Тренер олимпийского чемпиона Лондона – о впечатляющем старте сезона своего ученика
– Иван Ухов стал обладателем лучшего результата сезона в мире – 2,41 – после первого же старта в сезоне. В таких обстоятельствах принято спрашивать: не пугает ли вас столь резвое начало?
– А почему оно должно меня пугать? (Улыбается.) Хотя многие сейчас подходят и говорят: как же ты теперь результат весь сезон продержишь? Но если не прыгать высоко, то зачем вообще выходить в сектор? Ведь сейчас получилось же! Иван показал этот результат, значит, мы все делаем правильно.
На самом деле никто точно не знает, как подвести человека к мировому рекорду. Должно сложиться очень многое, в том числе, погода и хорошая компания. Такая, как собралась в Дохе. Там никто не хотел сдаваться. Ребята друг друга завели и таким образом подняли планку очень высоко. Скажу, что лично мы о результате даже и не думали – шла борьба исключительно за победу. Чемпионата мира в этом году не будет, и такие коммерческие старты как "Бриллиантовая лига" – практически единственная возможность для спортсменов с разных континентов встретиться и выяснить отношения в одном секторе. В Дохе Иван расслабился только взяв 2,39 – и тут же прыгнул 2,41.
– После этого у него были попытки на 2,43, но, как он сам признался, уже не хватило концентрации.
– К тому моменту у него за плечами уже было много прыжков. К тому же в процессе возникло достаточное количество мелочей, которые очень сильно нас дергали. Организация в некоторых моментах оставляла желать лучшего: то отсчет времени начинали без знака от судьи, то вызывали в сектор одних, а на табло показывали других. Не всегда было понятно, когда кто-то пропускал высоты. В какой-то момент из-за этого бардака едва не запутались. Но все хорошо, что хорошо кончается. Тем более, если вспомнить ту же пропавшую лондонскую майку, получается, что там, где возникают какие-то проблемы, Иван показывает высокий результат.
– У Ухова выходит целая серия азиатских турниров подряд: через день после Дохи он выступал в Токио. На следующей неделе стартует в Пекине. Чем обусловлено такое расписание?
– Раньше многие, скажем так, обижались, что я готовлю Ивана всего к паре стартов за сезон, как это было, к примеру, перед Олимпиадой в Лондоне. В этом году мы пробуем другой вариант – покататься по миру и посмотреть, как пойдет. Готовимся к 2016 году и Рио, хотя теперь и не совсем понятно, там ли пройдет Олимпиада. Смотрим, как лучше к этому старту подойти. Время на эксперименты пока есть.
– После стартов в Дохе и Токио с разницей в один день ваш ученик не сказал: тренер, а может все, хватит с меня этих перелетов?
– Наоборот. Иван рвется в бой и после Японии стал еще злее до работы.
– Его так подстегнуло поражение от Богдана Бондаренко?
– Ну а кто же любит проигрывать? Сами видите, результаты-то в этом сезоне все показывают очень приличные. Выступать в Токио Ухову, конечно, было очень тяжело. В Дохе после соревнований он даже поесть не успел – сразу отправился в Японию. К тому же его рейс задержали, и ему пришлось часа 4 просидеть в аэропорту. Так что Иван молодец, что выдержал и выступил достойно. Я считаю, старт в Токио тоже получился хорошим.
– Каковы дальнейшие соревновательные планы?
– После этапа Мирового вызова в Пекине будет этап "Бриллиантовой лиги" в Риме. С остальным пока точно не определились.
– Судя по началу, этот сезон в плане результатов и борьбы действительно получается на редкость многообещающим. Вам как тренеру это добавляет азарта?
– Еще как! Безумно рад, что наш вид поднимается на такой уровень. Раньше ничего подобного и не припомню. В мои годы можно было выиграть с результатом 2,30. А таких высот, которые берут в нашем секторе сейчас, я в чьем-то исполнении, считай, и не видел.
