следил за эпопеей с легкоатлетическими дорожками на олимпийском стадионе Лондона. В результате дорожки останутся, что, на мой взгляд, определило победителя в борьбе за чемпионат мира 2017 года. Но вопрос не о Лондоне, а о "Лужниках". Ходили разговоры, что после московского чемпионата мира-2013 по легкой атлетике дорожки будут демонтированы, и к футбольному мировому первенству-2018 "Лужники" станут чисто футбольной ареной. Есть ли какие-то новости на этот счет?
- Этот вопрос решать оргкомитету футбольного чемпионата. Я же, со своей стороны, готов признать, что иметь на таком огромном стадионе дорожки, которые используются в лучшем случае раз в год, довольно нелогично. Да и экономическая сторона вызывает вопросы: кому хочется и кто позволит пустовать 7 тысячам квадратных метров площади?
Но для меня очевидно и другое - Москве необходим полноценный легкоатлетический стадион на 25-30 тысяч мест. В свое время проект такого стадиона в Текстильщиках существовал. Если бы он появился, мы могли бы организовать в столице турнир уровня IAAF World Challenge. А вообще мы через два года планируем привезти в Россию "Бриллиантовую лигу", переговоры уже ведутся.
- На базе какого турнира? "Московского вызова"?
- Да. В 2012-м он пройдет в середине июня в "Лужниках", с призовым фондом не менее 250 тысяч долларов. Пригласить в Москву Болта? В этом случае призовой фонд вырастет как минимум вдвое. Хотя если найдется меценат, который поможет нам накопить нужную сумму и привлечь его для участия в каких-то промомероприятиях, милости просим. Мы открыты для переговоров.
Сергей БУТОВ