С прицелом на будущее

Telegram Дзен

Корреспондент "СЭ Интернет" анализирует результаты тестов молодых гонщиков на трассе в Абу-Даби и обращает повышенное внимание на 58 кругов Михаила Алешина за рулем боевого болида Renault R30.

В прошлый вторник после "Гран-при Абу-Даби" свершилось знаковое событие: российский гонщик Михаил Алешин вывел на трассу "Яс-Марина" современный автомобиль "Формулы-1" команды "Рено". Это право наш соотечественник выиграл в нелегкой схватке с Даниэлем Риккьярдо и Эстебаном Геррьери: весь год Алешин сражался за титул в "Мировой серии Рено" и в результате драматичной гонки в Барселоне взял титул.

Призом за победу в молодежной гоночной серии стали тесты болида Renault F1. Место в кокпите, за которое другим гонщикам приходилось выплатить изрядную сумму, досталось Алешину совершенно бесплатно – исключительно за спортивные достижения.

Стоит отметить, что заезды на полноценной "формульной" технике не были первыми для Михаила: за последние пару лет россиянину довелось поездить и на "Рено", и на "Ред Булле". Однако те тесты были скорее увеселением для спонсоров и репортеров, нежели полноценной испытательной работой. Летом 2010-го Алешин покатался на болиде "Рено" 2008 года, а два года назад поездил по московским улицам на демонстрационном "Ред Булле", выступавшим в гонках за 3 сезона до этого.

На "Яс-Марине" Алешин оказался в принципиально ином качестве: Михаила оценивали как самостоятельного гонщика. Россиянин смог преодолеть 58 кругов, попробовав два типа сухой резины – жесткий и средний.

Главный гоночный инженер "Рено" Алан Пермейн остался доволен работой с Алешиным и отметил хороший потенциал россиянина. "Михаил провел для нас хороший день испытаний, – сказал Пермейн. – Большую часть утра он провел на среднем типе шин, стабильно улучшая результаты. Днем он поставил лучшее время на жестких шинах, когда температура трассы была наиболее высокой. В целом мы были впечатлены его подходом и скоростью".

Пермейн не зря сделал акцент на промежуточных результатах первой половины дня. После обеда российский пилот не смог показать быстрых секунд: на болиде "Рено" вышла из строя гидравлика, и вечером Михаил на трассе не появлялся. В тот момент, когда дорожное полотно подостыло и позволило гонщикам показывать наилучшие результаты, Алешин сидел в боксах и ничего не мог противопоставить превосходящим его время конкурентам.

Итоговое отставание россиянина усугубило то, что 23-летний москвич так и не опробовал наиболее быстрые мягкие шины. Впрочем, финальный шестой результат с отставанием от лидера в две с половиной секунды не сильно расстроил Алешина – в конце дня Михаил сиял от счастья. "Работать с такой командой, как "Рено", было просто фантастикой. Это утро было очень интересным. Технический брифинг во время перерыва также очень мне помог. Машина выглядела очень хорошо, ей было приятно управлять. "Формула-1" – это восхитительный и манящий мир, и моя цель – стать его частью", – подчеркнул Алешин.

***

Помимо Алешина опробовать болид Renault F1 довелось бельгийскому гонщику Жерому Де Амброзио. 24-летний пилот сел за руль на день позже Михаила, когда температурные условия в Эмиратах наиболее благоволили быстрым секундам. Не столкнувшись с техническими проблемами, Де Амброзио выполнил всю намеченную программу и завершил день на второй строчке с отрывом от лидера в 7 десятых секунды.

На первый взгляд, бельгиец по всем статьям переиграл россиянина, однако сравнивать результаты двух пилотов не совсем корректно. Де Амброзио проехал на 25 кругов больше, смог поездить на мягкой резине – наконец, для Жерома это были не первые тесты за рулем машины "Формулы-1" 2010 года: днем ранее бельгиец вывел на трассу автомобиль "Верджин" и показал на нем десятое время. Не забываем и о четырех пятничных сессиях свободных заездов, проведенных Де Амброзио в рамках "Гран-при "Формулы-1" в конце минувшего сезона.

За спиной Жерома д’Амброзио стоит сам Эрик Булье, в данный момент ведущий активные переговоры с командой "Верджин" о месте боевого пилота. Шансы бельгийца на место в сезоне-2011 довольно высоки, однако контракт до сих пор не подписан. Булье кивает на новых владельцев команды и вызванную ими задержку по согласованию всех бумаг, но рискнем предположить, что главная причина затягивания принятия решения кроется в вопросе финансирования.

