Сергей АСТАХОВ
из Дома футбола
– Сегодня сборные команды России по всем олимпийским видам спорта, зимним и летним – по 40 видам спорта – это около 3 тысяч человек, – подчеркнул Мутко. – Из них более 2 тысяч спортсменов – это международный пул тестирования. Надо прекратить разыгрывать пластинку с бесконечной дискредитацией наших спортсменов. 80 процентов из них на постоянной основе тестируются международными спортивными организациями. И Россия здесь ни при чем. Биатлон, лыжи, шорт-трек, гандбол, водное поло, десятки видов спорта – не мы их тестируем. Наша легкая атлетика – 47 дисциплин, из них речь идет о максимум трех-четырех, где атлеты были уличены в употреблении допинга. Например, ходьбе. Но никогда в истории российской легкой атлетики, там, где мы завоевываем медали в технических дисциплинах, не было проблем.
НЕ ПОНИМАЮ БЕСКОНЕЧНУЮ ИСТЕРИЮ
- Пусть наши коллеги в Америке посмотрят историю американской легкой атлетики. Мы никогда себе не позволим и не позволяли высказаться в их адрес. Система допинг-контроля в нашей стране была отлажена и налажена. Мне непонятно поведение ВАДА. Все страны мира платят взносы в бюджет этой независимой организации. И ей наконец-то надо взять на себя ответственность и не позволять давать комментарии отдельным субъектам.
Наша антидопинговая служба была создана при поддержке норвежской антидопинговой организации. Мы не имели никогда такого контракта, который нас сейчас заставляют подписать с британской стороной. За деньги они нас должны научить работать. Никто не говорит, что нет проблем. Но если вы и все люди в мире возьмут не заявления каких-то личностей, а прочитают с карандашом доклад, то поймут, о чем идет речь. Нет там ни одного факта коррупции в системе РУСАДА. Более того, ИААФ во второй части доклада обвинена в системной коррупции на уровне руководителя. И что дальше? А выводов никаких.
Наша федерация не обвинена в коррупции! Мы взяли на себя ответственность – провели конференцию, избрали новое руководство, новый президиум. Создали список атлетов, которые потенциально могут поехать в Рио. Мы отдали их в руки международных антидопинговых служб, они до Олимпиады должны не менее трех раз пройти допинг-контроль. Что мы еще должны сделать? Я не понимаю и бесконечную истерию. Конечно, у всех разные цели. У одних – нанести политический урон имиджу России, у других – убрать конкурента.
НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ
- Российский спорт сегодня является одним из лидеров, он соответствует всем требованиям. Совет Европы в 2014 году проводил мониторинг, который показал, что наша страна полностью соответствует всем стандартам. Не знаю, что мы еще должны сделать. Лаборатория и РУСАДА уже стоят два месяца, мы платим их сотрудникам зарплату. Там лаборантов человек 50. Скажите, что сделать, – но в ВАДА молчат. Хотите, можем вашего директора поставить? Давайте на каждую систему контроля поставим экспертов с Запада? Мы готовы на все. У нас была одна из лучших систем допинг-контроля, мы брали 15 тысяч допинг-проб, у нас у 15 процентов паспорта крови. У нас нет спортсменов, которые приехали, выстрелили, и сразу стали олимпийскими чемпионами. Все эти чемпионы выращены за 6 - 7 лет.
Никого не хочу обвинять, но знаю десятки стран и их спортсменов, которые готовятся к Играм в Рио и не участвовали в этом году ни в одних соревнованиях. Приедут на Олимпиаду и выиграют золотые медали. На это никто не обращает внимания. Хочу сказать и о так называемых терапевтических разрешениях, которые получают многие спортсмены. Сравните, сколько таких разрешений выдано в нашей сборной – это единицы, а в других странах таких по 30 - 40 процентов. Больные люди приезжают выступать. Когда мы поднимаем эту тему, нам говорят: "Докажите за свои деньги, что они получают преимущество". Не должно быть двойных стандартов.
