Анонсы главных гонок уик-энда: грузовые войны на Смоленщине

Telegram Дзен

Гонки на асфальте

Пятитонные тягачи с моторами мощностью под 1500 сил за эти выходные четыре раза сойдутся в схватке на гоночной трассе в окрестностях Дорогобужа.

Чемпионат Европы по гонкам грузовиков. 7-й этап. Трасса "Смоленское кольцо" (г. Дорогобуж)

Расписание:
- квалификация и первый заезд на "супер-поул" - суббота, 12:30 - 13:00
- первая гонка - суббота, 15:40 - 16:10
- вторая гонка - суббота, 17:40 - 18:10
- второй заезд на "супер-поул" - воскресенье, 11:05 - 11:15
- третья гонка - воскресенье, 14:40 - 15:10
- четвертая гонка - воскресенье, 17:30 - 18:00
- также на трассе пройдут  этапы трех российских турниров: серий для Legends и MitJet и кубка Lada Granta

Билеты:
- будут продаваться на трассе; цена билета - 400 рублей; подробная информация доступна на сайте соревнований.

Те, кто без ума от гонок грузовиков, имеют полное право быть обиженными на мировую автоспортивную общественность. Которая порой аккуратно задвигает эти любопытные соревнования на задний план, а нередко просто игнорирует их существование. Профильные европейские телеканалы, сутками крутящие программы об автомобилях, не торопятся ставить в сетку вещания трансляции с этапов чемпионата Европы - зачастую предпочитая им второстепенные американские турниры. В еженедельном британском журнале Autosport (самом популярном и авторитетном в мире) не найдешь даже скупой информации о результатах заездов - хотя в каждом номере по восемь-десять полос уделено местным соревнованиям вроде гонок на первенство какого-нибудь Чертовшира. Но как бывает сладка месть! Если на автомобильном шоу появляется гоночный грузовик - конкурировать по вниманию публики с ним не могут ни увешанные антикрыльями формулы, ни потрепанные грунтовками раллийные машины.

Ничего странного в этом нет: те или иные аспекты соревнований могут привлечь зрителей из самых разных аудиторий - от знатоков гонок до тех, кто случайно увидел боевые MAN или "Рено", нажав не ту кнопку на телевизионном пульте. Человек, проходивший мимо удивится: как это тягачи, по обычной дороге смирно бредущие в правом ряду, носятся по гоночной трассе что твой "Феррари". Технарям будет любопытно разобрать конструкцию грузовика по косточкам - где вы еще найдете, к примеру, систему орошения тормозных дисков? А вникающие в тонкости спортивной составляющей заинтересуются, что это за гонки такие, если судьями ограничена максимальная скорость - а она действительно не должна превышать 160 км/ч, и нарушителей ждут недетские штрафы.

В ближайшие выходные всем интересующимся жаловаться на информационный голод будет глупо, так как этап чемпионата Европы в очередной раз пройдет в России - на трассе "Смоленское кольцо" неподалеку от Дорогобужа. За два соревновательных дня в соответствии с регламентом турнира состоятся четыре боевых заезда, в каждом из которых примут участие полтора десятка 5-тонных тягачей, чьи оснащенные турбонаддувом двигатели рабочим объемом больше 10 литров развивают под 1500 л.с. (а крутящий момент при этом может достигать 6000 Нм - кстати, в 20 раз больше, чем у моторов "Формулы-1"). На первых ролях в чемпионате сейчас гонщики, выступающие на автомобилях марки MAN. С ними пытаются конкурировать пилоты за рулем тягачей "Рено", но без особого успеха: у двух лучших представителей французской марки к середине сезона на счету по 183 очка, в то время как у двух ведущих борьбу за чемпионский титул сторонников немецкого бренда - больше 280. При том что за один этап, даже выиграв все четыре гонки уик-энда, участник чемпионата может набрать не более 60 очков.

На протяжении последней пары сезонов сражение за победу в чемпионате Европы превращается в дуэль между немцем Йохеном Ханом и испанцем Антонио Альбасете. Оба пилота по меркам "Формулы-1" близки к пенсии - но в гонках грузовиков свои представления о возрасте: Хан в свои 38 считается тут "молодым человеком", Альбасете в 47 - мужчиной в самом расцвете гоночных сил. Испанец начал карьеру профессионального пилота в весьма юном возрасте и в конце восьмидесятых пытался пробиться в "Формулу-1", поэтому до сих пор следит за событиями в чемпионате мира - порой, едва расстегнув ремни после финиша, вприпрыжку бежит к телевизору, чтобы увидеть старт очередного "Гран-при". А в свободное время участвует в исторического ралли за рулем крохотного (раз в десять меньше грузовика) раритетного "Мини". Со времен выступлений за рулем формул Альбасете сохранил неумолимое стремление добиваться результата, поэтому иногда на пути к этому результату может перейти грань и устранить соперника с помощью "силового приема".

