АВТО
25-летний уроженец Владивостока Марк Шульжицкий из компьютерного геймера превратился в участника автомарафона "24 часа Ле-Мана" и гонок на выносливость
В нынешнем году на знаменитых "24 часах Ле-Мана" Шульжицкий в экипаже с британцами Алексом Брандлом и Яном Марденбро занял пятое место в классе LMP2 и девятое среди всех участников марафона, став лучшим среди представителей России. Но самое интересное – не высокий результат Марка, а то, что ему удалось попасть в большие гонки, минуя традиционные этапы карьеры пилота. В мире автоспорта он оказался благодаря увлечению компьютерными играми, выиграв киберспортивные соревнования Gran Turismo 5.
– Я был неравнодушен к технике с детства, – рассказывает Шульжицкий. – В 6 лет папа посадил меня в карт – он сам его собирал. Потом я выступал в соревнованиях по картингу во Владивостоке и Приморском крае – в основном приходилось ездить на площадях вокруг покрышек. Хотелось большего, но возможностей у меня и моих родителей не было. Все было очень дорого, и мне пришлось закончить с автоспортом. Да и времени после того, как я стал работать, на него уже не оставалось.
А потом я услышал о проекте академии Nissan PlayStation GT и понял, что это мой шанс. В своих способностях геймера я был уверен. Прошел отбор, а в финальных соревнованиях в Сильверстоуне все сделал правильно и победил. С конца 2012 года я – пилот автогоночной команды "Ниссан". Впрочем, победа на соревнованиях геймеров – это только маленький шаг. Место пилота тебе не гарантировано. Автоспорт – очень сложное занятие не только в плане езды, но и в других аспектах.
– Где вы работали до того, как превратились из геймера в пилота?
– Первый мой опыт – прокатный картинг. Был судьей, махал флагами. Потом я трудился в компании дяди, мы продавали квадроциклы и другую технику. Последним местом работы был рыбный порт. Нужно было оформлять рыбу. На самом деле это очень хорошая работа в плане денег, но муторная – постоянно приходится бегать по офисам и о чем-то договариваться.
– По сколько часов в день проводили за компьютерными играми?
– Когда я проходил отбор в академию, то по два часа в день. На большее времени не было – я уставал после работы. Играл, чтобы показать какой-то результат, а потом ложился спать. В Gran Turismo есть "24 часа Ле-Мана", и гонка действительно идет 24 часа. Там нельзя сохраняться, но можно ставить на паузу. Я играл каждый день часа по три, а потом уходил. Приставка все это время работала. Дольше четырех часов подряд не играл никогда.
– Какие еще игры любите, кроме гонок?
– Я не очень большой поклонник стратегий. Больше люблю игры, в которых есть динамика. А такое, чтобы где-то бродить – это не мое. Гонки, конечно, знаю все. Хотя сейчас выходит много симуляторов, которые я не успеваю даже пробовать.
– В каких-то других видах спорта, кроме автогонок, можно добиться успеха, тренируясь на симуляторах?
– Сейчас у многих спортсменов есть симуляторы – профессиональные и дорогостоящие. Например, у гольфистов, чтобы отрабатывать удары. Думаю, в каких-то видах спорта с помощью компьютера можно отрабатывать реакцию, ловкость, быстроту движения. Может быть, в теннисе, гребле. Чем выше уровень, тем больше делается для того, чтобы победить. Всегда найдутся умники, которые создадут какой-нибудь симулятор, чтобы двигаться вперед.
– Чиновники часто жалуются, что компьютерные игры отрывают детей от занятий спортом.
– Все должно быть в меру. Понимаю, что многие дети хотят проводить максимальное количество времени за компьютерами и приставками. Если они играют по 4-5 часов в день, их, конечно, нужно как-то ограничивать. Я благодарен родителям, которые следили за тем, как и сколько я играл.
– Когда играли в гоночные симуляторы, сталкивались с читерством?
– Если в Gran Turismo попытаешься что-то срезать – это сразу заметят. Но в других гоночных симуляторах, думаю, подобное случается.
– Сколько виртуальных машин вы разбили?
– Наверное, очень много. Хорошо, что в реальной жизни я не столь авариен, как на симуляторах. Плюс симуляторов в том, что там можно экспериментировать. В реальной жизни любая ошибка – это минимум разбитая машина, а максимум – проблемы со здоровьем.
– Насколько важна физподготовка для выступления в настоящих автогонках?
– Она занимает большую часть моей подготовки, ведь этого требует специфика гонок на выносливость, в которых я выступаю. Чем лучше ты готов физически, тем быстрее едешь. Если нет выносливости, то с каждым часом езды начинаешь терять концентрацию, ошибаться. Возникают проблемы с пульсом: когда он очень сильно растет, момент уставания наступает быстро. Чтобы этого не случилось, мы много тренируемся. Я уделяю физподготовке минимум три дня в неделю. Если в том месте, где я нахожусь, тяжело найти спортзал, стараюсь делать упражнения в гостиничном номере или где-то еще.
– Как вас готовили к выступлению на настоящих гоночных машинах?
– В течение трех месяцев два профессиональных автогонщика в Англии обучали меня и еще троих победителей из других стран. Никто из нас раньше не выступал в серьезных чемпионатах. Мы тренировались на автомобилях разных классов, участвовали в британских сериях. Но были не только гонки – еще физическая и психологическая подготовка, многое другое. Наш первый интернациональный дебют произошел в гонке "24 часа Дубая" в январе 2013 года, где моему экипажу удалось подняться на подиум, заняв второе место в своем классе.
– Возможно ли, чтобы в автогонки через киберспорт попал человек, не имевший ранее никакого гоночного опыта?
– Да. Например, победитель прошлых соревнований российской академии Стас Аксенов раньше даже никогда в карте не сидел. У него и машины своей нет. Но он прошел через все круги академии и сейчас занимается гонками профессионально.
– В этом году вы выступили в двух гонках Blancpain Sprint Series, на "24 часах Ле-Мана" и одной гонке европейской серии "Ле-Ман". Какие у вас дальнейшие планы?
– Сейчас я выступаю в категории LMP2 в европейской серии "Ле-Ман" вместе с британской командой Greaves Motorsport. В этом чемпионате мне осталось проехать две гонки: в середине сентября на трассе "Поль-Рикар" и в середине октября в "Эшториле". Что касается будущего, то все решится в начале следующего года. В автоспорте очень многое зависит от бюджетов, спонсорства, поддержки. К сожалению, в России с этим туго.
– Видели ли вы симуляторы, которые используются в "Формуле-1"?
– Да, это дорогие машины, там очень реалистично воссозданы трассы и болиды, много всяких приспособлений для того, чтобы все было похоже на настоящее. В принципе, тот симулятор, на котором я тренируясь в Англии, не сильно уступает формулическому. Отличие в самом кокпите, который воссоздает перегрузки и движения. Автоспорт – дорогое удовольствие, и если вам нужна практика, то дешевле получить ее на симуляторе, нежели ехать на тесты.
– Реально ли человеку, прошедшему через киберспорт, при наличии бюджета, добраться до "Формулы-1"?
– Да. И я думаю, что вскоре один из победителей академии сможет это доказать. Британец Ян Марндебро сейчас выступает в GP3 – оттуда уже два шага до "Формулы-1". Если он будет показывать результат, то почему бы и нет?