ГОНКИ НА АСФАЛЬТЕ
Узкие кочковатые трассы, ленивые гонщики, судьи себе на уме... Был ли смысл Дмитрию Сурановичу нынешней зимой ехать за всем этим в Новую Зеландию?
- У них какой-то культ тарзанок. В каждом городе обязательно есть одна или несколько точек для прыжков, - вспоминает Дмитрий Суранович, который на протяжении нескольких зимних недель участвовал в новозеландском чемпионате Toyota Racing Series и проехал за это время чуть ли не всю страну с юга на север. - Это мне запомнилось больше всего. Больше, чем овцы или красоты природы. К примеру, в Окленде нет подходящего моста или обрыва, откуда можно было бы прыгать. Так они не поленились специальную башню построить, лишь бы у народа была возможность сигануть на резинке вниз головой…
Уезжать зимой на другой край Земли, чтобы поддержать форму, - достаточно распространенная практика. Пока английские или немецкие трассы засыпает снегом, в Австралии и Новой Зеландии ничто не мешает гоняться и получать необходимый "накат". Европейские пилоты начали поступать так лет 50 назад - тогда, кстати, в Южное полушарие не считали зазорным отправиться даже лидеры "Формулы-1". Поэтому неудивительно, что Суранович оказался далеко не единственным "легионером" в новозеландском чемпионате. Среди приехавших "погостить" был даже один из пилотов серии GP2. С учетом огромной разницы между участвующими в ней болидами и автомобилями Toyota Racing Series (у первых по сравнению со вторыми и моторы гораздо мощнее, и аэродинамика просто космическая) это только лишний раз демонстрирует, насколько важен накат для стремящегося к достойным результатам гонщика.
С одной стороны, Новую Зеландию, чьи уроженцы Дэни Хьюм и Скотт Диксон становились чемпионами "Формулы-1" и "Мировой серии Indycar" соответственно, трудно назвать автоспортивной провинцией. С другой, география все-таки сказывается: на фоне европейских трасс местные выглядят непривычно. Они узкие, с множеством переходящих один в другой поворотов и коротенькими прямыми. Обгонять здесь непросто. Впрочем, готовый учиться спортсмен и эту ситуацию обратит себе во благо – постарается воспитать в себе привычку выжимать максимум из каждой ситуации. Не пасовать в квалификации (ее результаты здесь очень важны) и не тратить первые круги гонки на раскачку. Если ты планируешь обгонять соперников, то делать это надо сразу - пока не выросли отрывы и пелотон не растянулся.
- Еще одна особенность местных трасс - множество кочек, - делится впечатлениями Суранович. - В один из уик-эндов сложилась странная ситуация: в одном повороте я стабильно проигрывал товарищу по команде "из местных", но при этом стабильно выигрывал у него во всех остальных. Виноваты во всем были как раз кочки. Они делали геометрически правильную траекторию невыгодной. Когда я внимательно просмотрел видеозапись с борта своей машины и проложил новую траекторию, сантиметрах в 20 от прежней, то и в этом повороте перестал терять время. Также из-за кочек нередко приходилось нажимать одновременно газ и тормоз, чего европейские гонщики обычно не делают. Здесь это помогает, догрузив передние колеса, уменьшить рыскание на неровностях, стабилизировать машину в повороте...
Главные действующие лица турнира – новозеландские пилоты. Для них это не какая-то тренировка перед основными стартами, а самоценные соревнования. Проявив себя здесь, можно добыть бюджет для продолжения карьеры в соседней Австралии, а то и вовсе в Америке. Поэтому команды делают основную ставку именно на "своих". С другой стороны, ориентация на США имеет и свои минусы. Американские формулы имеют примитивную аэродинамику и простенькую телеметрию, и из-за этого новозеландские гонщики не особо рвутся анализировать данные, собранные по ходу заезда. По сравнению с европейцами они проводят очень мало времени с инженерами.
- Я привык детально обсуждать свою телеметрию чуть ли не после каждого заезда, - удивляется Суранович. - А здесь в порядке вещей вылезти из машины и сказать инженеру: "Мне надо идти, давайте-ка перенесем разбор телеметрии на завтра". Инженеры тоже в долгу не остаются. Если они видят, что гонщик смотрит на их работу сквозь пальцы, то скажут ему: "Прибавь-ка вот в этом повороте" А за счет чего именно прибавить, почему сейчас не получается пройти поворот достаточно быстро - в эти детали вникать не будут. Есть также пилоты, для которых эта серия – потолок. Они явно не пойдут дальше и предпочитают, пока есть возможность, просто ловить кайф от происходящего. Стоять у машины с гордым видом, позировать фотографам и так далее…
Готовность к неожиданностям и умение быстро сориентироваться в нестандартной ситуации – одно из важнейших качеств гонщика. И порой новозеландский турнир давал возможность проверить себя в этом плане. К примеру, автомобили проезжают прогревочный круг, занимают свои места на стартовой решетке - и когда до начала гонки остаются считанные секунды, один из них глохнет. Судьи дают старт, но уже через несколько мгновений зажигают на светофоре комбинацию огней, сигнализирующую об остановке гонки. Стоявшие в первых рядах пилоты, уже миновавшие стартовый светофор, мчат по трассе как ни в чем не бывало, а остальные - сбрасывают ход в соответствии с правилами, и как выяснилось, сбрасывают напрасно. Оказалось, что гонку никто не останавливал - просто судьи зажгли не те огни. И за счет их ошибки группа машин резко оторвалась от всех остальных.
В целом новозеландское путешествие призвано облегчить Сурановичу переход от "Формулы-Абарт", где он выступал в предыдущем сезоне, к существенно отличающемуся по характеристикам болиду категории GP3. Россиянин уже опробовал новый автомобиль на тестах в португальском Эшториле. И сразу смог сосредоточиться на адаптации к машине, не тратя времени на выход из зимней "спячки".
- Этот автомобиль быстрее, прижимная сила у него больше, поэтому вырастают и нагрузки, особенно в быстрых поворотах, - делится своими впечатлениями Суранович. - Это чувствуешь руками и шеей, особенно в последнем повороте трассы. На выходе из него скорость переваливает за 200 км/ч. Впрочем, это не помешало нам выполнить необходимую тестовую программу. Если в первый день я просто привыкал к машине, то во второй мы уже экспериментировали с настройками подвески и аэродинамических элементов. Даже провели своеобразную симуляцию гоночного уик-энда, поочередно воспроизводя все его составляющие - от тренировок до собственно гонки...
На свой первый старт за рулем болида GP3 Суранович выйдет 13 мая в Барселоне. Он будет защищать цвета команды Manor Motorsport. Кстати, британский коллектив связан партнерскими отношениями с выступающей в "Формуле-1" командой Marussia. Поэтому в официальных документах будет фигурировать название Marussia Manor. А у гонщиков команды появится неплохая возможность засветиться перед теми, от кого напрямую зависит будущее трудоустройство в королевстве "Ф-1".
Кирилл КАЧНОВ