Не секрет, что у Де Амброзио нет преуспевающих спонсоров, готовых проплатить его выступления в "Формуле-1" в 2011-м. Если "Верджину" удастся заарканить кого-нибудь из денежных пилотов, либо спонсоры Лукаса ди Грасси все-таки пойдут на увеличение ежеквартальных платежей, дебют Жерома в "королевских гонках" будет отложен на неопределенный период, а самому Де Амброзио, скорее всего, придется провести еще один сезон в GP-2.

***

Болид команды "Форс Индия" прогнозируемо пилотировал Пол ди Реста. Шотландский ставленник "Мерседеса" весь сезон ходил в потенциальных дебютантах, и пока подписи под соглашениями с боевыми гонщиками не будут поставлены, слухи будут продолжать отправлять ди Ресту в кокпит одной из индийских машин. На тестах шотландец расположился в середине пелотона, показав восьмое и седьмое время.

Основной "Мерседес" в Абу-Даби испытывал Сэм Берд. Английский юниор из GP-2 приглянулся важным шишкам из Штутгарта благодаря своим победам в "Формуле-BMW", двухлитровой "Формуле-Рено" и островной "Формуле-3". Выигранная гонка GP-2 в Монце также помогла Берду – и Норберт Хауг позвал 23-летнего британца протестировать Mercedes W01. Подробности о программе Сэма неизвестны, однако после разочаровывающего девятого времени во вторник Берд смог серьезно прибавить и в среду показал совсем неплохой третий результат.

Соперник Берда по чемпионату GP-2 2010 года, его соотечественник Оливер Терви в Абу-Даби пилотировал болид "Макларена". Во вторник уроженец Туманного Альбиона показал второе время, за весь день накрутив целых 83 круга. Для 23-летнего англичанина закрепиться в "Макларене" жизненно важно: спонсировавшая Терви организация Racing Steps Foundation больше не сможет оказывать поддержку пилоту.

Вдвойне обидно британскому юниору должно быть из-за того, что результаты Терви вполне устраивали его покровителей – у английского инвестфонда просто закончились деньги. Для продолжения карьеры в GP-2 Терви необходимо собрать два миллиона фунтов стерлингов – в противном случае он может попрощаться с мечтой о "Формуле-1". Но тесты в "Макларене" вселяют определенную надежду, и в случае позитивного исхода переговоров конюшня из Уокинга сможет оплатить следующий сезон Оливера в юниорской гоночной серии.

Второй день тестов за рулем "Макларена" провел и штатный резервист команды Гэри Паффетт, много лет выступающий в DTM. Для 29-летнего британца прошедшие заезды стали не более чем шансом вспомнить навыки пилотирования болидов с открытыми колесами – о возможном дебюте Паффетта в "Больших призах" уже давно никто не говорит всерьез.

Заканчивая рассказ о командах, использующих двигатели "Мерседес", упомянем юниора "Форс Индии": 19-летний гонщик из Португалии Антонио Феликс да Коста поразил наблюдателей своим темпом, с ходу показав третье время на абсолютно незнакомой технике. Протеже бывшего пилота "Формулы-1" Тиагу Монтейру, да Коста успешно выступил в дебютном сезоне "Евросерии Формулы-3", а в следующем году может оказаться в серии GP-3.

Его соратник по тестам в "Форс Индии" оказался не в пример скромнее. 23-летний голландец Йелмер Бюрман отъездил 67 кругов во второй день испытаний и показал лишь десятое итоговое время.

***

Наконец, "Уильямс" предоставил свои болиды в распоряжение двум молодым пилотам. 20-летний англичанин Дин Стоунмэн в 2010-м выиграл чемпионат "Формулы-2" и в качестве приза получил полный тестовый день с командой Williams F1. Британец не подвел, и с поправкой на скоростные характеристики болида FW32 показал вполне сносный пятый результат.

В среду же боевой "Уильямс" впервые опробовал Пастор Мальдонадо. Южноамериканский гонщик стал знаменитым не столько благодаря таланту (хотя чемпионский титул в GP-2 предполагает определенный потенциал), сколько из-за скандальной истории с увольнением Нико Хюлькенберга. Добрых три месяца команда Williams решала, кто будет управлять ее автомобилями в 2011 году. И если место Баррикелло было непререкаемо, то на кокпит второй машины нашлось несколько претендентов, среди которых был и "денежный" Мальдонадо.

