"Гран-при России" в Сочи: оркестр на нашей улице

Telegram Дзен

Сегодня в Сочи начинается официальная программа первого в истории "Гран-при России" в самой престижной автогоночной серии планеты

ФОТО "Гран-при России": перед стартом

Олег ШАМОНАЕВ

Лучшие пилоты мира, технический персонал, стюарды и болиды – всего более тысячи специалистов и сотни тонн специальных грузов – все это уже прибыло на черноморское побережье. В данный момент разрозненные части огромного механизма "Формулы-1" тщательно проверяют и настраивают для того, чтобы с пятницы по воскресенье сыграть в Олимпийском парке Сочи грандиозный спектакль.

Отдельные мероприятия, приуроченные к "Гран-при России", состоялись уже вчера, сегодня пройдет официальная пресс-конференция пилотов, в пятницу мы ждем свободных тренировок, а в субботу – квалификационных заездов. Увенчается все это 12 октября главной гонкой на свежевыкрашенном "Сочи Автодроме", которая окончательно ознаменует приобщение нашей страны к миру элитного автоспорта.

Если верить историческим байкам, мы шли к собственному этапу "Формулы-1" более 30 лет – с брежневских времен. Хотя вряд ли до 1992 года, когда на отечественном телевидении начались регулярные трансляции "Больших призов", в нашей стране было много людей, четко представлявших, чем в действительности является "Королевская серия". Впрочем, даже если нашему страстному желанию заманить легендарную автогоночную серию к себе в гости не три, а два десятилетия, это все равно огромный срок. То, что нынешнее поколение российских болельщиков получило домашний "Гран-при", – событие абсолютно уникальное.

Не то чтобы "Формула-1" сильно противилась своему продвижению в направлении России. Команды "Королевской серии" проводят показательные заезды в Москве, Сочи и Казани уже более десяти лет. В 2002-м наш соотечественник Сергей Злобин стал тест-пилотом формулической команды. Спустя восемь лет россиянин Виталий Петров дебютировал в качестве боевого гонщика "Формулы-1". Реклама отечественных компаний давно украшает различные болиды во время "Гран-при". А вот с российским этапом все как-то не срасталось – многочисленные проекты рушились один за другим. Бизнес-модель промоутера "Ф-1" Берни Экклстоуна никаких не удавалось совместить с нашими реалиям.

И вот наконец заклятие разрушено. Вслед за отечественными этапами серий ДТМ, "Формулы Рено" и WTCC, которые последние три года принимает частный подмосковный автодром Moscow Raceway, реальностью стали и российские соревнования в главном автогоночном чемпионате. Случилось это благодаря тому, что проект "Гран-при России" попал в государственную программу постолимпийского наследия Сочи, и его реализацию контролировали первые лица страны. Последнее оказалось ключевым фактором, поскольку, как выяснилось при ближайшем рассмотрении, этап "Формулы-1" – это не просто спортивное мероприятие, а очень специфическая помесь гонок, шоу, выставки и бизнес-клуба.

При умном подходе пользу из собственного этапа "Гран-при" можно извлекать сразу на трех уровнях – государственном, местном и спортивном. Если страна широко представлена в "Королевской серии" (с этого года у России есть свой пилот Даниил Квят, свой этап и свои рекламодатели, не хватает только полноценной отечественной команды – "Маруся" пока с этой ролью явно не справляется), это дает ей дополнительные возможности на международной арене. Сочинские власти с помощью "Формулы-1" могут продлить курортный сезон и выгодно реализовать олимпийскую недвижимость в Имеретинской низменности. Ну, и для нашего автоспорта наличие домашней гонки высшего уровня – огромный импульс для развития.

Другой вопрос, что собственное место на небосклоне автоспорта – очень дорогое удовольствие. Официально сумма, которая выплачивается организаторами "Гран-при России" Берни Экклстоуну, не озвучивалась, но речь точно идет о десятках миллионов долларов в год. Кроме того, в копеечку влетит и содержание "Автодрома Сочи", который поначалу позиционировался как временная городская трасса, а сейчас может превратиться в постоянно действующий трек в сердце Олимпийского парка. Даже если удастся загрузить автодром другими гонками, не факт, что он с учетом этапа "Формулы-1" в обозримом будущем хотя бы приблизится к самоокупаемости. Хотя, быть может, задачи отработать инвестиции перед ним и не ставится, и данный проект принесет нам дивиденды совсем на другом поприще.

Считается, что в мир "Больших призов" сравнительно легко зайти, гораздо сложнее приручить капризную старушку "Формулу-1". Сегодня Россия стала 31-й страной мира, нанесенной на карту "Королевской серии". Но, к примеру, Индия продержалась в календаре чемпионата мира всего три года, Корея – четыре, Турция – семь лет. Франция не может вернуть свой "Гран-при" уже пять сезонов, а Голландия – 29. Но есть надежда, что мы не повторим чужих ошибок и что наш путь – особенный. Домашний этап в отличие от многих других держав дался нам непросто – мы по русской традиции очень долго запрягали. И хотя бы это является достаточным поводом для того, чтобы напрячься и удержаться на завоеванных позициях.

Вряд ли кто-нибудь из нас доживет до того дня, когда гонка в Сочи станет для "Формулы-1" столь же значимой, как "Гран-при Монако" или этап в Сильверстоуне. Однако, как показывает практика, ничего невозможного нет. В 1992-м, когда мы смотрели по телевизору за сражениями Найджела Мэнселла с Айртоном Сенной и юным Михаэлем Шумахером, казалось, что все это происходит на другой планете. Сейчас эта планета прилетела на берега Черного моря – и завтра новые мэнселлы и шумахеры будут разгуливать по "Сочи Автодрому" и делиться своим мнением о российской трассе, на которой им, скорее всего, придется стартовать еще много раз.