До чемпионата мира в Москве - 85 дней
О том, что чемпион Европы и рекордсмен России в барьерном беге на 110 метров Сергей Шубенков может составить в августе в Москве конкуренцию американцу Арису Мерритту, пока можно рассуждать только теоретически. В активе олимпийского чемпиона есть фантастический результат 12,8, тогда как россиянин еще ни разу не "выбегал" из 13 секунд. Но Шубенков уже приучил нас к приятным сюрпризам, а для Мерритта чемпионаты мира пока остаются непокоренной вершиной.
МЕРРИТТ
Арис Мерритт - представитель золотого поколения американских спортсменов, которое победной поступью прошло через юношеское и юниорское мировые первенства в 2002 и 2004 годах. Его ровесники Керрон Клемент, Саня Ричардс-Росс и Эллисон Феликс с чемпионатов мира-2007 и 2009, а также Олимпиады в Пекине увезли 14 золотых медалей на троих. Где же все это время был сам Арис? В Пекин он не ездил - не попал в команду. В Берлине в 2009 году вылетел уже после первого круга…
По признанию спортсмена, ему долго не удавалось собрать все элементы тренировочного "пазла" в полноценную картину. Он несколько раз менял тренеров и почти каждый сезон умудрялся получать травмы - то надрывы задней поверхности бедра, то стрессовые переломы.
- В барьерном беге очень важен ритм, - объясняет Мерритт. - Если травмы не позволяют тебе регулярно работать с барьерами на тренировках, вряд ли что-то сложится и на соревнованиях.
Все изменил чемпионат мира-2011. Арис отправился в Тэгу выигрывать, но в решающем забеге финишировал предпоследним, в то время как его соотечественник Джейсон Ричардсон завоевал золото.
- Я ничего не имею против Джейсона, он упорно работал и провел отличный сезон. Но за свою карьеру я столько раз с ним соревновался, и он никогда даже близко ко мне не был. Я сразу же подумал, что со мной что-то не так, - эмоционально отреагировал Мерритт.
После неудачи в Корее американец пересмотрел свое отношение к спорту:
- Я начал больше времени уделять физиотерапии. Это как с машиной: нужно регулярно менять масло, делать перестановку шин, иначе однажды автомобиль просто не поедет. Раньше я недорабатывал в тренажерном зале, не всегда заходил в массажный кабинет. Думал, что мой талант все компенсирует. Теперь же никогда не забываю пить протеиновый коктейль до и после тренировки, не ем после 19.00. И сыр… Да, я совсем не ем сыр!
Еще один фактор успеха понять не так просто. Дело в том, что раньше Мерритт от старта до первого барьера делал восемь шагов, а теперь семь. У большинства спортсменов на освоение новой техники уходит не один сезон, а Мерритт начал экспериментировать с семью шагами лишь в январе и уже через пару месяцев сумел "собрать" новый ритм в соревновательных условиях, выиграв чемпионат США и зимний чемпионат мира.
К олимпийскому сезону Арис, впервые за шесть с половиной лет, подошел без травм и с жаждой побеждать. Результат налицо. Четыре личных рекорда до Олимпиады и еще один - 12,92 - в финале лондонских Игр. И долгожданное золото. А в заключительном старте прошлого сезона, в Брюсселе, Мерритт побил рекорд мира, принадлежавший кубинцу Дайрону Роблесу (12,87) сразу на семь сотых.
- Я знал, что готов на рекорд, и много раз пытался его установить, - вспоминает Арис. - Несколько раз был близок к этому, но постоянно что-то мешало - то просто не получалось, то погода была плохая, то фальстарт сделаю. В общем, решил, что в Брюсселе мне бы из 13 секунд выбежать - и то слава богу. И тут рекорд состоялся!
Может ли американец бежать еще быстрее? Это даже не обсуждается. Мерритт изучил запись своего рекордного забега и сразу нашел ошибки: немного проспал старт и слишком высоко перелетел над десятым барьером. Сейчас в небольшом городке Колледж-Стейшен в Техасе Арис делает работу над ошибками и готовится к московскому чемпионату мира. Свободное время олимпийский чемпион посвящает компьютерным играм и воспитанию собак: овчарки с русским именем Саша и двух чихуахуа - Принца и Рыцаря. Кроме того, Мерритт понемногу осваивает тренерское дело, которому хочет посвятить себя в будущем. Хотя произойдет это еще не скоро.
- Мы, барьеристы, с возрастом становимся только стабильнее и быстрее. Так что едем дальше, пока колеса не отвалятся. Лет до 35, наверное, - шутит спортсмен.
Пока же главная цель Ариса - московский чемпионат мира, на который, правда, сначала нужно попасть. Мерритт выиграл прошлогоднюю "Бриллиантовую лигу" и вроде бы должен был получить wild card в Москву, но специальное приглашение в барьерном спринте досталось действующему чемпиону мира Ричардсону. Что ж, хотя бы одним соперником на национальном чемпионате будет меньше. Хотя Мерритт признается, что он вовсе не против частых дуэлей с основными соперниками до чемпионата мира.
Первая такая дуэль в этом сезоне ждет американца 18 мая на этапе "Бриллиантовой лиги" в Шанхае, где одним из визави Мерритта будет Шубенков.
- Сергей безумно талантливый парень, - считает Арис. - Он же еще очень молод, я о нем почти и не слышал до прошлого сезона. За год он прошел путь от 13,3 до 13,0! И чемпионат мира проводится в его стране, а это всегда преимущество. В общем, он отличный парень. Английским владеет. Говорит, выучил его по американским сериалам. Но я ему не верю!
