Отгремел грандиозный финал сезона "Формулы-1". Чемпионом мира стал Себастьян Феттель на Red Bull, но титул немца был бы невозможен, не соверши "Феррари" фатального просчета. Корреспондент "СЭ-Интернет" анализирует причины провала Фернандо Алонсо в Абу-Даби и ищет скрытый умысел в действиях тактиков команды "Ред Булл".
В этом году в "Формуле-1" сложилась удивительная для современного мира картина: команда "Ред Булл" выиграла чемпионат благодаря своей честности! Стоило австрийцам пойти на поводу у общественного мнения, и, расставшись с принципом "фэйрплэй", сделать ставку на одного гонщика – чемпионом стал бы Алонсо из "Феррари".
Если бы в Бразилии в "Ред Булл" попросили Феттеля отдать победу Марку Уэбберу, несложно посчитать, с каким результатом завершился бы чемпионат. Первым стал бы Алонсо с 252 очками, на второй и третьей позиции с 249 баллами на каждого расположились бы Уэббер с Феттелем.
В то же время, насладившийся "подарком" Массы в Германии Фернандо Алонсо не смог воспользоваться полулегально добытым преимуществом и упустил титул. Репутация "Формулы-1" сохранена: чемпион определился без применения командной тактики.
Но обратимся непосредственно к гонке, судьбу которой во многом решило тактическое мастерство "Ред Булла" и "Феррари".
Все участники чемпионата "Формулы-1" знают, когда в этом году принято отправляться на пит-стоп: оптимальные интервалы выработаны еще с начала сезона. Опыт минувших гонок показывал, что чересчур ранний визит в боксы может привести к повышенному износу покрышек на финише, в то время как слишком позднее посещение пит-лейна грозит обернуться потерей времени из-за пилотажа на "убитой" мягкой резине.
В свете этого, абсолютно логичным выглядело решение лидеров не сворачивать в боксы под пейс-каром. Смена колес уже на первом круге сулила большие неприятности под конец заезда, и никто из претендентов на чемпионскую корону не рискнул принять столь экстремальное решение. На пит-стоп отправились те, кому это действительно могло принести дивиденды: Росберг, Петров, Альгерсуари. Для этой троицы решение стало абсолютно оправданным – гонщики финишировали на 4-м, 6-м и 9-м месте соответственно.
Но не стоит думать, что такой сценарий сработал бы для лидеров. Находясь в комфортной позиции во главе пелотона, конкуренты по чемпионской гонке рисковали потерять слишком много позиций.
Дальнейшее же течение "Гран-при Абу-Даби" сильно напоминало финальную гонку сезона-86, в результате которой чемпионское звание также досталось наименее вероятному кандидату.
Напомню, перед последним этапом сезона-86 на итоговую победу претендовали трое: Нельсон Пике с Найджелом Мэнселлом на "Уильямсах" и Ален Прост на "Макларене". Меньше всех шансов на титул имел француз, но в итоге именно он праздновал победу.
Команда "Макларен" принесла в жертву гонку напарника Алена, Кеке Росберга, ради того, чтобы ввести в заблуждение конкурента. Перед началом заезда "Макларен" распространил слухи о новой износостойкой резине Good Year,способной продержаться все километры дистанции. Шинники эти сообщения не подтверждали, но соперники из "Уильямса" были заинтригованы: вдруг в стане конкурентов знают что-то, чего не знают они?
Для победы в чемпионате Мэнселлу хватило бы и третьего места, но стратеги "Макларена" перехитрили оппонентов и спровоцировали роковую ошибку капитанского мостика команды "Уильямс".
Напарник Проста по "Макларену" Кеке Росберг еще в середине сезона объявил о завершении карьеры. По ходу заключительного Гран-при Австралии финн направо и налево заявлял, что собирается выиграть свою последнюю гонку в "Формуле-1", и чья-то борьба за титул его совершенно не волнует. С самого старта Росберг набрал невероятный темп, и, одного за другим обойдя всех лидеров, вышел на первую позицию. Тогда в "Уильямсе" поняли: слухи о долговечной резине могут оказаться правдой!
Раздосадованные уплывающей из рук победой, Мэнселл и Пике взвинтили темп и, не обращая внимания на износ покрышек, бросились догонять Росберга. Между тем, ехавший позади Ален Прост сымитировал прокол колеса и якобы вынужденно направился в боксы – менять шины. И пока француз спокойно доезжал на свежем комплекте, впереди него развернулась подлинная драма.
На 61-м круге взорвалась задняя покрышка на автомобиле Росберга, а спустя круг резина не выдержала и у Мэнселла! Болид большого Найджела выбросило с трассы, и только тут в "Уильямсе" поняли, какую шутку провернули с ними ребята из "Макларена". Слух об износоустойчивости продукции Good Year оказался чистой воды уткой, придуманной специально, чтобы запутать конкурентов Проста.
И пока оставшемуся на трассе Пике спешно меняли "убитую" резину, Ален Прост промчался мимо и вышел в лидеры. Француз выиграл "Гран-при Австралии" и стал чемпионом мира, а "Уильямсу" оставалось только посыпать голову пеплом: в заведомо выигрышной ситуации команда не смогла привести своих пилотов к чемпионскому титулу.
А теперь посмотрим на финальный этап сезона-2010. На 11-м круге гонки Марк Уэббер ошибается на входе в поворот и чиркает задней правой покрышкой о стену. Темпа австралиец не теряет, но тем не менее жалуется команде на то, что задняя резина перестала держать трассу. Марка мгновенно зазывают на пит-стоп, и выезжает австралиец уже на свежем жестком комплекте.
