АВТОСПОРТ
Болельщики не слишком любят гонщиков, которые не дают воли чувствам. Но французскому пилоту "Шевроле" есть чем утешиться: за последние четыре года он выиграл три чемпионских титула.
Даже те, кто не пропускают ни одной гонки WTCC, чемпионата мира по гонкам на легковых автомобилях, редко видят Ивана Мюллера впадающим в крайности. Это не значит, что француз бесстрастен, как робот. Он, как и все, радуется победам и расстраивается из-за поражений. Просто его эмоции никогда не достигают пиковых значений. К примеру, несколько лет назад в Макао Мюллер был в полушаге от чемпионского титула (первого и для него, и для марки "Сеат"), но за пару кругов до финиша его выбила из борьбы пустяковая поломка. В таких случаях и заплакать не грех, а уж пнуть машину с досады - тем более. Однако француз удержал себя в руках без видимых усилий.
Несколько недель назад в том же Макао Мюллер стал трехкратным чемпионом мира. Его сопернику и партнеру по команде британцу Роберту Хаффу не помогли даже победы в обеих гонках уик-энда. Когда они с Мюллером после финиша выбрались из своих "Шевроле", казалось, что Хафф неправильно посчитал очки - он подпрыгивал и размахивал руками так, словно завоевал титул. А тем временем настоящий чемпион вел себя гораздо скромнее...
Может, дело в возрасте и обилии всевозможных достижений? За спиной у Мюллера, которому недавно исполнилось 42, соревнования в разных "формулах", сильные кузовные чемпионаты, ледовые гонки, два "Ле-Мана" и даже два "Дакара". Он был чемпионом Британии, выигрывал в Австралии, а победителем ледового турнира "Андрос Трофи" становился десять раз подряд. Наверное, непросто после всего этого разбрызгивать призовое шампанское с тем же восторгом, что и в первый раз.
"Сейчас гонки для меня - это в первую очередь работа, - говорит Мюллер. - Я рад, что занимаюсь именно этим и нередко получаю от процесса определенное удовольствие. Но когда утром еду на трассу, то еду именно работать, а не веселиться или хорошо проводить время с приятными людьми". С похожим настроем француз отвечает и на логичные в его возрасте вопросы о планах на будущее: "Я с десяти лет вожу гоночные машины, делаю это неплохо и ничего больше делать не умею. Мне что теперь - в сорок лет на повара переучиваться?"
Рациональным складом ума Мюллер отличался задолго до того, как трижды выиграл чемпионат WTCC. Именно умение здраво оценить ситуацию привело его в гонки на легковых автомобилях. Ведь абсолютное большинство молодых пилотов строят свою карьеру в формулических турнирах, за участие в которых надо платить собственные или спонсорские деньги. Так до поры поступал и сам Мюллер, дойдя до "Формулы-3000", тогда - главного "предбанника" "Формулы-1". Казалось, еще один - и ты в "королевских гонках". К счастью, Иван трезво все взвесил и понял: его шансы найти богатого спонсора слишком малы. В лихорадочной погоне за журавлем, скорее всего, и денег найти не удастся, и на выступлениях толком сконцентрироваться. И Мюллер выбрал синицу, роль которой сыграла французская команда Oreca. Она предложила Ивану не только машину для участия в национальном кузовном чемпионате, но и первую в его гоночной карьере зарплату.
Может, поначалу привычка крепко держаться за синицу и подводила Мюллера. За 12 сезонов во французском, британском, немецком и итальянском кузовных чемпионатах он завоевал только один титул (в Британии в 2003-м) и как-то слишком часто (4 раза за 5 лет) оставался вторым. С возрастом люди обычно становятся осторожнее. А Мюллер, похоже, наоборот, лишь после тридцати пяти нащупал идеальный баланс между агрессивностью и умением остановиться на достигнутом. Это принесло ему два титула чемпиона мира - в 2008 и 2010 годах. Причем оба раза он опережал итальянца Габриэле Тарквини, который обычно ехал очень быстро, но терял много очков из-за пустяковых инцидентов.
Каждого успешного гонщика рано или поздно просят дать умный совет начинающим. Мюллеру такой вопрос задавали раз сто, и каждый раз ответ был одинаковым: "Не теряйте связи с реальностью, не улетайте в облака. Если даже вы выиграли пару-тройку турниров, не думайте, что стали новым Сенной, который будет обгонять всех играючи".
Хаффу было бы полезно прислушаться к этим словам наряду с новичками. В начале этого сезона он выигрывал гонку за гонкой, но лишь до тех пор, пока Мюллер не мог привыкнуть к новому формату квалификации. "В некоторые моменты Хафф был невероятно быстр, - вспоминает чемпион. - Казалось, его уже не догнать. Да он и сам поверил, что никто не сможет испортить ему сезон".
Рано поверил! В воскресенье, на последней гонке в Макао, хорошо (пусть и не слишком громко) смеялся Мюллер. Хаффу же оставалось делать улыбчивую мину при проигранном титуле.
Кирилл КАЧНОВ