Уголок жестянщика: самые разрушительные аварии уик-энда

Telegram Дзен

На гонке NASCAR машины списываются "оптом", а "розничный" инцидент на Сузуке лишает важных очков лидера "Формулы-1".

Одни аварии выделяются на общем фоне своей зрелищностью, а другие - своей судьбоносностью. Прошедший уик-энд был богат первыми - "СЭ Мотор" даже пришлось разбить традиционный "Уголок жестянщика" на две части (вторую, раллийную читайте завтра утром) - и не обошелся без вторых. Впрочем, до завершения сезона "Формулы-1" трудно судить, насколько судьбоносным был вылет Фернандо Алонсо в первом повороте "Гран-при Японии", но  остаться на обочине и отдать инициативу в руки своего соперника - приятного в этом мало при любых раскладах. Как назло Себастьян Феттель - главный конкурент испанца в борьбе за чемпионский титул - и его болид "Ред Булл" на трассе в Сузуке были чертовски хороши: выиграв гонку, немец разом отхватил 25 очков и сократил отставание от лидирующего в общем зачете Алонсо до жалких 4 баллов.

Говорят, что в одну воронку снаряд дважды не падает - а вот Кими Райкконен талантлив настолько, что дважды смог испортить лидеру "Феррари" один уик-энд. Размялся финн в субботу, когда на последних минутах квалификации его "Лотус" развернуло в одном из поворотов японской трассы. Судьи, само собой, стали размахивать желтыми флагами - и нескольким пилотам пришлось в этот решающий момент на подъезде к повороту сбросить скорость. Среди тех, кому не повезло, оказался и Алонсо. "Не случись этого инцидента - быть мне на старте третьим", - сказал испанец по возвращении в боксы. Не исключено, что слукавил - нам остается лишь поверить двукратному чемпиону мира на слово. Важнее другое: в итоге "Феррари" на старте заняла 6-ю позицию. Само по себе это не делало ситуацию опаснее: ведь на первом круге под горячую руку соперников попали и Марк Уэббер (стартовал 2-м), и Нико Росберг (стартовал 15-м) - то есть спрятаться от непродуманных маневров в пелотоне было негде. Алонсо по-настоящему не повезло с другой точки зрения: рядом с ним на старте стоял Кими Райкконен.





Выяснять, на ком лежит вина за инцидент на стартовой прямой, - занятие неблагодарное. Вроде бы и в действиях Алонсо, перед самой точкой торможения сместившегося чуть левее, не видно особого смысла. Но не слишком логичны и действия Райкконена: ведь двигаясь вдоль внешнего края трассы и настойчиво просовывая переднее антикрыло "Лотуса" между обочиной и задними колесами "Феррари", он больше рисковал выехать в повороте на грязный внешний радиус и там поскользнуться, чем отыграть у испанца позицию. Недаром судьи предпочли увидеть в этом столкновении (где переднее крыло "Лотуса" пропороло заднюю покрышку "Феррари", после чего у Алонсо не осталось шансов вписаться в первый поворот) рядовой гоночный инцидент. Да и сами пилоты не спешили после гонки махать кулаками - из чего можно сделать вывод, что оба не поделивших дорогу чемпиона чувствуют за собой определенную долю вины.

После финиша 500-мильной гонки Sprint Cup (высшая лига чемпионата NASCAR) в Талладеге виновника завала, случившегося за один поворот до финиша, долго искать не пришлось. Во-первых, на повторе было отчетливо видно, что возглавлявший пелотон Тони Стюарт поздновато начал смещаться на внутреннюю сторону трека, чтобы перекрыть траекторию накатывавшему сзади Майклу Уолтрипу. Во-вторых, сам Стюарт оперативно покаялся в содеянном, как только журналисты обступили его по возращении в боксы.





Различные источники и эксперты до сих пор не могут прийти к единому мнению, сколько же именно машин пострадало в этом завале: по разным данным, от 20 до 25 (из 36 автомобилей, находившихся в этот момент на трассе). Массовые аварии - своеобразный бич суперспидвеев, как в Америке называют овальные треки длиной около двух с половиной миль. Ограничения, заложенные в двигатели во избежание роста скоростей, во многом уравнивают силы разных команд и пилотов, а специфика работы аэродинамики делает выгодной езду в группе из нескольких машин. Когда же паре гонщиков удается одновременно очень удачно использовать технику "драфта" (движения в своеобразной "сцепке") и одновременно выбрать близкую к идеальной траекторию, их скорость резко возрастает - как это и случилось с Уолтрипом и "разгонявшим" его Кейси Мирзом. Если едущий впереди пилот с опозданием стал перекрывать траекторию - проблем уже не избежать: если атакующий гонщик сбросит газ (о педали тормоза в этой ситуации лучше даже не вспоминать), его тут же развернет собственный "разгоняющий". Когда же цепная реакция столкновений запущена, дело исключительно в везении: к примеру, в Талладеге первыми выбрались не какие-то особо расторопные гонщики, а те, кто в момент аварии ехал по нижней части трека - пока машины не начали разлетаться во все стороны, они шустро объехали завал по асфальтированной обочине.

Тони Стюарт оказался не только главным виновником, но и главным шоу-меном дня: в один из моментов его Chevrolet Impala легла на двигавшиеся сзади машины чуть ли не кверху колесами и  в таком положении проехала пару сотен метров, ни одной своей деталью не касаясь асфальта. Кстати, эту аварию - как и инцидент в Сузуке - сочли гоночным инцидентом, и никто из соперников не требовал дисквалифицировать Стюарта до конца сезона или вообще уволить (что призывают знатоки "Формулы-1" сделать с Романом Гросжаном за прегрешения помельче). Во-первых, массовые завалы на суперспидвеях все воспринимают как неизбежное зло. Во-вторых, при таком количестве пострадавших велики шансы, что у разбитых машин окажешься и ты сам, и твой основной соперник. В-третьих, потерявший больше всех Уолтрип в былые годы (сейчас он выступает эпизодически) был известен как заправский грубиян и накрошил немало чужих машин - так что эту аварию при желании можно считать своеобразным проявлением высшей справедливости.

Кстати, участники гонки в Талладеге могли угодить в завал и несколькими кругами раньше, но пелотон был не настолько плотным, и двигавшаяся зигзагом машина Джейми Макмюррея благодаря удачному стечению обстоятельств избежала столкновений с другими автомобилями.





P.S. Вторую часть "Уголка жестянщика", посвященную авариям на "Ралли Франции", ищите на сайте "СЭ" завтра утром.  

Кирилл КАЧНОВ