В пятницу в польском Сопоте стартует зимнее первенство планеты. От 23-летнего чемпиона мира и рекордсмена России в прыжках в длину все будут ждать золота. Но сам он о своих шансах предпочитает не говорить.
– Не так давно завершилась зимняя Олимпиада. Удавалось следить за тем, что происходило в Сочи?
– У нас сейчас завершающая стадия подготовки к чемпионату мира, и тренировки идут одна за другой. Но я, конечно же, смотрел трансляции. Причем все подряд. Было безумно интересно. Рад за бобслеиста Димку Труненкова, который выиграл золотую медаль в соревновании четверок. Он, как и я, из Красноярского края. Наш парень!
– Часто с ним общаетесь?
– В основном ведем переписку. Вживую редко удается встретиться: мы же постоянно в разъездах. Но иногда все же удается перекинуться парой слов в манеже.
– Кто-то из наших спортсменов на Играх вас удивил?
– Виктор Ан. Вот молодец! Вообще считаю, что мы провели эту Олимпиаду на высочайшем уровне.
– Не обидно, что "зимникам" досталась домашняя Олимпиада, а нынешнему поколению "летников" на подобное рассчитывать не приходится?
– Какая обида? У нас уже были летние Игры – в Москве в 1980 году. И надеюсь, что через какое-то время мы снова будем претендовать на их проведение.
– Как оцените свою готовность к предстоящему чемпионату мира в Сопоте?
– Наверное, мне лучше ничего не говорить на этот счет, дождаться самого старта. А там увидим. В нынешнем сезоне я участвовал в двух турнирах – в Бирмингеме и "Русской зиме" в Москве, но оба раза все складывалось очень сложно.
Проблемы с пахом, к сожалению, до сих пор не отпускают. В итоге кое-какую работу мы, видимо, не доделали. Так что на данный момент я вообще не знаю, на что могу рассчитывать в Сопоте. Но надеюсь, что все в итоге сложится хорошо. Силы-то есть. Главное – чтобы здоровья хватило.
– А когда вы приступили к подготовке к зимнему сезону?
– Да практически сразу после прошлогоднего августовского чемпионата мира в Москве. Хотя в начале нагрузки были не такие интенсивные, как обычно. В целом считаю, что провел хороший подготовительный сезон.
– Домашний чемпионат мира, где вы завоевали золото с результатом 8,56, уже забыт?
– Как такое можно забыть? Понятно, что постепенно какие-то вещи стираются из памяти, но подобное – вряд ли. Другое дело, что та победа не должна мешать идти вперед и развиваться.
На самом деле я достаточно часто пересматриваю свое московское выступление. Анализирую, что тогда сделал не так. Да, победил, но ошибки были, и мне не хочется повторять их.
– Для вас лично зимний и летний чемпионаты мира по мотивации и настрою сильно отличаются?
– На прошлогоднем домашнем первенстве я, конечно же, определенное давление испытывал. Сейчас в этом плане все должно быть немного полегче. К тому же зимние чемпионаты многие лидеры мировой легкой атлетики часто пропускают. Правда, в Сопоте некоторые фавориты все же выступят.
– Два года назад на зимнем чемпионате мира в Стамбуле вы завоевали бронзу.
– Мне там так не повезло! Но за два года многое изменилось – я, как мне кажется, повзрослел, возмужал. На многие вещи уже иначе смотрю и думаю по-другому. Надеюсь, что изменился в лучшую сторону.
– Был момент, когда стали ощущать происходящие в вас изменения?
– Поражения – вот что меняет спортсменов. Когда ты допускаешь осечку на турнирах, то стараешься искать какие-то новые варианты, которые помогут выигрывать. Именно неудачные старты, считаю, меня и изменили, добавили мотивации.
– Вы чувствуете, что после успеха в Москве соперники стали относиться к вам иначе?
– Нет. Они же меня давно приметили. Все знали, что в моих прыжках есть определенная стабильность, некий запал и что без борьбы я не сдамся. В секторе некоторые ребята меня даже побаиваются. Хотя в первую очередь мы, конечно же, уважаем друг друга.
– А вы никого из оппонентов не боитесь?
– Так я вопрос не ставлю. Если проиграл – значит, не был готов к победе. Просто некоторые неудачи поддаются объяснениям, а некоторые – нет. Но при любом исходе ни в коем случае не надо останавливаться.
– Французский шестовик Рено Лавиллени недавно прыгнул на 6,16, побив рекорд Сергея Бубки, а Иван Ухов преодолел планку на 2,42. Прыгуны в длину порадуют нас в ближайшее время яркими результатами?
– Сложно делать подобные прогнозы. На данный момент выделять какого-то одного лидера, способного сотворить в нашем виде нечто неординарное, я бы не стал. Да, в будущем могу ждать от себя любого сюрприза. Но думаю, что в Сопоте явного прорыва все же не будет. Травма не позволяет на это рассчитывать.
– Нынешний сезон – переходный. Нет летнего чемпионата мира, да и до Олимпиады-2016 еще далеко. Вы какую цель лично для себя поставили в 2014 году?
– Дожить до лета (смеется). А там уже начнем кататься по "Бриллиантовой лиге". Конечно, после прошлогоднего чемпионата мира многим легкоатлетам восстановление дается достаточно тяжело. Например, у меня прошлый сезон получился очень сильным. Хочется верить, что и наступающее лето выйдет примерно таким же. Все-таки в зимней части мы никогда не делаем акцент на результат и какие-то победы. К этим стартам относимся больше как к тренировочным. Если полностью выложиться зимой, то сил и здоровья на полноценную летнюю часть может и не хватить.
– А мысли об Олимпиаде в Рио еще не начинают закрадываться?
– Нет. Если честно, я перед Играми-2012 в Лондоне вообще не загадывал – попаду в итоге в команду или нет. Конечно, у любого спортсмена всегда есть определенная цель, но я точно не думаю о ней круглые сутки. Надо просто идти вперед, не сворачивая с намеченного пути, – тогда в один прекрасный день тебе за все воздастся. А зацикливаться на мечте смысла нет.
Если уже сейчас думать только о Рио, можно все проиграть! Поэтому стараюсь не забивать себе голову подобными вещами.