Хан - не менее целеустремленный пилот, который вдобавок быстро адаптируется к меняющейся ситуации: сев на незнакомую машину, через 5 кругов едет в одном темпе с гонщиком, привыкавшим к ней добрый год. Но немец больше похож на типового трак-рейсера. Он связан с грузовиками на протяжении почти всей жизни, а команда является для него семейным делом - в ее составе числятся и отец, и сын Йохена. Характер у нынешнего лидера чемпионата мира - спокойный, добродушный и открытый: увидев, как коллега-пилот дает телевизионное интервью, Хан нипочем не пройдет мимо - обязательно сделает рожки или обдаст объектив табачным дымом. Курит немец, кстати, как паровоз - и это тоже характерно для гонок грузовиков: в отличие от застегнутой на все пуговицы "Формулы-1" здесь не делают трагедии ни из жесткой контактной борьбы на трассе, ни из вредных привычек, которыми гонщики грешат за ее пределами.

Трасса российского этапа на фоне других автодромов, где проходят этапы чемпионата Европы, выглядит весьма специфично. "Здесь многовато медленных поворотов, и все они сосредоточены в первой половине круга, - объясняет Александр Львов, один из трех российских пилотов, которые выведут свои грузовики на "Смоленское кольцо". - Но я бы не назвал это недостатком: машины благодаря такой конфигурации не успевает растянуться по трассе, и борьба получается особенно плотной. Но при этом своеобразной. Весь круг ты стараешься ехать максимально точно и аккуратно, не лезть на рожон, не совершать необдуманных маневров - ведь зоны безопасности для грузовиков маловаты, порой уходить от столкновения можно только в забор. Момент истины наступает, когда ты после долгого-долгого разгона тормозишь перед первым поворотом - тут-то и надо атаковать, тут во многом решается судьба гонки…"

"Трассы бывают разные: где-то важнее мотор, где-то настройки подвески, а где-то пилот за счет таланта может вытащить на подиум даже слабую и плохо настроенную машину. А "Смоленское кольцо" требует, чтобы все было на уровне, - рассказывает Михаил Коновалов, еще один россиянин, который примет участие в домашнем этапе. - Лично мне первым делом вспоминается поворот, расположенный на верхушке небольшого холма и поэтому до последнего момента очень плохо просматривающийся: влетаешь туда - и толком не понимаешь, где тормозить, куда поворачивать… Я к нему прицеливался очень долго…"

Михаил Коновалов, уже не раз принимавший участие в гонках грузовиков, и Юрий Егоров, дебютировавший в соревнованиях пару недель назад на немецкой трассе "Нюрбургринг", по ходу российского этапа будут, выступая под флагом российской команды Red Ice Racing, поочередно пилотировать грузовик, собранный чешской командой "Багира" из кабины от тягача Freightliner, двигателя "Катерпиллер" и самостоятельно спроектированной рамы. За последние десять лет гонщики на "Баггирах" пять раз выигрывали чемпионат Европы - и хотя сейчас чешская техника столь впечатляющих результатов не показывает (первый пилот коллектива Давид Вршецки занимает 5-е место в общем зачете), Михаил Коновалов восхищается и самим автомобилем и подходом команды к делу. Сравнивать есть с чем: ранее россиянин пилотировал MAN одной из немецких "конюшен" - и тот MAN был отнюдь не чемпионским…

"Кронштейн, в котором зафиксирована рессора, обычно крепят к раме с помощью приличных размеров болта и гайки. Но на моем MAN под болт была тупо нарезана резьба в самой раме. В гонке болт, естественно, быстро открутился, рессора вышла из крепления - и началась такая вибрация, что у меня буквально двоилось в глазах, - рассказывает Коновалов. - В чешской команде такое сложно представить. И с точки зрения управляемости грузовик ощутимо лучше, он более стабилен и предсказуем. Если даже шины теряют сцепление с трассой, это происходит не так резко, у пилота остается какое-то время на корректирующие действия. При езде на MAN ты вроде бы все делал правильно, но в какой-то амортизаторы могли перестать работать - и сцепление не терялось постепенно, а просто "выключалось"… "

Впрочем, за рулем 5-тонного автомобиля не так просто "сделать все правильно". Если благодаря мощным тормозам с водяным орошением замедляется грузовик ненамного хуже, чем легковой автомобиль - и тормозить водителю тягача приходится ненамного раньше, то поворачивать руль надо крайне плавно и аккуратно, ведь из-за высоко расположенного центра тяжести автомобиль реагирует на действия водителя специфически. А момент для нажатия на педаль газа выбирается особенно тщательно. По словам Коновалова, даже когда кажется, что педаль давным-давно должна быть в полу и на выходе поворота тебя сейчас опередит весь пелотон разом, пилоту надо выждать еще одну секунду - и только после этого начинать разгон. Перед своими зрителями "продержаться" эту секунду в каждом повороте особенно сложно - но ведь и мотивация отечественных гонщиков особенно велика. Пока россияне не поднимались на подиум своего домашнего этапа (хотя Александр Львов в прошлом году выиграл по одной гонке в Испании и Чехии), и кому-то надо взять на себя приятную обязанность исправить это очевидное упущение.

Кирилл КАЧНОВ