Исинбаева и мир

Telegram Дзен

До чемпионата мира в Москве – 2 дня

Самая яркая отечественная звезда мирового первенства отправится в воскресенье в поход за своим третьим титулом чемпионки мира. Что останется после московского прощания Елены Исинбаевой с большим спортом: жирный восклицательный знак или многоточие?

СИМВОЛ

Исинбаева не нуждается в представлении, как российский классический балет. Собственно, она давно уже где-то там – в одном ряду с лучшими образцами нашего культурного экспорта.

Недавно мы говорили о предстоящем чемпионате мира с одним из московских руководителей. И собеседник справедливо заметил: фигур такого масштаба в мировой легкой атлетике на самом деле не так много. По большому счету всего две: Исинбаева да Усэйн Болт.

В Азии ей даже с телохранителями не дают проходу. Видавшие виды европейские пиарщики после одного совместного мероприятия кидаются поделиться распирающими их впечатлениями: "Она такая замечательная! Ведь правда? Вам в России так повезло, что у вас есть Елена".

Что бы ни происходило с Исинбаевой по ходу выдающейся карьеры, у нее всегда было главное – поразительная способность вдохновлять людей. Даже в последние годы, когда неудач было больше, чем триумфов. После каждого выхода Елены в смешанную зону хочется валить лес, написать еще 40 тысяч знаков текста вдобавок к 20 предыдущим, делать что-то разумное, доброе, вечное. Объяснить это трудно. Не смог этого сделать даже господин Ли Нин, знаменитый в прошлом китайский гимнаст, а ныне глава крупной корпорации – одного из спонсоров российской суперзвезды. Казалось бы, кто может лучше разложить ее успех на молекулы? Но даже он при всей своей восточной мудрости затруднился ответить, в чем конкретно заключается феномен Исинбаевой. Лишь признал, что он, безусловно, существует.

В очередной раз его действие можно было наблюдать на недавнем чемпионате России, где Исинбаева выступала хедлайнером двух первых дней турнира. Разумеется, наибольшее количество журналистов, особенно впервые оказавшихся на легкой атлетике, пришли именно на ее выступления.

Выиграв тот чемпионат, многократная рекордсменка мира сказала несколько важных вещей. Например, что ее "отпустило" по сравнению с Лондоном и Тэгу. "Я сейчас гораздо спокойнее, – заметила Елена. – К сожалению, все в жизни понимаешь задним числом. Сейчас думаю: блин, ну разве стоило в Лондоне так переживать, так нервничать. Если бы я там так не дергалась в секторе, результат мог быть другим. Поэтому к чемпионату мира я подхожу спокойно. С девизом: что Бог ни дает, все к лучшему".

Последние слова можно, конечно, считать обычной риторикой, свойственной программным заявлениям. Но в первую часть монолога что-то в глазах Елены заставляло поверить.

ОБРАЗ

Там же, в Лужниках, Исинбаева пообещала после этого чемпионата мира все-таки уйти. Возможно навсегда. Почему она объявила об этом именно сейчас? Возможно, чтобы лишний раз себя подстегнуть, получить дополнительную мотивацию, острее почувствовать предвкушение последнего боя. Объяснение банальное и простое, но сколько раз именно оно для больших чемпионов оказывалось верным. Да, в былые времена ей, Исинбаевой, подобные трюки были не нужны. Но ведь за те четыре года, что прошли со времен Берлина-2009, она не могла не измениться. Другой вопрос, что мы в ожидании возвращения "прежней Исинбаевой" – безжалостной "убийцы" с шестом – не очень-то хотели этого замечать.

На это уже не раз намекали люди, знающие Елену близко. Вот и Татьяна Лебедева, когда речь зашла об образе недоступной королевы, сказала про крестную своей дочери так: "Сейчас в Лене что-то поменялось. Она стала больше делиться с теми же журналистами своими эмоциями. У меня в какой-то момент даже были опасения, как бы она не сказала что-нибудь не то. Исинбаева как будто выросла. Стала более открытой. Это ее украшает. Например, теперь она легче соглашается принять участие в каких-то общественных мероприятиях. А раньше практически не обращала на них внимания: мол, отстаньте, у меня в жизни только спорт. Люди стали смотреть на нее другими глазами. Уверена, это не только я заметила".

Значит ли это, что нынешняя Исинбаева – больше не вещь в себе? Возможно. На чемпионате России коллеги обратили внимание, что даже ее поведение в секторе, по которому раньше сразу и безошибочно вычисляли приму, как будто изменилось. Из всех ее высказываний после ЧР лично мне больше всего запомнилось вот это: "С возрастом я все больше задумываюсь о пройденном пути. Раньше выступить на соревнованиях для меня было как пойти сайку хлеба купить. Сейчас же, фигурально выражаясь, уже приходится считать каждую копеечку. Накопила – и только тогда пошла в магазин. А раньше могла десятками разбрасываться".

