ТЮНИНГ
"СЭ Мотор" начинает еще один новый цикл публикаций - о тюнинге серийных автомобилей. Открывает рубрику модель BMW 1 M. Немцы из ателье Tuningwerk сделали ее в полтора раза мощнее и вдвое дороже – и все равно считают свое "произведение" лишь полуфабрикатом.
Современный немецкий тюнинг в массе своей не назовешь экстремальным. Для повышения мощности двигателя используется самый простой путь - замена программы управления, как правило, не сильно увеличивающая поголовье лошадей под капотом. Новые бамперы с первого взгляда не всегда можно отличить от стандартных. А список всевозможных аксессуаров для интерьера в буклетах тюнинг-ателье может быть в несколько раз меньше, чем в заводском каталоге. Тем ярче на этом фоне выглядят бескомпромиссные проекты, при создании которых никто не пытался выдать дешевое за великое или решить поставленные задачи малой кровью. BMW 1 M Coupe от ателье Tuningwerk - как раз из таких. По ходу доработок цена машины выросла больше чем вдвое, и достигла 119 000 евро. А ведь речь идет вроде бы о самой дешевой и демократичной модели баварской марки!
Среднестатистический тюнер сильно завидует инженеру, который строит гоночный автомобиль. Ведь инженеру не надо думать о приземленных вещах вроде востребованности и окупаемости тех или иных решений. Его цель проста: сделать автомобиль быстрым, причем на решение этой задачи заказчик выделяет приличный бюджет. Но у конструкторов гоночной техники всегда есть повод для встречной зависти. Они связаны по рукам и ногам техническим регламентом, состоящим из сотен ограничений и запретов, Тюнеры же творят что хотят.
К примеру, даже у сверхдорогих болидов DTM, которые не являются даже дальними родственниками тех серийных моделей, за которые себя выдают, мощность двигателя не превышает 500 л.с. А доработанный в Tuningwerk мотор баварской "копейки" выдает 521 л.с. - на 180 больше, чем не тронутый тюнингом стандартный движок. И хотя речь идет о турбомоторе, на котором даже новая программа управления может (за счет повышения давления наддува) обеспечить весомую прибавку, здесь не обошлось без капитальной перестройки системы турбонаддува. Перевалить рубеж в полтысячи лошадей помогли более производительные турбины и более эффективный интеркулер. А уверенность в том, что мотор не заклинит при попытке разогнаться до 300 км/ч (у стандартной BMW 1 M максимальная скорость на 50 км/ч ниже), обеспечивают кованые поршни и шатуны. По последней тюнинг-моде стандартные элементы выхлопной системы заменены на детали из титанового сплава. Они не только позволяют мотору легче дышать, но и помогают сбросить вес.
Если поставлена цель облегчить автомобиль - не обойтись без карбона. И специалисты Tuningwerk не стали игнорировать очевидное. Из углепластика сделаны капот, крышка багажника и корпуса чрезвычайно популярных среди тюнеров, но недешевых сидений Pole Postition знаменитой итальянской марки Recaro.
Быстрая езда - вещь вроде бы несложная. Всего-то надо резко разогнаться, точно затормозить и пройти поворот по идеальной траектории. Сказать легко, а воплотить эту простую формулу на практике получается далеко не всегда. Даже за рулем BMW 1 M, которую тщательно настраивали инженеры немецкого концерна. Ателье Tuningwerk приложило все усилия, чтобы на каждом из этапов ее клиент чувствовал себя чуть увереннее. Чтобы улучшить разгонную динамику, главную пару заменили на более короткую. Более эффективно замедляться позволяют тормоза производства итальянской компании Mov’it с дисками диаметром 370 мм. А крепче держаться за дорогу в поворотах позволяет регулируемая подвеска марки H&R, дополненная более жесткими - и при этом облегченными - стабилизаторами.
Забавно, что потратив на доработки пару месяцев и увеличив цену автомобиля вдвое, сотрудники Tuningwerk продолжают называть машину (эту конкретную, а не BMW 1 M в целом) "неплохой заготовкой для тюнинга"! Мол, хороши тормоза, но ведь в ассортименте той же марки Mov’it можно найти и керамические диски диаметром 380 мм, которые будут останавливать машину не хуже бетонной стены. Можно пойти дальше и по пути облегчения: к примеру, изготовить карбоновые двери, а дверные стекла заменить на листы прозрачного пластика. Но эти идеи уже не нашли понимания у клиента, для которого строился автомобиль. То ли доза экстремальности показалась заказчику великоватой, то ли у него просто стали кончаться деньги. А недостаток финансов - одна из традиционных причин, по которым клиенты тюнинг-ателье теряют интерес к радикальным решениям и начинают видеть красоту в заводских аксессуарах и мало отличающихся от стандартных бамперах.
Кирилл КАЧНОВ