Гонки на асфальте
BMW в воскресенье наследила везде где могла: выиграла гонку и в DTM, куда неделю назад пришла, и в WTCC, откуда больше года назад ушла.
Одна из характерных черт чемпионата DTM - непривычная реклама на бортах автомобилей. Конечно, и здесь автопроизводители не против вернуть хотя бы часть вложенных денег с помощью спонсоров: поэтому, к примеру, "Ауди" двукратного чемпиона Маттиаса Экстрема раскрашен в цвета марки "Ред Булл", а на борту BMW бразильца Аугушто Фарфуша красуются логотипы масляного бренда "Кастрол". Но нередко немецкие концерны используют машины DTM для раскрутки собственных проектов: курсов экстремального вождения, систем продажи подержанных автомобилей или кредитных программ. После воскресной гонки на трассе "Лаузитцринг" на одну из машин BMW явно стоит нанести надпись, адресованную соперникам из "Ауди" и "Мерседеса": "Друзья, а что вы тут делали 10 лет?.."
Марка BMW - отнюдь не рекордсмен DTM, но свои не такие уж многочисленные победы она добывала очень быстро. Именно BMW заняли четыре первых места на самой первой в истории DTM гонке в 1984 году - правда, добившиеся тогда успеха "шестерки" (модель 635 CSi) принадлежали частным командам. Модель M3, с которой три года спустя пришел в чемпионат заводской коллектив, выиграла первую же гонку и в первый же год привезла своего пилота к чемпионскому титулу. Теперь, спустя двадцать с лишним лет BMW вернулась в немецкое первенство - и что-то долго раскачивалась: Бруно Спенглер выиграл "всего лишь" второй этап турнира.
Зато место для триумфа было выбрано правильно. Расположенная в Восточной Германии трасса "Лаузитцринг" всегда благоволила "Мерседесам": до минувших выходных здесь состоялось 12 этапов DTM, и 9 из них выиграли машины с трехлучевой звездой на капоте. Это делало честь и инженерам и пилотам: ведь в автомобиле, который хочет претендовать на победу в Лаузитце, "все должно быть прекрасно". Ему нужна и хорошая аэродинамическая эффективность - чтобы не проиграть позицию на длинной и широкой стартовой прямой. И достойная разгонная динамика - чтобы не терять время на выходе из многочисленных медленных поворотов. И возможность хорошо "цепляться" за любой асфальт - на "Лаузитцринге" он особенно скользкий. Судя по результатам, BMW - точнее, команда Schnitzer и ее пилот Бруно Спенглер - со всеми этими вызовами справилась лучше других. Да еще и кольнула конкурентов из "Мерседес": ведь Спенглер, в субботу показавший лучшее время в квалификации и выигравший гонку в воскресенье - "перебежчик", который чуть более полугода назад защищал цвета штутгартского концерна.
Фоторепортаж с этапа DTM на "Лаузитцринге"
Впрочем, расслабляться поклонникам баварской марки не стоит. Во-первых, "Лаузитцринг" - не самая удобная трасса для обгонов. А ведь выигравший первый этап турнира Гэри Паффет, выступающий на Mercedes C-class за команду HWA, всю гонку висел на хвосте Спенглера - и кто знает, чем закончилась бы их дуэль на более широкой трассе. Во-вторых, гонка проходила при достаточной низкой - около 12 градусов тепла - температуре воздуха: такая ситуация может повториться в английском Брэндс-Хетче или голландском Зандфоорте, но в целом не является для DTM типичной. В-третьих, два первых этапа чемпионата проходили на трассах, где проходили предсезонные тесты. Впереди же целый ряд автодромов, асфальта которых колеса новой BMW M3 еще ни разу не касались. Одним словом, на отсутствие интриги в турнире болельщикам жаловаться не приходится.
Венгерская трасса "Хунгарориг", где проходил очередной этап чемпионата мира WTCC, наоборот, изначально подходила BMW. Множество медленных и среднескоростных поворотов, короткие прямики между ними - переднеприводный автомобиль (а таких в турнире большинство) в таких условиях гораздо быстрее убивает резину, чем заднеприводный BMW. Пилотам на SEAT Leon или Ford Focus приходится искать некий компромисс: к примеру, инженеры команды Lukoil Racing (одним из гонщиков которой является россиянин Алексей Дудукало) настраивают автомобили так, чтобы из них можно было выжимать максимум во второй половине гонки. Сознательно жертвуя при этом темпом на первых кругах. Тем же, кто выступает на BMW, гораздо проще: они и на первых кругах могут атаковать, и ближе к финишу покрышки на их автомобилях с высокой степенью вероятности будут в лучшем состоянии, чем на переднеприводных машинах.
Примечательно, что баварский концерн больше года назад потерял интерес к чемпионату мира и сейчас банально зарабатывает деньги на продаже автомобилей и запасных частей к ним. Если Chevrolet Cruze, SEAT Leon и тем более дебютировавший в турнире Ford Focus по ходу сезона и в межсезонье совершенствуются, то в конструкцию BMW 320 никаких изменений не вносится. Тем не менее своеобразный "перекос" в сторону баварских автомобилей наблюдается до сих пор. И многие в паддоке чемпионата мира уверены, что других участников - включая безоговорочных лидеров сезона, команду "Шевроле" - спасает только сравнительно невысокий уровень пилотирующих BMW гонщиков. Мол, будь на трассе Энди Приоль и Аугушто Фарфуш (заводские пилоты марки, ранее выступавшие в WTCC, а сейчас перешедшие в DTM) - даже устаревающая машина позволила бы им бороться за лидерство в квалификациях и гонках.
Фоторепортаж с этапа WTCC на "Хунгароринге"
Это мнение похоже на правду: настолько уверенно выиграл второй воскресный заезд венгерский гонщик Норберт Михелиц. И если ему наверняка помогало прекрасное знание местной трассы, этого нельзя сказать о марокканском пилоте Мехди Беннани, который до этого этапа ни разу не финишировал выше 6-й позиции - а на "Хунгароринге" в двух гонках занял 3-е и 4-е места. Одним словом, в минувшие выходные BMW получило не только желанную выгоду от напряженной работы над проектом DTM, осуществлявшейся в течение последнего года, но и нежданные дивидены на капитоловложения, сделанные несколько лет назад.
Кирилл КАЧНОВ