Спонсируемый национальным нефтяным концерном PDVSA, 25-летний пилот сделал коллективу из Гроува интереснейшее предложение: заменить одного чемпиона GP-2 на другого, а в награду получить 10 миллионов долларов и статус героев социалистического труда коммунистической республики Венесуэла.

Имея поддержку главы государства, невероятно экспрессивного эль-президенте Уго Чавеса, Пастор Мальдонадо имеет все шансы стать призовым пилотом "Формулы-1" уже в 2011 году. Вопрос лишь в том, в какой команде венесуэлец дебютирует в "королевских гонках": нефтедоллары Мальдонадо оспаривают "Уильямс" и HRT.

В HRT он провел целых три тестовых дня (включая испытания покрышек "Пирелли"), в "Уильямсе" ограничился одним: на все про все у спонсора Мальдонадо ушел один миллион долларов – рекорд этого ноября.

Конечно, британская конюшня является приоритетным выбором для венесуэльца, однако последние слухи связывают с "Уильямсом" еще и Гидо ван дер Гарде – иначе чем объяснить, что контракт с самым богатым рента-драйвером этого межсезонья до сих пор не подписан? Британская команда не собирается упускать Мальдонадо – разрыв отношений с Хюлькенбергом тому подтверждение – однако дебют Пастора сразу в знаменитом коллективе может сыграть с дебютантом злую шутку.

Наблюдатели не исключают вариант, при котором богатый венесуэлец сможет дебютировать за рулем HRT, а в 2012-м стать полноправным пилотом "Уильямса". Место же в британской конюшне, по мнению голландской прессы, должно достаться уроженцу Нидерландов Гидо ван дер Гарде: за последний месяц экс-тестер "Форс Индии" смог собрать неплохой бюджет и теперь готов потягаться с Мальдонадо в толщине спонсорского кошелька. Так или иначе, место в некогда славном коллективе Фрэнка Уильямса получит рента-драйвер – а какой именно, теперь не столь принципиально.

***

Возвращаясь к прошедшим тестам, отметим, что это были последние заезды болидов "Формулы-1" в боевом режиме на резине "Бриджстоун". Теперь японские шинники окончательно покинули "Большие призы", уступив почетное звание монопольного поставщика покрышек "Формулы-1" итальянской фирме "Пирелли".

Сами же тесты на 100 процентов исполнили свою функцию прикатывания юных дарований. Молодые гонщики два дня провели за рулем болида "Формулы-1", общались с инженерами и участвовали в технических совещаниях. Кто знает, скольких из гонявшихся в Абу-Даби юниоров мы увидим на стартовой решетке в марте 2011-го…

Антон ПОГОРЕЛЬСКИЙ

АБУ-ДАБИ. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ FIA ДЛЯ МОЛОДЫХ ПИЛОТОВ

1-й день. 1. Риккьярдо ("Ред Булл") - 1.39.616. 2. Терви ("Макларен") - 1.40,725. 3. Феликс да Коста ("Форс Индия") - 1.41,381. 4. Гутьеррес ("Заубер") - 1.41,432. 5. Стоунмен ("Уильямс") - 1.41.522. 6. АЛЕШИН ("Рено") - 1.42.073. 7. Вернье ("Торо Россо") -1.42.489. 8. Ди Реста ("Форс Индия") - 1.42,736. 9. Берд ("Мерседес") - 1.42,985. 10. Де Амброзио ("Верджин") - 1.43,618. 11. Мальдонадо (HRT) - 1.43,750. 12. Бьянки ("Феррари") - 1.43,894. 13. Гонсалес ("Лотус") - 1.44,924. 14. Харьянто ("Верджин") -1.49,439.

2-й день. 1. Риккьярдо - 1.38,102. 2. Де Амброзио - 1.38,802. 3. Берд- 1.39,220. 4. Паффетт ("Макларен") - 1.39,760. 5. Бьянки - 1.39,916. 6. Перес - 1.40,543. 7. Ди Реста - 1.30,901. 8. Мальдонадо - 1.40,944. 9. Вернье - 1.40,974. 10. Бюрман ("Форс Индия") - 1.41,178. 11. Вальсекки (HRT) - 1.43,013. 12. Рация ("Верджин") - 1.43,525. 13. Краль (HRT) - 1.44,143. 14. Гонсалес - 1.44,312. 15. Арабаджев ("Лотус") - 1.45,723.