Александр Крылов: "Ездим под российским флагом и не намерены его менять"

Telegram Дзен

АВТО

Команда G-Drive Racing, выступающая при поддержке бренда премиального топлива G-Drive компании "Газпром нефть", свой первый полный сезон в серии FIA WEC закончила на призовом третьем месте в общем зачете. Причем в четырех гонках из пяти последних Роман Русинов и Ко финишировали на первом месте. Если бы не досадная история с лишением команды очков в Ле-Мане и не срыв гонки в Японии из-за непогоды, G-Drive Racing вполне мог бы выиграть свой класс LMP2. По окончании триумфального сезона гостем "СЭ" стал директор по региональным продажам "Газпром нефти" и руководитель проекта G-Drive Racing Александр Крылов.

В АВТОСПОРТЕ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

– Начиная минувший сезон, вы ждали, что он завершится столь триумфально?

– Главное чувство, с которым мы завершили сезон, – это чувство полностью выполненной работы. Выиграть четыре из последних пяти гонок в классе LMP2 в нашем чемпионате не удавалось еще никому. Если бы мне в начале сезона сказали, что такое может произойти, я бы не поверил. Тем более что это наш первый полноценный сезон – в прошлом году мы выступали как бы вне конкурса, подключились к соревнованиям не с первой гонки. С другой стороны, аппетит приходит во время еды. Хорошо, конечно, что мы выиграли столько гонок, но заняли-то в итоге в общем зачете лишь третье место. Ключевую из гонок – "24 часа Ле-Мана" – закончили тоже третьими, после чего, к сожалению, были дисквалифицированы и лишены тридцати очков. Именно за эту гонку дается самое большое количество очков. Так что у нас просто не было никакого другого выхода, кроме как выигрывать оставшиеся четыре гонки. Вполне можно было выиграть и все пять, но снова вмешались обстоятельства: в Японии не повезло с погодой, гонку отменили, засчитав очки по итогам квалификации. Причем засчитали их не полностью, а только половину.

– Вы сказали, что не поверили бы в столь удачный результат в начале сезона. А на что рассчитывали?

– Когда я плотно "погрузился" в автоспорт, то понял, что он значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. В спорте в целом я разбираюсь достаточно хорошо – сам играл в хоккей. Что касается автомобильной специфики, многие искренне уверены: если у тебя хорошая машина и хороший гонщик, успех обеспечен. На самом деле это не так – в автоспорте многое зависит от обстоятельств. Особенно в гонках на выносливость. Они, собственно, так и называются, потому что в них может произойти все что угодно. В том числе какие-то вещи, на первый взгляд не имеющие к тебе отношения. Например, авария чужой машины.

Поэтому я и предполагал, что сезон будет для нас сложным. Во всем, что касалось менеджерской работы, мы сделали все возможное, подобрали прекрасный коллектив гонщиков, очень хорошую инженерную команду. Но "Ле-Ман", конечно же, сильно испортил нам настроение. С другой стороны, все, что там случилось, очень сильно сплотило команду. Нас ведь там наказали по максимально возможной планке. Понятно, что в автоспорте существуют действительно серьезные нарушения, за которые "высшая мера" оправдана. В нашем случае речь шла о том, что наш бензобак чуть больше, чем у конкурентов. То есть это вроде дает нам возможность реже заезжать на пит-стопы. Но на самом деле телеметрия показывала, что дело обстояло прямо противоположным образом: мы чаще, чем кто-либо, заезжали на пит-стопы и тратили на это больше времени. Поэтому, собственно, максимального наказания никто не ожидал. А оно случилось.

– Считаете, это могло быть сделано намеренно?

– Я никогда не был сторонником того, чтобы искать в спортивных неудачах заговоры. С моей точки зрения, это просто стечение обстоятельств.

РАЗ ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ РАСТУТ, ЗНАЧИТ, МЫ ВСЕ СДЕЛАЛИ ПРАВИЛЬНО

– Каким ветром вас вообще занесло в автоспорт?