И конкуренция мне нравится. Если бы так прыгал один спортсмен – было бы неинтересно. Вот Болт бежит – и что? Он на голову всех быстрее и сильнее. Вот когда рядом с ним оказывается кто-то, способный составить конкуренцию, – другое дело. Люди приходят на соревнования именно ради борьбы. Хотя результат как таковой из виду мы, понятно, тоже не упускаем.
– Вас еще не раздражают разговоры о том, что в нынешнем сезоне высотникам вполне по силам всерьез замахнуться на "вечный" рекорд Хавьера Сотомайора?
– (Смеется.) Мы делаем свою работу – и все. На самом деле, если будет хорошая погода, хорошая компания и хороший сектор – все возможно. Я, во всяком случае, думаю, что у кого-то действительно может получиться.
– Про катарца Муртаза Баршима и его потенциал говорят давно. Помимо него есть еще Бондаренко и канадец Дерек Друин. Кого-то из этого круга претендентов можно назвать "чертиком из табакерки"?
– Нет, все шли к своему результату постепенно. Разве что Богдан (Бондаренко. – Прим. Е.К.) резко выстрелил в прошлом году. Но и в нынешнем сезон он молодец, уже подтвердил марку. Так что в целом никто не шокировал.
– Как вы с Уховым провели перерыв между окончанием зимнего сезона и началом летнего?
– Отдыха не было – Иван сразу же попросился на сбор, где тренировался с большим удовольствием. В Испанию попали в хорошую погоду и отлично там поработали.
– Ухов был зол из-за поражения от Баршима на чемпионате мира в Сопоте, где он проиграл по попыткам?
– Да нет, это же спорт. Причем тут злость? Просто ему хотелось еще попрыгать. Соперники они с Мартазом только в секторе. А вне его спокойно общаются.
– Выступавший в Дохе младший Баршим похож на брата?
– Он еще маленький. Как я понял, только начинает прыгать в высоту. Техника еще не поставлена: то так прыгнет, то эдак. Старший пока выглядит посильнее и поодареннее.
– Зимой, глядя на выступления Ухова, было ощущение, что он, в силу объективных причин, не допрыгал свое летом. Отсюда такая жажда соревнований и результата.
– Хочу сказать немножко о другом. Благодаря федерации у нас есть замечательная база в Новогорске, куда мы приезжаем, как домой. Там есть все – только работай! Раньше о таком можно было разве что мечтать. Залов не было, ездили в манеж через всю Москву, и в любой момент тебе могли сказать: извините, сейчас мы будет делать выставку собак. Им же нужно было как-то выживать. Иван к тому же и живет недалеко от базы. В Москву он не ездит и счастлив.
– Вы когда-нибудь ведете с ним психологически-мотивационные беседы?
– Нет. Какие-то отвлекающие от спорта темы, бывает, затрагиваем. А настрой? Как его можно настроить? Он сам по себе машина (улыбается).
– Но ведь и машина с возрастом меняется?
– Слава богу, пока нет.
– Как дела у другой вашей ученицы – чемпионки мира-2013 Светланы Школиной?
– В ближайшее время у нее будет старт в Юджине, который ей полагается сделать по контракту. Там, как и в Дохе у мужчин, собираются практически все сильнейшие: и Анна Чичерова, и Маша Кучина, и другие. Все, кроме Бланки Власич, начинают сезон там.
– Как в целом прошла подготовка Школиной к нынешнему лету?
– После прошлого сезона ей, конечно, пришлось тяжеловато. Летом 2013 года мы сделали максимум – не проиграли ни одного старта. И Света, честно говоря, сильно устала.
– Можно это сравнить с тем, что было с Уховым после победы в Лондоне-2012?
– Свете на самом деле тяжело выступать очень часто. Ее это выбивает. С Ваней все наоборот. Он может и сидеть на подготовке, и постоянно стартовать.