Николай Фоменко: "Мы нацелены на Сочи"

Telegram Дзен

Интервью "СЭ" дал Николай Фоменко - глава инженерного департамента Marussia Virgin. Он порассуждал о духе "Формулы", а заодно поделился планами насчет того, когда российская команда намерена начать побеждать.

- Как изменилась ваша жизнь с приходом в "Формулу-1"?

- Ничего сногсшибательного, наверное, не расскажу. Но когда я был гонщиком, перелетов в моей жизни было все-таки поменьше, хотя я и тогда летал много. До 32 недель в год проводил за рубежом. Плюс, не забывайте, у нас были еще и национальные чемпионаты.

А теперь, помимо "Формулы-1", мне надо еще успевать смотреть, что происходит на заводе по производству дорожных машин. К тому же, именно сейчас время, когда надо принимать ключевые решения относительно следующего сезона. Могу привести небольшой пример: недавно у меня была поездка по маршруту Москва-Нью-Йорк-Детройт-Лас-Вегас-Атланта. Все эти города я облетел за пять дней. Честно скажу, это посильнее "Фауста" Гете.

Но ведь на самом-то деле суть не в том, сколько приходится летать. В каждом городе нужно принимать важные решения, вести бесконечные переговоры - при этом с максимальным уровнем толерантности. Западная культура не терпит российских истерик, криков, битья посуды и требований моментально "сделать вот это". Это тонкая дипломатическая работа, ей тоже нужно учиться - причем долго и системно.

- Скажи вам кто-нибудь лет 15 назад, что вы будете одним из руководителей команды "Формулы-1", поверили бы?

- Знаете, если вы, придя в автомобильный спорт, постоянно ощущаете, что находитесь рядом с чем-то большим и исторически значимым, то никогда никем не станете и ничего не добьетесь. Если же понимаете, что это обычная рутинная работа, то в принципе все возможно.

Когда стартовал проект "Маруся", я отдавал себе отчет в том, что рано или поздно мне в любом случае придется "войти" в "Формулу-1". Просто мы считали, что это произойдет не так скоро: думали, что сначала у нас будет какой-то проект в "Гран туризмо", а уже потом состоится приход в "Ф-1". То, что мы в итоге оказались в "королевских гонках" так рано, связано со многими вещами. Тут и экономический кризис сыграл свою роль, и развитие наших отношений с "Косуортом" (моторами этой марки оснащаются как дорожные автомобили Marussia, так и болиды команды в "Формуле-1". - Прим. О.К.).

В итоге получилось, что мои английские товарищи затянули нас в "Формулу" быстрее, чем мы сами предполагали. И это оказалось правильным решением. То есть в конце 2011 года мы уже, наверное, не смогли бы найти такие деньги, чтобы купить команду...

А насчет того, думал ли я... Конечно, нет! Я вообще предпочитаю работать здесь и сейчас. Если ты сидишь на диване и раздумываешь: "Вот, буду в "Формуле-1" через двадцать лет", - то, конечно, ты нигде не будешь. А если ты работаешь, то можешь и на Марсе в принципе оказаться. Было бы желание.

- Каким вы видите будущее "Формулы-1" и роль в ней вашей команды?

-  "Формула-1" должна оставаться высшим эшелоном автомобильного спорта, полигоном передовых технологий. И, несомненно, когда мы в будущем перейдем на 1,6-литровые турбомоторы, это будет выдающийся технический прорыв - независимо от того, насколько дорого это будет стоить. Может быть, изменится формат "изображения" "Формулы-1" - скажем, постепенно начнет уходить телевидение, будут приходить новые технологии. И лично я бы добавил человеческого фактора. Мы в Монако посмотрели фильм "Сенна". Он производит очень сильное впечатление. Хочется вернуть этот дух. Это то, над чем нам всем, как мне кажется, надо работать.

- Это про будущее "Формулы-1". А что насчет команды?

- Мы в гонках для того, чтобы выигрывать.

- Когда? В "Гран-При Сочи"?

- Мы будем стараться. Нельзя сказать, когда именно начнем выигрывать. На Сочи мы, конечно, нацелены. Но путь будет непростым. И нам хотелось бы избежать на этом пути ошибок, вот что самое главное.

- Николай, последний по очереди, но не по важности вопрос. В команде пока не так много россиян. Будут ли еще наши люди?

- Несколько людей в команде уже работают. Постепенно ряды будут пополняться. У меня есть на этот счет определенные планы. Мне бы хотелось, чтобы в команде появились и российские механики. Но это не быстрый процесс. Нужна школа, ребят надо учить.

Олег КАРПОВ

Полностью интервью Фоменко - в завтрашнем номере "СЭ"