ШУБЕНКОВ
Когда в конце мая 2012 года 21-летний Сергей Шубенков на небольшом турнире в Эрувиль-Сен-Клере побил рекорд России, простоявший 24 года, поклонники легкой атлетики, мягко говоря, удивились. Да что уж там! Удивился даже тренер алтайского спортсмена Сергей Клевцов, который ставил своему подопечному задачу побить молодежный рекорд страны - 13,35. С этой задачей Сергей справился уже в предварительном забеге, показав 13,33, а в финале сразу 13,18!
Но рекорд рекордом, а мораль этой истории была такова: у нас в стране появился конкурентоспособный барьерист, способный показывать хорошие результаты на международном уровне. Ведь помимо бронзы Евгения Борисова на зимнем "мире" в 2008 году барьеристы нас медалями уже давно не радовали.
Конечно же, Шубенков появился не из ниоткуда. Во-первых, он из спортивной семьи. Его мама Наталья Шубенкова занималась семиборьем, была второй на чемпионате Европы-1986 и четвертой на Олимпиаде-1988 в Сеуле. Свой путь в легкой атлетике Сергей начинал со спринта и прыжков в длину, но довольно быстро перебрался в барьерный бег. В 18 лет он выиграл серебро юниорского чемпионата Европы (чем остался сильно недоволен), а через два года, в 2011-м, - золото молодежного первенства континента.
Все это время Шубенков совмещал тренировки с учебой на юридическом факультете в Алтайском государственном университете. Учился не "для галочки", с полной отдачей. Тренировался только один раз в день и на сборы фактически не ездил.
Олимпийский сезон совпал для Шубенкова с выпускным курсом в университете.
- Я наконец позволил себе тренироваться два раза в день и полностью сосредоточился на спорте, - признается спортсмен.
Результаты не заставили себя ждать. На чемпионате Европы-2012 в Хельсинки россиянин совершил настоящий прорыв. В полуфинале он при встречном ветре улучшил национальный рекорд - 13,09, а в финале завоевал первое в истории страны золото чемпионата Европы в барьерном спринте.
- Главным было поверить в себя. Весь этот юниорский спорт я называю "детским". Его задача лишь подготовить атлета к спорту большому. И когда выступаешь по юниорам, ты только мечтаешь о серьезных медалях. А тут я уже вплотную подобрался к титулу, оставалось только убедить себя, что его действительно можно завоевать. Следующая задача - поверить в то, что я конкурентоспособен не только на европейском, но и на мировом уровне, - объясняет Шубенков.
На Олимпиаде в Лондоне от Шубенкова тоже ждали сюрпризов, но он не смог пробиться в финал. Позже спортсмен признался, что был уверен в своей хорошей физической форме, но атмосфера такого масштабного события его задавила.
В этом году Сергей вновь стал лучшим в Европе. Теперь на дистанции 60 м с барьерами. При этом он не устает повторять, что эта дистанция получается у него хуже из-за медленного разгона. В любом случае времени праздновать у Сергея не было. Впереди домашний чемпионат мира.
Всего за один сезон Шубенков - открытый парень с хорошим чувством юмора - стал любимцем прессы. Причем не только российской, но и международной. Сергей лучше всех в легкоатлетической сборной страны говорит по-английски и уже извлекает из этого дивиденды.
В одном из интервью он упомянул, что мечтает познакомиться с рекордсменом Европы британцем Колином Джексоном. Международная федерация легкой атлетики (IAAF) узнала об этом и решила устроить Шубенкову сюрприз - привезти Джексона в Барнаул. С помощью менеджера, тренера и родителей Сергея "коварный" план был продуман до мелочей. И сюрприз удался. Когда Сергей, придя на тренировку, увидел Джексона, он долго не мог найти слов, чтобы описать свои эмоции, а потом произнес: "Вы правда приехали сюда? Вы, наверное, сошли с ума!"
Британец провел в Барнауле два дня. Посмотрел, в каких условиях тренируется сибирский самородок, пообщался с Сергеем, провел вместе с ним мастер-класс для юных легкоатлетов Барнаула. Джексон признался, что наблюдает за россиянином уже давно. Колин консультирует британских барьеристов, а для них Шубенков был основной угрозой еще с юниорского возраста.
- Я буду рад, если Сергей побьет мои рекорды. У него для этого есть все данные: рост, телосложение, энтузиазм, азарт, - заметил Джексон.
Арис Мерритт знал о готовящемся для Шубенкова сюрпризе. "О, я тоже хочу поехать!" - такой была первая реакция американца. Но его менеджер, по понятным причинам, был настроен не так оптимистично. И он еще не знал о транспортном парадоксе: чтобы добраться из Барнаула в Шанхай, нужно сначала вернуться в Москву!
Шубенков, как и Мерритт, тоже с нетерпением ждет их следующей встречи:
- С Арисом всегда приятно поболтать. Знаете, некоторые американские спортсмены довольно надменны. Он же совсем не такой.
Правда, если они встретятся в финале московского чемпионата мира, будет уже не до разговоров.
- Я верю, что могу завоевать медаль. Понимаю, что выступать дома - двойная ответственность. Но под давлением я всегда бегу быстрее, так что с нетерпением жду этого чемпионата, - признается Шубенков.
Елена ДЬЯЧКОВА
Колледж-Стейшен - Барнаул - Москва