– Наша компания, как следует из ее названия, занимается добычей нефти, ее переработкой и продажей нефтепродуктов. Компания молодая, была создана в 2006 году и за это время сильно разрослась. Непосредственно я являюсь директором по региональным продажам, возглавляя сбытовой блок, куда входит также блок розничных продаж. То есть автозаправочные станции. Сейчас их у нас в России и странах СНГ более 1300. Когда в 2011 году появилось собственное брендированное топливо G-Drive и встал вопрос, как его позиционировать, мы выбрали в итоге наиболее "драйвовый" вариант: топливо, которое увеличивает мощность двигателя и динамику. Это топливо прежде всего для современных и активных людей. И тут же встал вопрос о маркетинговой площадке, где эти слова могут быть проиллюстрированы эффективнее всего. А что это, как не автоспорт? Доверять кому-то в решении серьезных вопросов я не привык, поэтому потратил ровно год, чтобы во всем разобраться самостоятельно. Ездил на различные чемпионаты, в том числе на "Формулу-1".

– Хотели найти маркетинговую площадку именно там?

– Ну мы же – русские люди! Нам нужно все самое лучшее. Мне тогда очень помог Николай Фоменко, который познакомил с этим видом спорта, мы очень многие вещи с ним обсуждали. К сожалению или к счастью, с "Формулой-1" у нас ничего не получилось. Наверное, все-таки к счастью. "Ф-1" – это очень жестко регламентированная модель, заточенная совсем не на то, что интересует нас. Там нельзя тестировать топливо, нельзя его использовать. Там вообще ничего нельзя. Просто это своего рода элитный клуб.

А потом появился вариант участия в чемпионате мира по гонкам на выносливость. В тот год WEC как раз получил статус чемпионата мира, и это было важно, поскольку в автоспорте таких соревнований не очень много: "Формула-1", чемпионат WEC, кольцевые гонки и ралли. С самого начала мы решили, что просто спонсорами быть не хотим. Гораздо интереснее участвовать в процессе и нести ответственность за результат. Создавать команду внутри "Газпром нефти" было бессмысленно. Поэтому мы нашли технического партнера – французскую команду Signatech – и заключили с ними договор на подготовку наших машин к соревнованиям. Сразу войти в чемпионат у нас тогда не получилось, но уже со второй гонки мы начали принимать в нем участие, заодно познавая все азы. Гонки на выносливость – очень интересные и, я бы сказал, благодарные соревнования: в этом чемпионате много сложившихся гонщиков, которые стремятся оставаться на пике. Скажем, в "Формуле-1" в определенном возрасте уже не поедешь. А в WEC только в этом году среди гонщиков было около десяти пилотов из "Ф-1", которые предпочли выступать именно в этом чемпионате. Причем выступают они как в "кузовной" части, так и в спортпрототипах.

– Сейчас вы работаете с английской командой ADR?

– Да. Ее руководитель Саймон Доусон – очень талантливый и достаточно молодой специалист, да и сама команда на порядок профессиональнее предыдущей.

– Насколько вся эта история оказалась оправданной с точки зрения бизнеса?

– Я смотрю на это просто: раз объемы продаж растут, значит, мы все сделали правильно. За полтора года вывели на рынок совершенно новый продукт и сейчас продаем в несколько раз больше, чем планировали. Летом этого года мы провели шоу для наших клиентов – автомобилистов, выбирающих G-Drive, – в четырех городах-миллионниках – Екатеринбурге, Тюмени, Омске и Новосибирске. Главными героями шоу стали наша команда во главе с Романом Русиновым и боевой болид G-Drive Racing. Мы сами не ожидали, что это вызовет такой интерес – в каждом городе шоу собрало более 40 тысяч зрителей.

– Другими словами, автоспорт – это хороший способ решить маркетинговые задачи?

– Конечно. Разумеется, надо понимать, что и задачи должны быть правильными. Рекламировать на болиде шампунь от перхоти бессмысленно.

ГЛАВНОЕ В БУДУЩЕМ СЕЗОНЕ – СТАТЬ ПЕРВЫМИ В ЛЕ-МАНЕ

– Себя вы сейчас можете назвать профессионалом в области автоспорта? Дать совет гонщику, скажем.

– Автоспорт – это занятие, в котором нет мелочей. Как менеджер я понимаю, как работает вся система целиком. Но при этом за каждый участок деятельности у нас отвечают сверхпрофессиональные люди. Поэтому, думаю, у нас и получился столь впечатляющий результат. Несколько гонок, к примеру, мы выиграли только за счет выбора более правильной стратегии.

