Итоги сезона: Сергей Афанасьев в чемпионате Auto GP

Telegram Дзен

За рулем машины, которую он называл то "Лолитой", то "коровой", россиянин Cергей Афанасьев вполне мог стать чемпионом. Но на стороне его противников в середине сезона неожиданно заиграли... сотрудники британского посольства в России.

Пилот, запертый в трейлере или туалете и опаздывающий к старту заезда, - типичный сюжет для гоночной байки, в которой, как правило, все заканчивается хорошо. На практике такая ситуация выглядит иначе. Участники чемпионата Auto GP вовсю тренируются на трассе в Донингтоне - а документы Сергея Афанасьева все еще придирчиво проверяются британским посольством в Москве. Визу москвич получает только в понедельник, когда призеры уже отмылись от пролитого на подиуме шампанского, а команды упаковали почти все оборудование. На финише сезона Афанасьев займет в общем зачете 3-е место, отстав от победителя на 17 очков. Которые он вполне мог набрать на британском этапе. Тем более что гонка в Донингтоне проходила под дождем, а Сергей на мокром асфальте чувствует себя очень уверенно.

Эта осечка была самой крупной, но далеко не единственной за сезон. На примере Афанасьева легко понять, как много элементов "мозаики" надо собрать талантливому гонщику, чтобы стать чемпионом. Накануне одной из гонок Сергей подхватил глазную инфекцию, которая полностью вылечивается за 10 дней - и в отдельные моменты гоночного уик-энда мог видеть только одним глазом. На другом этапе сам допустил ошибку. На третьем команда не разобралась сразу с настройками, и ее автомобили на прямой были на 12 км/ч медленнее соперников...

Вообще-то DAMS - отнюдь не последнее имя в европейском автоспорте. На счету французской команды - победа в прошлогоднем чемпионате Grand Prix 2 (последняя карьерная ступень перед "Формулой-1") и опыт участия в десятке других турниров, вплоть до легендарной гонки "24 часа Ле-Мана". Рядовой болельщик может подумать, что в таком коллективе гонщику не на что жаловаться. Афанасьев же на собственном опыте узнал, как достоинства команды могут обернуться недостатками. Присутствие одновременно в нескольких чемпионатах привели к частым перетасовкам инженеров и механиков, а высокий авторитет - к высокому спросу на места в команде. В результате DAMS выставила в Auto GP сразу трех гонщиков, и квалифицированного персонала на них хватало далеко не всегда.

- Сработаться с командой в таких условиях сложно, - сетует Афанасьев. - Вдобавок одним из пилотов в первой половине сезона был Адриан Тамбе. Он - француз, и все в команде непроизвольно начало вращаться вокруг него. Мне даже любовь к Франции и владение французским языком поначалу не особо помогали. Летом же у Адриана возникли какие-то трения с командой, он ушел - и все наладилось. Я стал плотнее работать с инженерами, механики стали веселее шевелиться - например, тщательнее тренировать пит-стопы. Первое место в Ошерслебене я удержал во много благодаря механикам. Они быстро поменяли покрышки, что позволило мне не рисковать зря при въезде на пит-лейн и выезде обратно на трассу.

Этап в немецком Ошерслебене россиянину удался "от и до". От сопутствующих условий - недолгого авиаперелета и прекрасных немецких дорог, по которым можно быстро ехать даже на малолитражке - до результатов. От "трудового" второго места в проходившей под дождем второй гонке (ее Афанасьев начал с восьмой позиции как победитель предыдущего заезда) до уверенной победы в первой, где соперники сделали часть работы за Сергея. Ключевая точка этой трассы - очень узкий первый поворот. Здесь на старте гонки кого-то обязательно вытолкают с трассы. Стартовав со второй позиции, Афанасьев предпочел остаться на внешнем радиусе. А обладатель поул-позишн, занявший более выгодный внутренний радиус, сразу же был выбит - и это вывело россиянина в лидеры. Впрочем, по ходу заезда даже гонщику, лидирующему с приличным отрывом, автомобиль Auto GP не дает расслабиться.

- Когда я ездил на "Формуле-2", резина могла "поплыть" разве что за круг-два до финиша. Даже если ехать очень агрессивно, - сравнивает Афанасьев. - В Auto GP думать о покрышках и контролировать их состояние надо всегда. Испортить шины можно буквально за два-три круга. Вообще автомобиль этот очень своеобразный. Редко можно встретить формулу, которую "несет", но это именно такая, за счет достаточно большого веса. Чувствуешь себя неуютно в связках, где за правым поворотом следует левый, а потом снова правый. На входе скользят передние колеса, на выходе – задние, и в сумме получается такой "коровий" характер... При этом двигатель у машины весьма мощный, и с этой мощностью поначалу непросто совладать. Этот автомобиль вообще непросто пилотировать. Скорее, с ним надо играть. Рисковать в поворотах, рано открывая газ. Ловить "зацеп", который может быстро приходить и уходить по мере изменения температуры покрытия. Не зря я на первых тестах назвал эту машину "Лолитой". Она такая и есть - игривая, будоражащая, не дающая себя обуздать.

Кирилл КАЧНОВ