Гонки грузовиков: у российского пилота украли половину передач!

Telegram Дзен

Гонки грузовиков. Чемпионат Европы

Едва сев за руль новой боевой машины, Александр Львов врезался в свой старый грузовик - тот, на котором выступал в прошлом сезоне. Но это не беда: главное - россиянин вернулся на трассы самого престижного в своей категории турнира. И вместе с другими участниками чемпионата через полторы недели выступит на российской земле - этап соревнований в очередной раз пройдет на "Смоленском кольце". 

В боксах типовой гоночной команды нет места для скамейки запасных - ведь спортсмены, имеющие контракты тест-пилота или резервного гонщика, легко усядутся на одном-двух стульях. А держать в запасе хорошего водителя - как это случается с талантливыми и дорогими, но не встраивающимися в тренерскую схему футболистами, - руководителю "конюшни" и в голову не придет. Помнится, "Макларен" был вынужден почти на весь сезон отправить в запас будущего чемпиона мира Мику Хаккинена из-за того, что великий Айртон Сенна решил подписать контракт в последний момент. Прошло добрых 20 лет, но поклонники гонок вспомнят о той попытке трех пилотов усесться в два кокпита без каких-либо наводящих вопросов.

Одним словом, абсолютно здоровый и готовый к бою пилот, который "по техническим причинам" вынужден пропустить 5 этапов чемпионата Европы из 11, с полным на то основанием может называть себя самым несчастным гонщиком на свете. Целых два месяца таким был петербуржец Александр Львов: контракт с чешско-венгерской командой Frankie Oxxo Team он подписал еще в начале весны, а перейти к делу - выступить на этапе европейского первенства по гонкам грузовиков - смог только в середине лета. Хотели как лучше: легенда трак-рейсинга, чех Франтишек Войтишек решил не адаптировать для участия в соревнованиях серийный MAN, а построить автомобиль чуть ли не с нуля. Причем сделав все по уму - ряд проектно-конструкторских работ выполнили в техническом универститете чешского города Брно. А получилось как не всегда, но часто бывает с "первыми блинами": многое пришлось переделывать по ходу сезона, пропуская этапы один за другим.

В прошлую пятницу многомесячный "пост" наконец закончился, и Львов за рулем своего нового боевого грузовика сделал первые круги по немецкой трассе "Нюрбургринг". Сразу же почувствовав разницу с автомобилем, которым он управлял в минувшем сезоне: "Та машина из-за большой и тяжелой кабины сильно кренилась на входе в поворот. Одно из передних колес сильно нагружалось, другое - чрезмерно разгружалось, шины работали по-разному, а в результате вся махина лихо ехала мимо поворота. Нынешний автомобиль "шатает" не так сильно, поэтому на поворотах он гораздо стабильнее..." Кстати, по иронии судьбы в первом же заезде немецкого этапа новый грузовик Александра протаранил старый, за рулем которого теперь выступает немка Штефани Хальм. Дело, впрочем, не в ревности, не в зависти и не в пренебрежении к слабому полу: просто девушка не слишком аккуратно возвращалась на траекторию после одной из своих ошибок и невольно подставила собственный MAN под удар двигавшегося следом автомобиля Львова.

На "Нюрбургринге", кстати, необязательно выталкивать соперника с трассы, если хочешь его обогнать. Сила инерции, которую генерирует движущийся на скорости под 150 км/ч 5-тонный грузовик, "раздувает" до дорогостоящих ошибок даже сравнительно мелкие помарки на торможениях - и подловить на этом едущего впереди пилота не так уж сложно. Несколько недель назад гонявшиеся на немецком автодроме российские участники "Мировой серии Рено" увидели там одно-единственное место для обгона (перед шиканой NGK) - а Львов насчитал сразу четыре! Правда, при всем желании навязать борьбу другим пилотам можно, только договорившись с собственным автомобилем, а в конструкции построенного чешско-венгерской командой грузовика оказалось слишком много нового, чтобы с первой же гонки пробиться в число лидеров.

Для начала у российского пилота... украли половину передач! Все предыдущие сезоны Александр ездил на машине со коробкой передач ZF, где скоростей было 16. Frankie Oxxo Team при создании своей машины сделали выбор в пользу агрегата американской марки Eaton, где передач всего 8. "Конечно, это не значит, что раньше я на длинных прямых переключался по 15 раз, - поясняет Львов. - Ведь низшие передачи используются только при движении с прицепом, а когда тягач едет сам по себе, водитель нередко трогается с 7-й. Тем не менее, в прошлые годы "рабочими" на гонке были 4 передачи, теперь таких всего 2. Я не могу сказать, что стало хуже - переключения, к примеру, выполняются быстрее в отсутствие синхронизаторов. Но на привыкание к новой коробке требуется время..." Вдобавок и оставшиеся передачи на новой машине расположены в непривычном порядке: чтобы воткнуть первую, надо переместить рычаг направо и вперед.

Вместо простой прошлогодней "баранки" - многофункциональный руль с целой "гроздью" из десятка кнопок. Раньше на машине не было спидометра (участники заездов не имеют права разгоняться выше 160 км/ч, но обычный спидометр недостаточно точен, чтобы по нему ориентироваться) - теперь перед глазами показания GPS-приемника. Регулировать интенсивность орошения тормозных дисков пилот мог всегда, но теперь в системе два отдельных контура - появилась возможность задать отдельные режимы для передних и задних тормозов. Одним словом, пилотировать грузовик на "Нюрбургринге" петербуржцу приходилось, не выпуская из рук инструкции по эксплуатации.

Любопытно, кстати, на каком языке пишутся инструкции в международной команде? Александр в ответ говорит, что названия этому языку еще не придумали: когда пилот - русский, инженер - венгр, а большинство механиков - чехи, то разговор ведется на эдакой гремучей смеси из английских, немецких, чешских, русских слов. Проблемы с взаимопониманием? Исчезают, когда устранение очередной поломки или неисправности происходит в режиме жесточайшего цейтнота. "Вылечить" грузовик Львова, правда, не удалось в течение всего гоночного уик-энда - под рукой не оказалось запасных узлов и деталей. Правые повороты россиянин проходил уверенно, а в левых руль "упирался", стоило повернуть его на каких-то 15 градусов. На столь своенравной технике уже не до прописывания идеальной траектории - дай бог просто удержать автомобиль на асфальте всеми доступными способами: то вкатываясь в поворот "шепотом", то, наоборот, пытаясь пустить машину в зрелищный занос.

Борьбу за места в первой пятерке и даже десятке сразу пришлось отложить до следующих этапов: лучшим результатом на "Нюрбургринге" для Львова стало 13-е место в первой гонке (всего за выходные проходит четыре призовых заезда, по итогам которых начисляются очки в зачет чемпионата). Но в багаже возвращавшегося из Германии пилота пессимизму места не нашлось: "В моей предыдущей команде все делалось на ходу и на живую нитку: тут по-быстрому сейчас отрежем, здесь приварим, там молотком загнем… Сейчас разница заметна сразу: на какую деталь ни глянешь - видно, что она была тщательно продумана и сделана на совесть. Это вселяет уверенность, что имеющиеся проблемы будут решены в обозримом будущем". Как чешско-венгерская команда и выступающий за нее русский пилот справляются с этими проблемами - спустя полторы недели можно будет увидеть своими глазами. Следующий этап чемпионата пройдет 28-29 июля на трассе "Смоленское кольцо" неподалеку от Дорогобужа.

Кирилл КАЧНОВ