– Для бизнеса имеет значение, под каким флагом ездит команда?

– Конечно. Мы ездим под российским и не намерены его менять. Тем более что все наши целевые рынки – это прежде всего Россия.

– Разница между российским и европейским автоспортом существует?

– Вы знаете, да. В Европе в это занятие вовлечено достаточно много людей, и дело прежде всего в доступности. Я могу, скажем, приехать на Нюрбургринг, взять в аренду какое-нибудь "корыто", отдаленно напоминающее гоночную машину, и проехать по трассе за достаточно небольшие деньги. У нас все сложнее. "Запрягаем" мы медленно. В шорт-треке и то этот процесс происходит быстрее. Правда, не думаю, что нам понадобится натурализовывать гонщиков. Надо выращивать своих. Я как-то читал интервью Оксаны Косаченко, которая говорила, что нет денег на Петрова, и задумался о том, что наш проект говорит как раз об обратном: при правильном маркетинге можно и находить деньги, и зарабатывать деньги, и сажать за руль гоночных машин российских пилотов. То есть очень органично совместить полезное с приятным.

– Другими словами, потенциал для всего этого есть?

– Если государство озадачится созданием инфраструктуры, то да. Тут ведь первостепенен уже не результат на каком-то мифическом автомобильном Олимпе, а возможность занять молодежь интересным техническим видом спорта.

– Считаете, что строить автодромы в нашей стране выгодно?

– Знаете, есть такой достаточно бедный французский остров – Корсика. Под словом "бедный" я в данном случае подразумеваю не финансовую состоятельность корсиканцев, а сам уклад их жизни – достаточно закрытый и аскетичный. К строительству у себя на острове каких-то больших сооружений корсиканцы относятся весьма неодобрительно. Но даже там есть несколько картодромов. Применительно к России речь не идет о строительстве больших гоночных треков, способных принять "Формулу-1". Почему бы не начать с картинга? Посмотрите на хоккей: за последние годы построено достаточно много катков и дворовых "коробок". Так ведь ни одна не пустует. Так и с автоспортом. Нужен просто какой-то толчок.

– Вы сами за рулем сидите?

– Только по выходным. В рабочие дни это просто нереально.

– А погоняться?

– Последний раз ездил в Ле-Мане. Был там на переговорах, и партнеры любезно предоставили мне возможность поучаствовать в тестировании машин. Я проехал по маленькому кольцу автодрома "Бугатти" и, говорят, даже с неплохим результатом.

– За выступлениями других команд вы следите?

– Конечно. Очень рад за нашего пилота Даниила Квята. Когда я сам только начинал "погружаться в автоспорт" и смотрел очень многих гонщиков, то сказал про Квята, что он, возможно, будет первым из россиян, кто попадет в "Формулу-1" после Петрова. Так оно и произошло. Случай на самом деле исключительный, потому что Даниил пришел в "Королевские гонки" не как носитель каких-то денег, а лишь за счет невероятного таланта и тех навыков, которые он успел приобрести.

– Есть ли, на ваш взгляд, в России условия для того, чтобы проводить рейтинговые соревнования?

– Есть. А если построить еще несколько автодромов, было бы вообще здорово. Но меня, если честно, больше занимает другая идея – городская гонка. Представляете? Питер, белые ночи, Исаакий, набережные... Для города это был бы грандиозный праздник.

– В какой степени вас интересует "остальной" спорт?

– Очень интересует. Если говорить о том, чем особенно увлекаюсь, причем на практике, то это бокс, хоккей и футбол. На Играх в Ванкувере тоже был. Правда, улетел досрочно – купил билет наутро после хоккейного четвертьфинала.

– У нас наутро даже газета вышла с заголовком: "Кто спал, тому повезло".

– Мой тренер по боксу – великий советский боксер Виктор Рыбаков – сказал мне как-то, что не смотрит хоккей с того дня, как погиб Валерий Харламов. Они в свое время очень дружили. Я перед Ванкувером уговорил Рыбакова обязательно посмотреть хоккей. В итоге он перед нашим матчем с канадцами будильник завел, чтобы встать ночью и посмотреть матч... Потом долго мне вспоминал.

– Какие у вас цели на следующий сезон в автоспорте?

– Покорить главную вершину – выиграть "24 часа Ле-Мана"!