НЕ МОЖЕМ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ОГУЛЬНОЙ КРИТИКИ
- Вчера была встреча с президентом ФИНА. Надеюсь, он сам сделает заявление в ближайшее время. Говорю ему, мол, почему вы молчите? Все находятся под прессом политического давления мировой прессы. Мы провели чемпионат мира по водным видам спорта. Нас попросили взять трех экспертов в лабораторию – мы открыли им доступ. Все пробы российских спортсменов мы отвозили в Барселону. Как мы еще должны что-то кому-то доказать? Страна сегодня вкладывает огромные ресурсы в развитие спорта, и успех нашей сборной заключается в трудолюбии, селекции, в работе системы отбора. Хотя допинг – да, проблема.
Вот тяжелоатлет Алексей Ловчев поехал пробу "Б" вскрывать. Мы не собираемся его обвинять сейчас. Провели долгое разбирательство, понимаем, откуда это все. То, что мы не умеем выдавать и оформлять терапевтическое разрешение – это факт. Но это говорит об обратном, что мы этим не пользуемся. Чтобы получить астматика, надо чтобы папа, мама, дедушка, бабушка были астматиками. А в Швейцарии это можно оформить за несколько дней – подал заявление, сдал анализ. Системы разные в стране.
ИААФ обвинили в коррупции, возбудили уголовное дело против президента. Это значит все нормально, они спокойно справятся, они молодцы. У нас обвинения построены на базе слов Степановой. И задают вопрос: "Почему вы не благодарите Степанову за работу?". Я бы ее трижды поблагодарил, если бы она, будучи спортсменкой, до отстранения со своим мужем не покрывала эту систему. А когда ты в ранге дисквалифицированной обижена и начинаешь обвинять всех подряд – это неправильно.
У нас новый президиум федерации, президент. У нас работает комиссия, взяли все эти 30 - 40 дел, которые упомянуты в докладе, спокойно и последовательно рассматриваем. Но если там нет фактов, как мы можем отстранить человека? Называется фамилия тренера, ему звонили из РУСАДА и говорили: "В вашу группу приедет допинг-комиссия", и он брал на себя обязанность проинформировать своих спортсменов. Троим сказал, а четвертого не нашел. Офицер приехал, трое сдали тест, а четвертый – нет. В докладе пишется, что он предупредил их. Но ведь это не дело тренера. А это один из тренеров группы, которая претендует на золотые медали. Давайте уберем тренера, уберем девочек из пятерки из-за какой-то огульной критики. Мы не можем себе такого позволить.
ДАВАЙТЕ ВСЕХ ПРОВЕРИМ
- Сейчас работает адвокатская группа, генеральная прокуратура рассматривает этот доклад, и в ближайшее время сделает выводы. Если там есть какие-то факты, мы готовы на все, вплоть до возбуждения уголовного дела. Никто не собирается никого покрывать. Сегодня же огульно призывают запретить русским участвовать в соревнованиях. Это не у нас олимпийские чемпионы на 100 метров отстраняются, это не ВАДА и не USADA возбудила это дело. Но почему там комиссий никто не создавал? Если вы возьмете список отобранных медалей на Олимпийских играх, то совсем не мы там на первом месте стоим. Можно поднять чемпионат мира 2005 года в Хельсинки и проверить только русских спортсменов. Можно даже что-то там найти, но где объективность? Давайте всех проверим.
Мы готовы на добросовестной основе пройти все это, но это не значит, что мы со всем согласны. В год мы берем по 15 тысяч проб, дисквалифицируем по 180 человек. Это процент на уровне международных лидеров. Нам скрывать нечего, нам не нужны нечестные победы. Но люди все равно сомневаются. Недавно прочитал, что даже наш бывший тренер по биатлону говорил, что у русских проблемы. Какие проблемы?
Биатлонная команда после каждого старта сдает пробы, они постоянно переезжают с этапа на этап по разным странам, они там под таким контролем, что мама не горюй. Если там кто-то попадается, то наша реакция мгновенная. Мы и сделать ничего не сможем, вынуждены принимать решение дисквалифицировать и наказывать спортсмена. В этом плане Россия проделала колоссальную работу, мы никогда не закрывали границы. Любой допинг-офицер любой страны может приехать и забрать пробу у любого спортсмена. В чем мы закрытость проявляем? Бесконечные лекции, которые нам читают через прессу, начинают надоедать.
Вчера прочитал заявление президента британской антидопинговой службы. Он же брал допинг-пробы в Лондоне, как же он их все пропустил, если спустя время их перепроверяют и выявляют допинг? Та же Юля Зарипова получила на Олимпиаде золотую медаль, и ее признали. Спустя некоторое время другая лаборатория забирает пробу и что-то находит. Как это понимать?