Тогда казалось, что этот момент станет ключевым в гонке: сможет ли Уэббер быстро прогреть резину и, набрав хороший темп, опередить Алонсо за счет более ранней остановки? Вместо ответа, Марк уткнулся в неторопливого Хайме Альгерсуари. Пилот "Торо Россо" сменил покрышки еще в начале заезда, а значит наметившаяся борьба с Марком Уэббером была вполне реальной: ни испанцу, ни австралийцу больше не нужно было посещать пит-лейн. Просто так отдавать позицию Альгерсуари был не намерен, и Марк начал терять время за своим "полу-напарником" из младшей конюшни.
После гонки Эдриан Ньюи поблагодарил Хайме и предположил, что именно неуступчивость испанца сослужила добрую службу в деле изменения тактических установок "Феррари": "Дело в том, что если бы Альгерсуари не задержал Марка Уэббера, "Феррари" вряд ли бы рискнула провести пит-стоп Алонсо – ведь было бы поздно, и Марк опередил бы испанца. Из-за того, что Уэббер задержался, они решили зазвать своего гонщика в боксы. В общем, "Торо Россо" нам помогла – подозреваю, что неосознанно".
Судить о темпе Уэббера позади Альгерсуари было сложно, и "Феррари" опробовала намечающуюся стратегию на Массе. Фелипе оперативно провели пит-стоп, и, сравнив темп бразильца до и после остановки, а также услышав позитивный отзыв Массы по поводу новой резины, стратеги "Скудерии" решились: остановке Алонсо быть!
После гонки главный инженер "Феррари" Крис Дайер в своем твиттере отметил, что принять это решение он отважился вдвоем с гоночным инженером испанца Андреа Стеллой. Австралийский специалист попросил не винить всю команду за тактический просчет двух человек – Дайер принял на себя весь груз ответственности. Впрочем, мужественный поступок Криса не меняет результатов: "Феррари" потеряли практически завоеванный чемпионский титул.
Ирония еще и в том, что промедли Алонсо с пит-стопом пару кругов – и он выехал бы позади Уэббера. Зато стоило Фернандо задержать свой визит в боксы на десяток другой кругов – и Алонсо вернулся бы на трассу намного опережая австралийского соперника из "Ред Булл".
Но почему же стала возможной нетривиальная тактика затягивания пит-стопа? Дело в том, что гонка в Эмиратах – одна из всего двух в календаре, проходящая при искусственном освещении. Вечернее время проведения заезда обуславливает совершенно специфические кондиции асфальта: вместо того, чтобы нагреваться от каждого пройденного круга, в Абу-Даби и Сингапуре по мере прохождения дистанции дорожное полотно только охлаждается.
Обычно гонки начинаются в 14:00 и к 15:30 пригревающее солнышко до предела раскаляет асфальт, заставляя резину интенсивно деградировать. Гонка в Эмиратах приняла старт в 17:00 по местному времени – в результате и без того не очень горячее дорожное полотно принялось остывать. Щадящая температура покрытия бережно отнеслась к мягкой резине, позволив ей продержаться дольше, чем обычно.
Похоже, в "Феррари" просто недооценили важность этого фактора, два месяца назад не оказавшего существенного влияния на триумф Фернандо Алонсо в Сингапуре. Лучше всех ситуацию просчитали в "Макларене" и "Рено": оттянутые пит-стопы Баттона и Кубицы позволили им серьезно укрепить позиции на треке. И если Дженсон так и остался третьим, то Роберт благодаря смелой тактике добрался до пятого места!
Все эти рассуждения подводят нас к вопросу вопросов: был ли предумышленным контакт Уэббера со стеной и последующий ранний визит Марка в боксы?
В пользу этой гипотезы говорит возможность "Ред Буллов" применить разную тактику для своих пилотов – двум одновременно чемпионами все равно не стать, а следовательно, жертвуя одним, можно добиться победы для другого. Тактика Уэббера вполне могла сработать, и тогда в проигравших числился бы уже Феттель.
Также в пользу такого предположения свидетельствует довольно жесткая борьба Уэббера с Альгерсуари: Марк явно не рассчитывал, что представитель молодежной дружины "Ред Булла" станет активно мешать ему бороться за титул. Спустя два круга Хайме все же пропустил Уэббера, но ценное время было потеряно.
"Против" говорит невозможность предугадать и спланировать ошибку: стоило Марку атаковать бордюр чуть сильнее, и легкое касание бетонного отбойника превратилось бы в разбитый болид. При желании, повышенный износ покрышек имитировать проще и безопасней.
Плюс к тому, Фелипе Масса перешел на жесткую резину сразу вслед за австралийцем и остался доволен поведением машины. Будь стратегия Уэббера заведомо проигрышной, бразилец ощутил бы это на собственной шкуре.
На деле, в гонке просто сложилось множество факторов, в итоге обеспечивших победу Себастьяну Феттелю. Спрогнозировать ранний пейс-кар (без которого не было бы Петрова перед Алонсо), промашку Уэббера мимо апекса и крайнюю неуступчивость Альгерсуари невозможно, какими бы изощренными стратегами не были спецы "Ред Булла".
Признаться честно, мне самому не верится в столь хитроумную комбинацию командного мостика австрийской конюшни. Так или иначе, нет сомнений: любители теории заговоров незамедлительно возьмут такую версию событий на вооружение.
Антон ПОГОРЕЛЬСКИЙ