АВТОСПОРТ
Чем обернется возвращение "Тойоты" на трассу "24 часов Ле Мана", которое состоится в будущем году? Ранее японский автомобильный концерн уже дважды обламывал зубы об эту легендарную гонку.
Среди гонщиков и гоночных команд есть заслуженные умельцы останавливаться в шаге от победы. Из легендарных личностей можно вспомнить британца Стирлинга Мосса - четырехкратного вице-чемпиона "Формулы-1". Из действующих пилотов - чеха Яна Копецкого, недавно в третий раз подряд закончившего раллийный турнир IRC на втором месте. Если же говорить о командах, то сразу вспоминаются "Тойота" и "24 часа Ле Мана".
Японская марка дважды приходила в гонки спортпрототипов и оба раза останавливалась в шаге от победы: и в 1992, и в 1999 годах лучшая из "Тойот" финишировала второй. В сезоне-2012 крупнейший автопроизводитель мира предпримет третью попытку. И за последние недели эта новость успела обрасти всевозможными подробностями.
Среди заводских команд в последнее время появилась мода объявлять о приходе в гонки загодя, чтобы потом один-два сезона тестироваться или выезжать на соревнования эпизодически. Казалось бы, "Тойота" стала очередной жертвой этой моды. Точные планы пока не обнародованы, но эксперты предполагают, что японский спортпрототип не появится на старте раньше мая. Напомним, что в следующем году после долгого перерыва вновь пройдет чемпионат мира по гонкам на выносливость. Гонка "6 часов Спа", запланированная на начало мая, станет уже вторым этапом турнира.
Нет ясности и с количеством автомобилей. Одни источники утверждают, что первый прототип сможет выехать на тесты еще до Нового года, а, значит, к лету могут быть готовы и две, и три машины. Другие говорят, что даже в "24 часах Ле Мана" (середина июня) примет участие всего одна "Тойота". Причиной всех этих неясностей стало недавнее землетрясение в Японии. Из-за него запущенная еще в 2010 году программа была на некоторое время приостановлена.
Вариант с лишь одной "Тойотой" на Ле-Мане-2012 косвенно подтверждает ситуация с гонщиками. Пока объявлено о заключении контрактов с тремя пилотами - их хватит как раз на один экипаж. Казуки Накаджима давно и прочно связан с японской маркой. Она привела его в "Формулу-1" (за рулем болида "Уильямс" с мотором "Тойота" японец отъездил два сезона и заработал 9 очков) и после ухода "из королевских гонок" не бросила. В этом году Накаджима участвовал на прототипе Lexus SC430 в японском чемпионате Super GT.
Самым титулованным из пилотов "Тойоты", безусловно, является Алекс Вурц, которого японцы сманили из заводской команды "Пежо". На счету австрийца две победы в Ле Мане. Третий гонщик - француз Николя Лапьер - несколько лет выступает на прототипах и в этом году выиграл "12 часов Себринга". За руль "Тойоты" он попал в рамках ее партнерства с французской командой ORECA, цвета которой Лапьер защищает не один сезон.
Две предыдущихепопытки выиграть в Ле Мане "Тойота" предпринимала своими силами. В первый раз – силами "придворной" японской команды TOM`S, во второй - Toyota Motorsport (ранее - Toyota Team Europe), гоночного подразделения, базирующегося в Кельне и в разное время занимавшегося самыми разными видами автоспорта - от ралли до "Формулы-1". На этот раз строить машины снова будет Toyota Motorsport. Но "оперативную поддержку" ей будут оказывать два десятка инженеров ORECA, имеющей огромный опыт выступлений – как в гонках прототипов вообще, так и в Ле Мане в частности. Важность этой поддержки трудно переоценить, особенно если говорить о тактике гонок и настройке автомобиля под конкретные трассы. Не исключено, что именно специфических "лемановских" знаний не хватило "Тойоте" в 1992-м и 1999-м.
Впрочем, помощь ORECA сработает лишь в том случае, если японский прототип будет в состоянии ехать в темпе, близком к темпу главных героев Ле Мана последних лет - турбодизельных болидов "Ауди" и "Пежо". Несмотря на все попытки "придушить" поправками к техрегламенту дизельные моторы, тягаться с ними автомобили с бензиновыми двигателями пока не могут. А ведь "Тойота" построила свою новую машину именно вокруг бензинового движка...
Кирилл КАЧНОВ