АМЕРИКАНЦАМ НАДОЕЛО, ЧТО ИХ ПОДЖИМАЮТ ПО МЕДАЛЯМ
- В отчете WADA хуже нас показатели еще у более 50 стран мира. Что-то о них никто не пишет. Хочу, чтобы вы понимали, что нам необходимо на все это реагировать. Бесконечно много вещей выбрасываются в прессу – все это рассчитано на простых обывателей, это делается, чтобы принизить уровень выступления команды, создать некий образ. Уже идет атака на Рио. Могу сказать, что наша сборная готовится к Олимпиаде-2016 со всей серьезностью. Волейболисты вырвали две путевки, значит, будут на что-то претендовать. А давайте и на них тень бросим?
Гандболистов мы почти списали, а они бьются – у девочек есть еще шансы, у ребят теоретические только. Женская сборная по регби сидит сейчас в Новогорске, мечтают попасть в Рио. Водное поло – девчонки поедут на квалификационный отбор. Плавание – по результатам отбираются, Морозов сидит в Америке, Гречин – в Швейцарии. Они постоянно там контролируются, никто их не прячет.
Легкая атлетика – список дали всех на переучет. 80 процентов времени вся сборная находится под контролем не российских антиподопинговых служб, а мировых. И все время Россию обвиняют. Если бы это было так, то мы бы закрыли сборную и ее никто не видел бы. Как делают десятки стран. Десятки олимпийских чемпионов, которых вы никогда нигде не видели – вот здесь надо задуматься. А наши спортсмены все открыты, мы их отдали в мир. Не я за них отвечаю, не Россия.
Давайте еще усиливать контроль, я готов. Сборная России под тотальным мировым контролем, что еще здесь можно сделать? Сейчас американцы предложили международной федерации плавания, что не один спортсмен, который поедет в Рио, не должен ехать без паспорта крови. А его может создать только одна организация – американская USADA. Никто в мире не может создать, только они. Хорошо, что у главы организации хватает сил отбивать эти нападки. Американцам надоело, что их поджимают по медалям – китайцы, британцы, австралийцы. Вы видели, какой результат у США был в Казани? Значит, надо на это повлиять, посмотреть, покопаться в крови всех спортсменов.
ОТСТРАНЕННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ ДАЛИ В ШТАТАХ ЛАБОРАТОРИИ
- Парадокс, но директор лаборатории Родченко и его заместитель Соболевский сейчас получили в Америке лаборатории. Мы их отстранили по просьбе ВАДА, а они уехали в Штаты, им дали квартиры, машины, лаборатории. А я вот сейчас вынужден искать директора лаборатории – это непросто, он должен быть ученым и администратором. Если вы хотите, то мы можем еще раз показать лабораторию. Посмотрите, что там невозможны махинации. Приезжает допинг-офицер, проба номерная, берет в окошечке и расписывается. Проба разливается – один на одну часть тестируется, второй – на вторую и далее. Все автоматизировано. Разве что в нахальную переписать пробу, но это не я контролирую, это в ведомстве ВАДА. У них десятки систем следят за этим, у государства такого нет.
В 2014 году нам прислали список из 15 человек. Я его посмотрел – 2009-й, 2010-й. Думаю, где же они были? Мы ведь этот список сами в ВАДА направили, я сам этих 15 человек дисквалифицировал – Каниськину, Борчина... Россия способна с этой ситуацией справляться. Хочется, чтобы была объективность, но мы еще долгие годы этого не увидим.
Вся философия мирового спорта, допинга и кодекса WADA – защита добросовестных спортсменов. Об этом давно забыто, люди, которые избраны во главу международных организаций, они должны понимать, что главная цель – защитить добросовестных спортсменов. Тех, чья вина доказана, надо отстранять. Российскому спорту скрывать нечего.
Российская сборная поедет в Рио составом, наверное, в 400 - 420 человек. Три года назад был опубликован расширенный список сборной, сейчас он сужается. Мы считаем, что в России нормальная система допинг-контроля, основные спортсмены добросовестные и чистые, и мы их должны защищать, а тех, кто будет уличен, – будем наказывать. Но тогда, когда их вину докажут на деле, а не голословно.