Вероятно, именно поэтому, когда ее попросили обратиться к болельщикам, она ответила с такой интонацией, что слезы навернулись: "Обязательно приходите поболеть за нас на чемпионат мира. Можете делать все, что угодно: писать транспаранты, кричать, орать. Мне помогает всё. Так что не сидите, не молчите и не бойтесь помешать". Как будто попросила домашние трибуны "скинуться" – в благодарность за все те эмоции, которые годами нам дарила сама.

В ее адрес по-прежнему говорят разное, припоминая то повадки Клеопатры и королевы, то своеобразный чемпионский характер, то некоторую противоречивость в высказываниях. Но чего в отношении Исинбаевой не было никогда и ни у кого, так это сомнений: зачем нам следить за всем этим? И это, возможно, даже важнее побед и медалей, которые двукратная олимпийская чемпионка уже принесла и еще может принести нашей стране.

СОПЕРНИЦЫ

Лучший результат Исинбаевой на открытом воздухе в нынешнем сезоне (4,78) – в мировом рейтинге только 7-й. Пять более высоких прыжков на счету серебряного призера Лондона-2012 кубинки Ярислей Сильвы, еще один у американки Дженифер Сур. Эта троица, как мы помним, разыграла между собой и лондонский пьедестал. На подходе к топ-10 с прыжком на 4,73 и потерпевшая на Играх-2012 неудачу бразильянка Фабиана Мурер.

Рассуждать сейчас, с кем из них у Исинбаевой сложится дуэль и сложится ли вообще, – все равно что гадать на кофейной гуще. Хотя не исключено, что в России, Бразилии, на Кубе и даже в США над остатками ароматного напитка сейчас застыла куча народа.

Сама Исинбаева всегда уверяла, что за соперницами специально не следит. Хотя когда на недавнем чемпионате России я спросила Евгения Трофимова, подстегивает ли сейчас его ученицу прыть конкуренток, особенно отобравшей у нее рекорд мира в помещении Сур, тот ответил утвердительно. Хотя и добавил: сама Елена, возможно, в этом по-прежнему и не признается.

Можно, однако, не сомневаться, что конкурентки за ней по-прежнему следят. Порой даже кажется, что в секторе прыжков с шестом большинство спортсменок воспринимают себя только в сравнении с выдающейся россиянкой. В меньшей степени это, возможно, касается 26-летней Сильвы, самой молодой прыгуньи в этой компании. Сама кубинка раньше старательно избегала рассуждений об Исинбаевой, как современные звезды оперы не любят говорить о легендарной Марии Каллас.

В Лондоне Сильву пытались вывести на этот разговор, но она политкорректно увернулась, заметив, что современный женский шест – это не только Исинбаева или, к примеру, Мурер, но и другие сильные девушки.

В нынешнем сезоне Сильва выступала чаще остальных и сейчас возглавляет мировой рейтинг с июньским прыжком на 4,90. На данный момент это лучший результат в карьере неуклонно прогрессирующей спортсменки, что уже дало некоторым коллегам повод в преддверии Москвы-2013 объявить именно Ярислей наследницей Исинбаевой. А заодно и главным фаворитом ЧМ. Вот и СМИ на Острове свободы подогревают интерес местной публики обещаниями дуэли лидера сезона с лучшей прыгуньей с шестом всех времен, то есть с Исинбаевой.

Олимпийская чемпионка Лондона Сур наверняка попробует с этим не согласиться. Они с Исинбаевой ровесницы, и, вероятно, именно поэтому некоторые интервью американки и ее тренера (он же супруг) оставляют ощущение, будто для них соперничество с россиянкой давно стало чем-то личным. Неслучайно после Игр в Лондоне Рик Сур говорил не о победе Дженнифер на Олимпиаде, а напирал на то, что она наконец одолела Исинбаеву. И привел несколько сравнений из истории мирового спорта, включая хоккей, стараясь в свойственной американцам манере добавить ситуации пафоса.

Лучшим результатом Сур в нынешнем сезоне является 4,80, но показан он был довольно давно. Последние месяцы Дженифер ограничивается прыжками за 4,70. Стоит также напомнить, что еще никогда летом американка не прыгала выше 4,92.

Вопрос, дойдет ли дело в "Лужниках" до разборок на больших высотах, пока остается открытым.